Как прирастает рынок логистики Ростова-на-Дону
Логистика — это транспорт, которым доставляют товар, дороги, по которым его везут, и склады, на которых этот товар хранят. Как все эти составляющие влияют на рынок?
Ростов обладает выгодным расположением: здесь пересекаются торговые пути и артерии грузоперевозок. В донской столице развивается портовая инфраструктура, будет построен аэропортовый комплекс, но ростовские предприниматели не торопятся вкладывать в большие склады. На рынке логистики интересы иногородних инвесторов прослеживаются более отчетливо.
За последние пару лет несколько крупных федеральных игроков сферы ритейла обзавелись собственными логистическими комплексами. Расширение и увеличение числа торговых точек и, как следствие, рост товарооборота привели к необходимости переместить склады на большие площади. В Ростове не хватает больших складов, и ритейлеры начали строить их самостоятельно.
Логистический комплекс площадью 54 тыс. кв. м строит ЗАО «Тандер» в Октябрьском районе РО. По данным РБК, инвестиции в проект превышают 1,6 млрд руб. Ввод II очереди ожидается в этом году.
В начале августа 2013 г. логистический оператор STS Logistics открыл для ООО «Метро Кэш энд Керри» южную логистическую платформу, которая предназначена для консолидации заказов и перераспределения полученного товара от поставщиков по торговым центрам. Через этот распределительный центр проходят поставки в 6 торговых центров ЮФО: два в Ростове-на-Дону и по одному в Краснодаре, Адыгее, Ставрополе и Пятигорске. Поставки осуществляют местные производители овощей и фруктов, а также поставщики импортного ассортимента, который они получают через Новороссийский порт, сообщал ранее «ДК».
В сентябре 2014 г. запланировано открытие распределительного центра гипермаркета «Лента», откуда будут поставляться товары в магазины Ростова и РО, Волгограда, Астрахани и Краснодара. Новый РЦ площадью свыше 20 000 кв. м будет расположен в Аксайском районе, СХПК колхоз «Русь». Гипермаркет «Лента» в Новочеркасске будет построен в микрорайоне Хотунок в районе улицы Герцена. Участок в долгосрочной аренде. В настоящее время на участке начались подготовительные работы. Компания «Лента» вышла на рынок Ростовской области в 2010 году с момента открытия гипермаркета в Аксае. На ноябрь 2013 г. компания сотрудничает с 35-ю предприятиями Ростовской области, которые поставляют в сеть свыше 1 000 наименований товаров. В период с января по ноябрь 2013 года товарооборот ростовских производителей вырос на 43,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, согласно внутренним данным компании.
Анна Доценко, директор филиала «СТС Логистикс» в Ростове-на-Дону, отметила, что в Ростове сложилась непростая ситуация со складами:
«Большинство клиентских запросов ориентировано на склады класса А либо на большой объем класса В и В+ — от 2-5 тыс. паллетомест. Проблема дефицита площадей стоит очень остро. Складов практически нет».
В последнее время на рынке складской недвижимости установилось стабильное повышение спроса на аренду площадей и ответственное хранение товаров. Особенно востребованы качественные объекты классов А, B, В+, считает Роман Осипов, руководитель подразделения «СЕРВИС ЛОГИСТИКА РОСТОВ».
«Ввод в эксплуатацию складских комплексов для последующей сдачи в аренду, а также складов под ответственное хранение товара отстает от темпов роста спроса. Особенно востребованы среди клиентов склады ответственного хранения небольшой площади — до 1000 кв. м, и самый активный рост арендных ставок наблюдается именно в данном сегменте».
Директор по логистике «Южной дистрибьюторской компании» Сергеев Алексей Геннадьевич подчеркнул, что, несмотря на то что есть спрос на складские помещения с возможностью организации высотного хранения, значительная часть операторов рынка (дистрибьюторы товаров сегмента FMCG) — это, как правило, компании, работающие с небольшой долей рентабельности, которые не могут позволить себе серьезные инвестиции в оборудование и технологии, поэтому, в целях снижения затрат на аренду, используют промтоварные склады, построенные во времена Советского Союза.
Юрий Шутов, региональный менеджер по продажам Linde Material Handling Rus по Югу России, обратил внимание на проблему неэффективного использования квадратных метров складских площадей региона.
«В условиях дефицита складских площадей эту проблему частично решают современные технологии складирования. На сегодняшний день высокая нагрузка приходится на процесс комплектации заказов для розницы и сектора FMCG. Повысить скорость и эффективность этого процесса может разделение зон горизонтальной и вертикальной комплектации с использованием соответствующей техники».