Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Кейс: «Не откатить и удержаться»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Алексей Носырев - коммерческий директор Игорь Семеряков - эксперт по продажам Юлия Белоусова - маркетолог Николай Сходняк - генеральный директор Степан Залесов - директор

При попытке региональной экспансии компания столкнулась с требованием представителя крупнейшего оптовика заплатить откат. Руководство «Любо-Дорого & Ко» хочет работать «по-белому», но при этом понимает, что если сегодня не заплатят они, то завтра это сделают их конкуренты, а, значит, рынок будет частично потерян.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Алексей Носырев - коммерческий директор

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

Юлия Белоусова - маркетолог

Николай Сходняк - генеральный директор

Степан Залесов - директор по производству

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

*********************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Сходняк решил начать внедрение CRM с формализации бизнес-процессов: нанял консультантов и дал указание прописать процессы совместно с начальниками подразделений. Автоматизацию начнут в простейших информационных оболочках-прототипах, потом уже купят серьезную CRM-платформу. «Под задачу» пройдет и модернизация компьютерного парка.

********************************************************************************************************************************************

Изжога, цепляясь за внутренности, сползала по пищеводу, захватывая все больше и больше пространства в желудке Алексея Носырева. Коммерческий директор «Любо-Дорого & Ко» понимал, что виной тому не только тушеная капуста, которую он заказал заодно с поджаркой из говядины в околоофисном кафе. Второй причиной стала вполне прогнозируемая и тем не менее случившаяся вспышка нервозности по поводу экспансии компании в регионы. Тот факт, что шеф дал ему все полномочия по регионам, пару месяцев назад казался Носыреву верхом достижений. Сейчас же он осознал: прежде чем прогнозировать развитие в соседних городах, необходимо довести до конца хотя бы первый этап — укрепиться на рынке Челябинска. А это никак не выходило.

Была договоренность с компанией «А-Лига» — крупнейшим оптовиком тех краев. Партнерство досталось «Любо-Дорого & Ко», а не их пермским конкурентам лишь благодаря кровопролитным переговорам, которые весьма искусно провел Алексей. Подвиг остался никем по достоинству не оцененным: Сходняк списал удачу на то, что в «А-Лиге» замом по закупу одно время работал его друг. Так или иначе, но пермяков задвинули, а ТОВУС взяли на пробу.

Сейчас затея готова была рухнуть, что вызывало жуткое жжение в желудке Носырева. С утра звонил менеджер по закупкам «А-Лиги» (Алексей называл такие звонки «пошокировать»). Нет, с ТОВУСом было все в порядке, «А-Лига» распродала первую партию быстро и без остатка. Но…

— Та я бы рад посотрудничать, но вот начальство… оно не в восторге от вашего… ну этого… ТОВУСа, — с тягучим малороссийским акцентом объяснял закупщик. — Вернее, всем наплевать, ТОВУС это чи не ТОВУС, таких ТОВУСов пруд пруди. А какая разница, какой там ТОВУС, если доход одинаковый.

Носырев бурно возразил, собрав воедино и конкурентные преимущества, и планируемую рекламную кампанию, и позиции на местном рынке, но это, по всей видимости, никого на том конце провода не впечатлило.

— Та вы шо?! — фальшиво изумился собеседник. — Ну так и я к вам со всею душой! Хотите дружить — давайте! Давайте, но шобы всем хорошо было — и вам и мне… Ну вы понимаете… когда мне хорошо, тогда руководство уверено, шо вы самые… ну самые хорошие! Давайте подмогнем друг другу, а то начальство, чует мое сердце, опять на пермяков засматриваться начнет…

Намек был понят, но не воспринят. Носырев упрямо не хотел верить, что не сумел договориться о поставках ТОВУСа по «безоткатной технологии». Он попытался вбить крючья в менеджера «А-Лиги», рассказав, как замечательно живется екатеринбургским оптовикам, которые берут качественный продукт в «Любо-Дорого & Ко» без задержек и по интересной цене. Но оппонент предпочитал любым интересам свои личные и парой фраз утвердил Носырева в мысли, что их надо уважать.

Алексей вежливо попрощался и, чтобы не обматерить четверть часа издевавшегося над ним хохла, быстро положил трубку. Негатив наружу не вылез, но вызвал дичайшую послеобеденную изжогу, с которой Алексей попытался справиться стаканом содовой. После третьего глотка в кафе впорхнул (насколько это слово может быть вообще применено к мужчине) Игорь Семеряков. Эксперт по продажам, призванный разруливать проблемные ситуации в сбыте, сегодня переживал профессионально-эмоциональный подъем. С утра он разрулил по полной аж четыре и готов был разобраться еще как минимум с тремя. Носырев тут же предоставил ему такую возможность, детально рассказав об «оранжевой революции» в Челябинске.

— Леша, не занимайся самоедством. При вхождении на новый рынок откат — обычное дело. Учитывая, что просит именно «А-Лига», дать надо.

— Игорь, меня пугает уверенность, с которой ты это говоришь, — подозрительно начал Носырев. Ему совсем не нравилось, что продавец так легко согласен отдать не принадлежащие ему деньги. — Это что, у нас такая новая статья расходов будет? И вообще, тебя не смущает, что продажа больших объемов будет зависеть от этого… хм… индивидуума?

— А сколько твой хохол просит? — Семеряков, увлекшись новой ситуацией, оставил без внимания вопросы начальника.

— Во-первых, не мой, а наш. Так вот, наш общий хохол просит 5% от суммы сделки.

— 5% — это по-божески. Люди вон по 10-15% отстегивают молча, но, правда, зубами скрипят. А что не сделаешь, чтобы сбыт в регионе был гарантирован: подмазанный снабженец по определению старательнее.

— Нельзя терять контроль, а откат именно к этому и ведет, — не унимался Носырев. — Там сидит не наш человек, а вдруг он потом условия начнет менять или еще чего выкинет… Придется искать другого дилера.

— Другой не лучше будет. Хочешь своего человека — сделай его сам, — Семеряков дожевывал уже вторую зубочистку, но делал вид, что спокоен. — С коррупцией борются по телевизору, а на деле «все мужчины делают это!!!» Искать другого — зачем? «А-Лига» — крупняк, пока мы мелочами заниматься будем, пермяки все сожрут, и не факт, что другие дилеры тоже откат не попросят.

— Давай знаешь что… — просчитывая в уме какие-то ходы, Носырев запустил руку в волосы на затылке, но голову чесать не стал. — Давай я директору «А-Лиги» расскажу о поведении его снабженца.

— Давай просто убьем этого хохла, — прыснул со смеху Игорь. — Ага! А что, и тому, кто его сменит, фотографии показывать будем — с места происшествия.

— Ребята, вы что ли совсем перегрелись?! — собеседники, увлекшись зловещими планами, не заметили, как за соседний столик села Юля Белоусова и внимательно слушала разговор. — Есть же цивильные способы: предложим программу лояльности, какую мы для местных дилеров разработали, бонусы за объемы, доставку бесплатную — чтоб ТОВУС там стоил сколько здесь… и затраты станут официальными... Короче, давайте по­спокойнее.

За успокоением Носырев направился к шефу — обсудить проблему и получить санкцию на допзатраты. Николая Сходняка на первый взгляд в кабинете не оказалось: согнувшись под столом, он, будто стыдясь кого-то, надевал на босу ногу только что купленные женой сандалии.

— Жарко, Леша, — произнес он, как только Носырев обнаружил себя кашлем. — Что у тебя?

Алексей вошел во вкус, описывая нечистого на руку закупщика, но Сходняк его резко осадил:

— Я делегировал тебе развитие регионов? Вот и разбирайся! Я с такой проблемой справлюсь максимум одной левой, но зачем тогда ты?

Он хотел еще что-то добавить, но его отвлек звонок телефона, и, оттопырив средний палец, он ударил по кнопке громкой связи:

— Что еще?!

Тон Степана Залесова, оказавшегося на том конце провода, был на удивление ласковым. Неделю назад шеф просил его разобраться в причинах регулярных сбоев поставок сырья для производства. Получалось, что на пике сезонных продаж клиенты не могли получить уже оплаченный ТОВУС, поскольку его не из чего было делать. Накануне Сходняк с Залесовым ругались до хрипоты, в итоге решили разобраться, почему при таком обилии предложения на рынке сырья «Любо-Дорого & Ко» работает с какими-то динамистами.

— Крыса у нас, Николай Евгеньевич, — коротко объяснил сбои с сырьем Залесов.

— Какая еще крыса? — Сходняк, несмотря на неожиданность, тут же подумал, что надо срочно вызывать дератизаторов.

— Закупщик наш — крыса, на откате сидит, потому и сбои.

Сходняк поднял глаза на Носырева, и желудок Алексея затопила новая муторная волна изжоги.

Должен ли Носырев дать откат? Если нет, то как «Любо-Дорого & Ко» строить дальше взаимоотношения с
«А-Лигой»?

 ************************************************************************************************************************************************

 
Михаил Шляшкин

директор ростовского филиала аптечной сети «Первая помощь»

Есть два варианта, на мой взгляд. Первый: мы платим эти деньги и работаем. Сегодня это условия, на которых держится вся страна, за исключением таких западных торговых гигантов, как IKEA, «Леруа Мерлен», «Ашан» и др. А маленькая компания вроде «Любо-Дорого & Kо» хочет выйти на новый рынок и платит откаты. Работать «по-белому» ей очень сложно. Хотя мне больше по душе второй вариант: компания выходит на первое лицо «А-Лиги». Это может быть собственник, владелец, крупный акционер, заинтересованный в развитии компании. Проблема в том, как на него выйти. Возможно, Алексею Носыреву или самому Сходняку придется искать, например, кого-то из приближенных первого лица, кто обеспечит встречу с ним. Это может по- требовать много времени. Но усилия того стоят. Кто знает, может, собеседник Носырева умалчивает, что первое лицо уже дало команду искать новых поставщиков. Если первое лицо скажет: «Да, мы готовы заключать договор», то посредник в лице вымогающего откат менеджера влиять на дальнейшее сотрудничество не сможет. В противном случае, заплатив сегодня 5% какому-то Ване-Пете, ростовская компания столкнется с тем, что завтра его перекупят конкуренты, предложив 10%. Не стоит завязывать свое будущее на рынке нового региона на одном человеке, который может в любой момент поменять свои требования, нарушить обещания или вообще уйти из компании.

Олег Борода
генеральный директор компании «TDO-клининг»

Руководство компании должно понять: они хотят или работать «по прин- ципу», или зарабатывать деньги. Если зарабатывать деньги, то платить откат надо. Уверен: конкуренты такую возможность не упустят. Российский бизнес сегодня таков, что схема откатов — очень распространенное явление, частично легализованное. Крупные торговые компании, зачастую официально берут плату за «входной билет». «Любо-Дорого & Kо» необходимо срочно выйти в другой регион, зарабатывать себе имя в Краснодаре. Партнерство с «А-Лигой» очень важно, поскольку она является крупнейшим оптовиком в крае. Носырев боится, что «хохол» может начать менять условия. «Любо-Дорого & Kо» застрахует себя, если будет нормально работать, зарекомендует себя надежным поставщиком, а продажи ТОВУСа будут оставаться на высоком уровне. Также для подстраховки следует в дальнейшем перейти к предложенной Белоусовой программе лояльности для «А-лиги», сделав ее официальной статьей расходов. Можно идти на какие-то уступки, давать рассрочку по платежам, следить за важными событиями в компании-оптовика и т. д. Примерно через год при хорошей работе «Любо-Дорого & Kо» сможет диктовать какие-то свои условия и выходить на первое лицо, минуя менеджеров по закупкам. Кроме того, сотрудничество с большим оптовым игроком поможет найти и других крупных партнеров на новом рынке.

Татьяна Солдатова
руководитель инновационно-консалтинговой «Компании Солдатовой Татьяны»

Если у компании времени сегодня в обрез, и имеются большие финансовые риски, то проще всего дать откат. Но при этом стоит прибегнуть к стратегии жестких переговоров. Хотя «хохла» интересует только собственный результат, он будет заботиться и о своей безопасности. Хорошо бы лавировать между заманчивыми предложениями и некими дозированными угрозами. Возможно, даже блефуя. Только наладив деловое сотрудничество, компания может постараться снизить процент отката. Если время у компании есть, то надо предварительно выяснить, насколько менеджер «А-Лиги» влияет на решения руководства, есть ли недовольные им коллегии и парнеры фирмы, имеются ли у него слабости. И тогда — балансировать между выгодой и давлением. Таким образом вынудить менеджера к сотрудничеству, ограничившись программой лояльности, о которой сказала Белоусова. Если выяснится, что первые лица не в восторге от того, что их менеджер работает по откатам, можно выйти на само руководство.

Кстати, Сходняк поступает неверно, отправляя Носырева решать столь серьезные проблемы самостоятельно. Тот, судя по всему, имеет мало компетенций, полномочий, информации и пришел к гендиректору, скорее всего, для получения ресурсов, которых ему не хватает. Носыреву стоило бы оставить эмоции и обсудить бюджет на программу лояльности или откат.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.