Мастер света
Родился 25 мая 1976 года в г. Целинограде (Казахстан) в семье инженеров. Образование: 1992-1997 гг. Луганский Восточно-Украинский Государственный Технический Университет, специальность «менед
досье
Юрий Осипенко
Образование: 1992-1997 гг. Луганский Восточно-Украинский Государственный Технический Университет, специальность «менеджер-системоаналитик».
Карьера: 1993-1997 гг. частный предприниматель (Украина).
1997-2001 гг. ООО «ЦЕРС» (Новочеркасск).
С 2001 г. руководитель компании «НОТИС». Сфера деятельности: проектирование и инсталляция профессионального светового и звукового оборудования,
реставрационные и строительно-ремонтные работы.
Семья: не женат.
Хобби: шахматы, плаванье, боевые искусства, чтение (любимые авторы: Ричард Бах, Василий Головачев, Теодор Драйзер).
**********************************************************************************************************************************************
Начиная предпринимательскую деятельность, Юрий Осипенко сделал ставку на наукоемкие технологии. Тогда этот вариант выглядел заведомо проигрышным. Сейчас ООО «Нотис» крупнейшая холдинговая компания в сфере световых, звуковых и музыкальных технологий на юге страны. Его команда разрабатывает и внедряет сложные проекты, которые в России до сих пор мало кому по силам. В кабинете у Юрия Осипенко стоит большая шахматная доска. «В жизни все бывает совсем не так, как кажется на первый взгляд, Юрий кивает на черно-белые фигуры. Знаете, как в шахматной партии: казалось бы, выгодная ситуация и вдруг безусловный мат. Или наоборот: сейчас пешка, а через несколько ходов король. Главное выработать стратегию и тактику и не сдаваться».
Юрий Осипенко подчеркивает, что он потомственный бизнесмен со сформировавшимся рыночным мышлением: «Я многое впитал в себя с детства, в эпоху первых кооперативов. Мы жили тогда в Ташкенте, а на Востоке рыночные отношения существовали даже в советские годы. Отец мой в 1986 г. наладил производство специальной звуковой и осветительной аппаратуры для шоу-бизнеса: театров, ночных клубов, дискотек. Он мог сделать так, чтобы звук «светился», а свет «звучал».
Когда семья вынуждена была уехать из Узбекистана в Россию, отец и сын решили сохранить направление семейного бизнеса производство аппаратуры для шоу-бизнеса. «Родители выбрали Ростовскую область более-менее развитый в промышленном отношении южный регион страны. И перебрались не в Ростов, а в Новочеркасск, где жилье было дешевле и стоимость аренды ниже».
С самого начала предпринимательской деятельности Юрий, как и его отец, был убежден: вкладывать силы и деньги нужно в производство. Настойчивости и упорства у молодого предпринимателя было предостаточно. Останавливало другое: «Для развития дела, особенно производства, катастрофически не хватало денег. Мы теряли заказы и клиентов, вспоминает Юрий. Я некоторое время работал вместе с отцом в его фирме «ЦЕРС», но стало очевидно, что самостоятельно производству встать на ноги не удастся».
Для финансовой поддержки семейного бизнеса Юрий в 1998 г. создал в Ростове торговую компанию «Нотис». Продавали шоу-аппаратуру не только собственного изготовления, но и известных зарубежных и российских марок. За три года непрофильный актив стал основным источником доходов, дающим возможность развивать производство.
«Наконец-то мы сосредоточились на научных разработках, на развитии небольшого опытного предприятия, способного выпускать хотя бы минимальные партии высококачественной наукоемкой световой и звуковой аппаратуры, рассказывает Осипенко. Причем производство на тот момент приносило не более 3-5% от общего оборота». В 2001 г. фирма «ЦЕРС» стала структурным подразделением новой компании «Нотис» с головным офисом в Ростове.
Первым проектом компании в Ростовской области стала реконструкция и архитектурная подсветка Триумфальной арки в Новочеркасске. Чтобы вывести новый продукт на рынок, в «Нотисе» приняли решение продемонстрировать возможности своих светильников. К 250-летию атамана Платова компания разработала уникальный проект и предложила новочеркасской администрации воплотить его в жизнь совершенно бесплатно. Разумеется, мэрия не смогла отказаться от столь заманчивого предложения. Затратный маркетинговый проект оправдал себя: следующую работу, архитектурную подсветку Новочеркасского Всевойскового собора, компания уже выполняла по заказу мэрии. И снова проект был уникальным. Благодаря сочетанию узконаправленного и заливного света, специалисты добились передачи объемно-пространственной формы собора и подчеркнули архитектурные детали. Помимо ламповой подсветки, специалисты компании использовали проекционную: по христианским праздникам на фасадной части собора теперь можно видеть слайды с изображениями картин фламандских живописцев на библейские темы. Этот проект высоко оценили даже зарубежные производители: представитель австрийской компании Pani, лидера на рынке проекционного оборудования для архитектурной подсветки, признал, что в Европе фирмы, способные воплотить подобный проект, можно пересчитать по пальцам. В России тогда конкурентов у «Нотиса» не было. Так родилась и была проверена на практике стратегия успеха: «сделай то, чего никто кроме тебя сделать не сможет».
Заказы компания получала один за другим: местные власти запланировали с их помощью осветить Атаманский дворец, драматический театр и Дворец торжественных обрядов. Расширялась география заказов: на несколько больших проектов по архитектурной подсветке компанию пригласила ростовская мэрия.
Юрий уверен, что уникальность одно из главных конкурентных преимуществ в бизнесе. Компания «Нотис», изготавливающая и устанавливающая источники света, до сих пор остается единственным наукоемким производством на юге России. Производственное предприятие холдинга сконцентрировано на разработке и выпуске принципиально новых светодиодных источников света. Сегодня компания владеет патентом, позволяющим эксклюзивно производить эти светильники в России.
«Мы исходили из очевидного: светодиодный источник сегодня идет на смену электролампочке (представьте масштаб этого рынка!). И наша компания создала пока единственную в мире разработку энергосберегающий светодиодный прожектор серии LZ. Мы опередили и PHILIPS, и Siemens, и OSRAM, несмотря на то, что наш бюджет и бюджет PHILIPS сопоставимы, как комар и кит». Сегодня ООО «Нотис» на существующих производственных мощностях завершил реализацию своего пилотного проекта освещение светодиодными уличными фонарями центральной улицы Азова. Аналогов данного проекта в стране нет. Параллельно разрабатывают подобную программу для освещения на центральных и второстепенных улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тольятти. А с апреля текущего года начнут выпускать LZ второго поколения с использованием новейших светодиодов.
Чтобы привлечь в производство инвестиции, уверен Юрий Осипенко, нужно развивать несколько направлений бизнеса. «В самостоятельные предприятия мы стали выделять те подразделения, которые уже, на наш взгляд, реализовались. Мои заместители становились руководителями этих предприятий. Уставный капитал по-прежнему принадлежит головной компании холдинга». Холдинг аккумулирует ресурсы на уровне управляющей компании и направляет их на те предприятия и проекты, которые соответствуют стратегии развития. К тому же, как более крупная рыночная структура, холдинг вызывает большее доверие банков и уже может претендовать на привлечение «длинных» средств. В состав головной компании «Нотис» сегодня входят департаменты развития, логистики, финансовый и IT-технологий, а сама холдинговая структура объединяет предприятия «М.Арт», «Нотис-Дизайн», «Нотис-Инжиниринг», «Юридическую компанию Нотис» и, собственно, то, ради чего все затевалось, производственную компанию «ЦЕРС».
Сегодня в дочерней компании «Нотис-Дизайн» формируется архитектурное направление. Юрий рассказывает, что уже начали искать и привлекать молодых талантливых архитекторов: в профильных вузах объявляют конкурсы проектов. Ведут «охоту за головами»: фирма приглашает на работу молодых дизайнеров, которые успели заявить о себе яркими проектами. Работы много. «Мы предложили администрации Ростова реконструировать въезды в город. Сегодня они в ужасном состоянии, а это то, с чего начинается знакомство приезжих с городом, это его лицо, первое впечатление о нем и о нас. Скоро в Ростове откроется новая медицинская клиника для женщин. Специалисты «Нотис-Дизайн» не только создавали дизайн-проект, но и подбирали все материалы, учитывая специфику этого учреждения. Пришлось поработать со специальной литературой. Выполнить такую задачу очень интересно», рассказывает Юрий.
Осипенко уверен, что творческий подход применим и в науке, и в поиске кадров и интересных идей. Их можно найти в сферах, далеких от наукоемких технологий. Коллеги рассказали Юрию историю ростовского спортсмена, двухкратного чемпиона мира среди любителей по кикбоксингу. Не имея средств для поездок на соревнования, тот был готов уйти из большого спорта и заняться только тренерской работой. «Я заочно этого человека знал, рассказывает Юрий, у него тренировались некоторые из наших работников. Поэтому принял решение познакомиться, выяснить его философию, интересы». Компания «Нотис» взяла шефство над боксером и создала проект: грандиозное световое шоу с музыкальным сопровождением группы «БИ-2». Над реализацией замысла увлеченно работали все «силы света» предприятия. Венцом шоу стал титульный бой нашего спортсмена Анатолия Носырева с вице-чемпионом мира, чемпионом Европы Мартином Беркамом из Чехии. Он приехал в Ростов специально для этого поединка. Анатолий Носырев выиграл бой, сокрушив нокаутом чеха в восьмом раунде.
Хотя прибыль от реализации многих проектов фирмы далека от сумм, которые получают за аналогичную работу в Европе, Юрий уверен, что трудозатраты оправданны: это позволяет развивать бизнес, открывать новые направления, расти профессионально. Предприниматель считает, что строить бизнес-модель исключительно с расчетом на прибыль путь заведомо тупиковый, такое предприятие просто не будет конкурентоспособным: «Потребление не цель, и деньги, о которых все-таки приходится думать постоянно, тоже нельзя назвать целью, это лишь инструмент. Как кисть для художника», считает Юрий.
Главным своим достижением Юрий считает не световые инсталляции, не разработку принципиально нового источника света, а создание творческой, работоспособной команды единомышленников.
Из тех, кто вместе с Юрием стоял у истоков компании, не ушел ни один человек. Сегодня они руководят структурными подразделениями, воплощают новые творческие проекты. В холдинге работает более ста человек, и текучки кадров практически нет. По мнению бизнесмена, секрет в том, что изначально сделали ставку на формирование команды.
Специалиста высокой квалификации, да еще и хорошего сотрудника для наукоемкого бизнеса найти сегодня непросто, «Нотис» делает ставку на молодежь: руководители подразделений «идут в народ», замечают талантливых выпускников технических вузов, привлекают к работе над отдельными проектами специалистов-фрилансеров, которые совершенно органично принимаются потом за второй и третий проекты.
О своем коллективе бизнесмен говорит вдохновенно, почти поэтически: «Этим людям близка идея не потреблять, а творить. Наша команда, и вообще, такие команды, как наша это творческий потенциал России, который мы сумели сохранить. Идеи, мозги наше главное богатство». Однако, несмотря на столь поэтические отзывы о своей команде, Юрий очень жесткий и требовательный руководитель. На первый взгляд, парадоксально. Но только на первый взгляд. Юрий объясняет: «Творческому коллективу нужен жесткий, дисциплинирующий руководитель. Если с человека спрос не велик, значит фирме все равно что он есть, что его нет. С другой стороны, работник, который не готов брать на себя ответственность, не готов и работать в команде. Он в «Нотисе» «не приживется» такая вот своеобразная селекция.
А еще растущему бизнесу, по мнению г-на Осипенко, нужно все время «подращивать» кадры: «Учим людей, проводим семинары. Пока не имеем средств посылать сотрудников в Гарвард, но не исключаем в будущем такой возможности. Кстати, у нас проходят занятия английским языком, подготовка групп с разными базовыми знаниями. Появилась необходимость общаться с зарубежными партнерами, и каждый на своем уровне должен это уметь».
Юрий замечает с некоторой долей самоиронии, что лидером творческой команды быть непросто: «Нужно обладать определенной харизмой, уметь «держать удар» и учиться на собственном отрицательном опыте, верить в дело. Вообще, руководствуюсь принципом: во что ты веришь, того и достигнешь».
«Командный дух» позволяет воплощать разные по характеру задачи и идти вперед. Творческая команда, нацеленная на решение крупных задач, способная по уровню образованности, эрудиции превзойти иностранных бизнес-игроков это, если хотите, национальная идея. По-моему, такие команды должны стать лидерами мнений российского бизнеса», уверен Юрий Осипенко.