Как вы определяете, что вам лгут?
Михаил Томенко начальник отдела маркетинга компании «Реил Континент» По стандартным психо-моторным реакциям: бегающий взгляд, поднятие рук к району носа или подбородка. Причем одинаково часто лгу
Михаил Томенко
начальник отдела маркетинга компании «Реил Континент»
По стандартным психо-моторным реакциям: бегающий взгляд, поднятие рук к району носа или подбородка. Причем одинаково часто лгут и соискатели, и работники. Соискатели приукрашают свои возможности. Работники обычно пытаются через ложь уйти от дисциплинарной ответственности: не пришел на работу, не выполнил вовремя поручение. С мужчинами легче: мужской разговор предполагает открытый диалог. А вот с женщинами труднее — они-то и врут чаще всего.
Леонид Копылов
исполнительный директор «Эль Ричачо»
При приеме на работу мы анкетируем соискателя. В анкете заложена так называемая шкала лжи — она помогает выявить степень неискренности человека. Поймать лгуна на ранней стадии и не взять его в коллектив гораздо легче, чем потом с ним мучиться. Если начинают лгать сотрудники, пытаясь оправдать свои промахи, то они могут вступать в сговор. Тут я не пытаюсь выяснить, кто именно врет. Использую армейские методы: объясняю коллективу, что ответственность всем придется нести поровну.
Сергей Кендзиор
директор филиала «Русдолг- надзор» в Ростове-на-Дону
По вербальным и невербальным признакам. Во-первых, если человек лжет, его речь замедляется. Человек переспрашивает несколько раз вопрос, останавливается, словно задумываясь. Не говоря правду, человек не вспоминает, что было, а моделирует ситуацию, человек вынужден тратить лишнее время на то, чтобы выдумать ответ. Даже простой вопрос вызывает затруднение. По поведенческим реак- циям человека я в течение трех минут разговора понимаю: или передо мной мошенник, или человек, попавший в трудную ситуацию.
Павел Ефремов
гендиректор компании «Да будет стенд!»
Во время общения я стараюсь обращать внимание на невербальные сигналы и мимику человека. Но не всегда так можно сразу выявить лжеца. Ведь если повод очень серьезен, а требуемая степень искажения информации невелика, то собеседник может тщательно подготовиться. В таком случае, я пытаюсь проверить мелкие подробности, на которых лжец может завалиться. Хотя конечно, лучше всего выявить мотив вранья и попытаться решить проблему на корню.
Андрей Харченко
замдиректора «КИТ финанс» в Ростове-на-Дону
Отчасти интуитивно, но все-таки предпочитаю перепроверять всю информацию. Никогда не полагаюсь на слова. И сотрудников, и своих клиентов я проверяю через службу безопасности, которая использует собственные методы. Если сотрудник нарушил правила дисциплины и начинает оправдываться — лучший способ понять, говорит он правду или лжет — опять-таки перепроверить: где был, что делал.
Дмитрий Солощенко
директор компании «Техно-Р Северный Кавказ»
Наблюдаю за реакцией собеседника: если он смотрит вверх вправо, то, возможно, лукавит. При приеме на работу соискателя проверяет наш отдел безопасности на детекторе. Выявить недобросовестного человека до того, как он стал сотрудником компании, гораздо проще, чем проводить служебные расследования. За два года к нам обращались только 5 компаний с просьбой проверить соискателя до приема на работу. И в пять раз больше — уже по факту происшествия.
Марина Амбарцумян
директор туркомпании «Роза ветров Юг»
Я отношусь к людям с уважением, а проверки на детекторе — это унижение. Как можно изначально подозревать человека? Если в беседе с соискателем вижу, что его уровень ниже, чем мне нужен, честно говорю об этом. С сотрудниками взаимодействую в рамках Трудового кодекса. Я не слушаю оправданий: прогулял — отрабатывай или увольняйся. Руководителю гораздо важнее знать законы и верно составлять трудовые договоры, а не тратить время на эмоции.