Льготное автокредитование: господдержка запоздала или все только начинается?
Несмотря на все свои недостатки, госпрограмма по субсидированию из бюджета ставок по автокредитам все же работает и пользуется спросом среди потребителей эконом-сегмента. К такому выводу пришли
Сколько ростовчан уже воспользовалось льготным автокредитом?
Зачем минпромторг РФ решил изменить условия госпрограммы?
эксперты
Марина Асадулаева
руководитель отдела кредитования ОАО «Ростов-Лада» (официальный дистрибутор «АвтоВАЗа»)
Сергей Денисенко
директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове
Наталья Зубенко
главный экономист Ростовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»
Жанна Корешникова
управляющая дополнительным офисом Ростовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» в г. Аксай
Юлия Лифашина
заместитель управляющего филиалом банка УРАЛСИБ в Ростове
Вадим Новиков
заместитель директора ростовского филиала ЗАСО «ЭРГО Русь»
Владимир Пономарев
директор ростовского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»
Виктор Родин
финансовый директор группы компаний «ААА Моторс»
Наталия Савченко
начальник аналитического отдела по автокредитованию и автострахованию ООО «Л-Моторс»
Татьяна Сергиенко
заместитель директора Управления кредитования частных клиентов Юго-Западного банка Сбербанка России
Роман Трофимов
руководитель проекта автострахование Южнороссийского филиала «АльфаСтрахование»
Светлана Шацкая
начальник отдела кредитования частных клиентов Ростовского отделения № 5221 Сбербанка России
В начале дискуссии представители автосалонов и банков-участников госпрограммы рассказали об итогах первого месяца работы. Лидером по количеству выданных льготных автокредитов пока является Сбербанк, а наибольшим спросом пользуется продукция «АвтоВАЗа». Хотя, по мнению экспертов, если условия изменятся и сумма кредита будет увеличена, ростовчане с большей готовностью купят более дорогую иномарку эконом-сегмента, нежели «Калину».
По словам заместителя директора Управления кредитования частных клиентов Юго-Западного банка Сбербанка России (ЮЗбСБР) ТАТЬЯНЫ СЕРГИЕНКО, к середине мая ЮЗбСБР уже выдал 240 льготных автокредитов на сумму порядка 43 млн руб. (по состоянию на 9.06.2009 г. выдано 650 льготных автокредитов на сумму более 119,6 млн руб. — прим. ред.). «Если брать только Ростов, то это 75 автокредитов на 15 млн руб., — рассказала г-жа Сергиенко. — Всего до середины мая мы приняли порядка 170 заявок на 35 млн руб. Разнница между заявками и выданными кредитами (в два раза) объясняется, в основном, либо поиском желаемого автомобиля, либо отсутствием цветовой составляющей, которая требуется клиенту». Татьяна Сергиенко подчеркнула, что в рамках правительственной программы Сбербанк кредитует под 7%. Наталья Зубенко, главный экономист Ростовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», отметила, что у них пока не так много заявок, как у Сбербанка: «Мы сейчас кредитуем под 10% годовых. Но мы все-таки специализируемся на работе с селом, где спрос на автокредитование и в докризисные времена был значительно ниже, чем в городе». Ее коллега, ЖАННА КОРЕШНИКОВА, управляющая допофисом ростовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» в г. Аксай, пригласила дилеров к сотрудничеству: «Раньше вы сетовали на то, что для работы с нашим банком нужна аккредитация. Хочу сообщить, что условия изменились и теперь ее проходить не требуется».
Руководитель отдела кредитования ОАО «Ростов-Лада» (официальный дистрибьютор АВТОВАЗ) МАРИНА АСАДУЛАЕВА заметила, что ростовчане начали интересоваться условиями этой программы задолго до ее старта — как только в СМИ начали обсуждать вероятность ее запуска. «Поэтому сразу со 2 апреля мы, как и Сбербанк, начали принимать заявки, а 13 апреля стали первым в городе салоном, который продал авто по льготной программе, — сообщила г-жа Асадулаева. — Во многом благодаря этой программе мы наконец-то вернулись к докризисному уровню продаж автомобилей в кредит — 30% от общего количества. А с конца 2008 года по март 2009 включительно этот процент колебался от 2,5 до 6%».
По словам ВИКТОРА РОДИНА, финансового директора группы компаний «ААА Моторс», под действие этой программы попало их подразделение в Воронеже, которое продает Renault. «Могу сказать, что программа работает: к концу апреля мы продали десять «Логанов». Это неплохой результат для одного месяца».
Как оказалось, не все ростовские дилеры, рассчитывавшие на эту программу, смогли попасть в нее к моменту старта. НАТАЛИЯ САВЧЕНКО, начальник аналитического отдела по автокредитованию и автострахованию ООО «Л-Моторс» (холдинг «Гедон»): «Из всего модельного ряда, представленного в нашем холдинге, под данную льготную программу попала только одна модель —Skoda Fabia. Еще до апреля месяца к нам обратились желающие приобрести эти машины на льготных условиях. Но, к сожалению, мы не смогли их оформить в кредит по льготной процентной ставке. Если в январе-феврале Skoda Fabia стоила 349 тысяч рублей, то после апреля цена поднялась до 364 тысяч рублей».
ВЛАДИМИР ПОНОМАРЕВ, директор ростовского филиала ЗАО «Райффайзенбанк», заметил, что постоянный рост цен на иномарки чреват тем, что в списке моделей льготной программы останутся только отечественные машины и «Рено Логан»: «Вполне возможно, что после очередного витка повышения цен большинство производителей выпадут из программы льготного кредитования, и останутся лишь модели «АвтоВАЗа» и «Рено Логан»».
Страховщики в большинстве своем оказались скептиками в оценке перспектив этой программы. Основными ее недостатками эксперты считают запоздание с запуском и расчет на слишком узкий сегмент потенциальных заемщиков. По мнению ВАДИМА НОВИКОВА, замдиректора ростовского филиала ЗАСО «ЭРГО Русь», ценовой сегмент, на который рассчитана программа, не слишком интересен страховщикам из-за высоких тарифов. «Ведь это машины первого уровня — их покупают преимущественно люди, которые недавно получили права и учатся ездить», — объяснил он. Директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове СЕРГЕЙ ДЕНИСЕНКО на это заметил: «Если к страхованию подходить избирательно, то убыточность средний уровень не превысит».
«Программа льготного автокредитования в России по срокам внедрения запоздала, — заявил РОМАН ТРОФИМОВ, руководитель проекта автострахования Южно-Российского филиала компании «АльфаСтрахование». — Первые последствия финансового кризиса стали проявляться в середине сентября прошлого года. Государству необходимо было предпринимать срочные меры по поддержке сектора кредитования в момент, когда резко пошли на спад объемы ипотечного рынка».
Не все эксперты согласились с мнением г-на Трофимова. Виктор Родин, к примеру, заметил, что осенью 2008 г. мало кто понимал масштаб происходящего и мог оценить потери. «Мы, например, увидели падение по кассам только к концу года: в ноябре у нас упали продажи, а зафиксировали это мы в декабре», — сказал эксперт.
По мнению Виктора Родина, в данной программе есть единственный недостаток — ограниченный срок погашения (до 1 января 2011 г.): «Чем позже человек берет кредит, тем больше сжимается срок и ежемесячный платеж получается больше. А ведь это люди с не самым высоким уровнем доходов. Для такой категории клиентов надо увеличить срок действия программы хотя бы до трех лет». Татьяна Сергиенко присоединилась к замечанию г-на Родина: «К примеру, мы работаем активно по жилищным кредитам: бюджет выплачивает нашим заемщикам-участникам госпрограмм субсидию первые три года. В данном случае можно было поступить так же — кредит банк выдает на пять лет, люди получают субсидии от государства первые три года, а два оставшихся платят самостоятельно».
Модератор встречи, главный редактор «ДК-Ростов» ВЛАДИМИР КОЛОДКИН, напомнил собравшимся, что не так давно Министерство промышленности и торговли РФ предложило кардинально поменять эту госпрограмму: максимальную цену автомобиля поднять до 600 тыс. руб., минимальный первый взнос снизить с 30% до 15% от стоимости машины и довести срок кредитования до трех лет. Большинство собравшихся сошлись в том, что российский автопром окажется в ситуации жесткой конкуренции.
«В 2008 году отечественные авто не были приоритетом при покупке у жителей нашего города, — сказала СВЕТЛАНА ШАЦКАЯ, начальник отдела кредитования частных клиентов ростовского отделения № 5221 Сбербанка России. — В портфеле автокредитов отечественные автомобили составляли около 10%». Однако, по мнению г-на Пономарева, эти изменения просто увеличат потенциальный круг клиентов — никто не отберет долю у отечественных машин.
Говоря о целях, которые преследует минпромторг, предлагая изменить программу, эксперты разошлись во мнениях. По словам г-на Денисенко, правительство пытается сохранить в принципе рынок автомобилей, который «схлопывается» очень быстро. Виктор Родин: «Увеличение суммы кредита уходит в сегмент тех моделей, которые собираются в России. По-моему, это сигнал тем инвесторам, которые рискнули начать сборку авто на нашей территории».
Банкиры, присутствовавшие на встрече, напомнили, что у многих из них действуют негосударственные льготные программы, разработанные совместно с автопроизводителями. Однако эксперты посетовали, что зачастую цены на машины растут быстрее, чем скидки на них, из-за чего такие программы оказываются неинтересными. Однако ЮЛИЯ ЛИФАШИНА, заместитель управляющего филиалом банка УРАЛСИБ в Ростове, привела пример удачного партнерства с Ford: «Эта компания быстро реагирует на изменения и выпускает аналогичные конкурентам программы, но с более привлекательными условиями». По ее словам, даже сейчас по некоторым моделям Ford в Ростове сохранились очереди.