Как построить инвест-шоссе
Экономика Ростовской области диверсифицирована, поэтому от последствий кризиса она оправилась быстрее регионов, ориентированных на какую-либо одну крупную отрасль экономики, отмечает профессор Высш
Экономика Ростовской области диверсифицирована, поэтому от последствий кризиса она оправилась быстрее регионов, ориентированных на какую-либо одну крупную отрасль экономики, отмечает профессор Высшей школы экономики Александр Скопин.
Так в 2010 г., когда экономика региона еще в полной мере не восстановилась после кризиса, агентство Fitch Ratings присвоило области довольно неплохие рейтинги по общероссийским меркам: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте «BB-», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».
Аналитики Fitch подтвердили устойчивость региональной экономики перед лицом экономических проблем, предрекли восстановление бюджетных показателей и низкие риски для инвестора. Но в то же время Fitch указали на невысокую гибкость операционных расходов области и относительно низкий уровень капитальных расходов в сравнении с сопоставимыми российскими регионами.
Для области первое полугодие 2011 г. стало настоящим прорывом. Стартовал ряд инвестиционных проектов, которые должны вывести регион в лидеры по производству определенных видов продукции в пищевой отрасли.
В отчете правительства области сказано, что в эксплуатацию введено шесть объектов (из числа приоритетных) с общими вложениями на 10,34 млрд руб. (2130 рабочих мест, см. инфографику).
Расцвет пищепрома объясняется наличием доступной на Юге России кормовой базы. «Затраты на покупку кормов составляют до 70% себестоимости готовой продукции. К тому же, в Ростовской области благоприятные природно-климатические и инвестиционные условия», — аргументирует руководитель ГК «Оптифуд» Иван Оболенцев.
По его словам, инвестиционное законодательство области «прямо направлено на стимулирование притока инвестиций в экономику», оно позволяет инвестору получить ряд преференций. Например, в 2011 году ГК «Оптифуд» завершила строительство в регионе современного агропромышленного комплекса мощностью 100 тыс. т мяса бройлеров в год. В процессе строительства власти создавали благоприятные условия при выделении земельных участков и строительстве инфраструктуры, а также оказали поддержку в части субсидирования затрат «Оптифуда» на строительство внешних сетей, говорит Иван Оболенцев.
Инвестиционная группа
Несмотря на положительные отзывы инвесторов, показатели, иллюстрирующие приток инвестиций в основной капитал в регионе, снижаются: на 16% за I полугодие 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В период 2009–2010 гг. инвестиционные процессы были очень незначительны», — признавал на встрече с журналистами в сентябре губернатор области Василий Голубев. Последствия тех кризисных лет до сих пор отражаются на экономической ситуации. При этом власти намерены делать ставку на инновации. Сейчас доля инновационных составляет 5–6% в общей массе проектов. К 2014 г. их долю планируют довести до 20%.
Как достигнуть этих показателей в такой короткий срок, пока не понятно. Инновационные производства имеют долгий срок окупаемости, поэтому для их создания необходимы инвестиции венчурных фондов, которые обычно работают в определенной отрасли, имеют в ней обширные контакты и определенное влияние, говорит директор НП ИТЦ «ИнТехДон» Александр Сироткин. Такой фонд должен не только финансировать инновационные разработки, но и продвигать продукт на рынках, в том числе на международных рынках. Пока такого фонда в Ростовской области нет, хотя в соседних Волгоградской области и Краснодарском крае венчурные фонды созданы уже 2–3 года назад, а в этом году он появился и в Ставропольском крае.
Инфраструктурное соперничество
Среди инфраструктурных «проектов века» в области выделяется создание аэропортового комплекса «Южный хаб» (около 25 млрд руб.), строительство второй очереди моста в створе Сиверса в Ростове (около 9 млрд руб.) и развитие левобережной зоны со строительством стадиона к Чемпионату мира по футболу (около 25 млрд руб.). К строительству «Южного хаба» власти планируют приступить в 2012 г., однако инвестор, который возьмет на себя основные расходы по строительству здания аэропорта, до сих пор не определен. В министерстве транспорта пока не комментируют ситуацию. «В настоящий момент прорабатывается возможность участия ГК «Ренова» в управлении и модернизации аэропортов Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда, Новосибирска», — сообщается на сайте ГК «Ренова». Однако участие компании в проекте «Южного хаба» не комментируется.
Сама концепция «Южного хаба» в Ростовской области может оказаться под угрозой из-за активности соседей из Краснодарского края. В отличие от Ростова, здесь уже есть инвестор, готовый вкладывать деньги в развитие всего аэропортового комплекса Краснодара. Это «Базэл Аэро», управляющий всеми аэропортами края. Его владелец Олег Дерипаска смог привлечь в качестве партнера одного из ведущих операторов в мире — Changi Airports International. Вместе со «Сбербанк инвестиции» «Базэл» к середине следующего года должен создать совместную компанию, в которую он передаст аэропорты Геленджика, Сочи, Анапы и Краснодара. Сбербанк и Changi Airports инвестируют в проект более $320 млн.
«По сути, на юге создается новый аэропортовый хаб (в пику ростовскому проекту), поэтому нас ждет конкуренция между Москвой, Краснодаром и Ростовом за право оттянуть на себя стыковочные рейсы», — говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.
Не определен пока инвестор и для строительства стадиона на 40 тыс. мест в левобережной зоне Ростова, тогда как в Краснодаре им уже «назначен» совладелец «Магнита» Сергей Галицкий.
Стимулирующий фактор
Для стимулирования инвест-активности в регионе действует как минимум семь законов и пять постановлений правительства. Они сулят инвестору освобождение от налогового бремени, субсидирование процентных ставок по кредитам и государственные гарантии. А с 1 июля 2011 г. организации, которые строят на территории области объекты с объемом капитальных вложений 300 млн руб. и более, освобождены от уплаты налога на имущество.
Этим условиям способны соответствовать только крупные инвесторы, однако и они не застрахованы от проблем. Это показала ситуация с гипермакетом Real в Ростове, который в течение полутора лет судился с «Роствертолом» из-за ошибки института ГосНИИ «Аэронавигация». На основе их заключения и после согласования с департаментом архитектуры Ростова и другими ведомствами было построено здание гипермаркета которое, как оказалось, мешало полетам заводской авиации «Роствертола». По итогам судебного разбирательства «Реал» вынужден был заплатить «Роствертолу» 50 млн руб. за перестройку взлетно-посадочной полосы (подробнее в №13 ДК от 27.06.2011 г.).
До этого разбирательства «Реал» объявлял о планах по строительству еще одного гипермаркета в Ростове. «В настоящее время министерство экономического развития области не располагает какой-либо информацией о перспективах компании», ответил департамент потребительского рынка на запрос ДК. В настоящее время взаимные претензии ОАО «Роствертол» и ООО «Креал» (владелец здания) урегулированы, гипермаркет функционирует. По словам министра экономического развития области Владимира Бартеньева, ситуация под контролем, а на планы по дальнейшему развитию компании в регионе повлиял кризис.
В регионе уже давно назрела необходимость появления закона о лоббизме, который дал бы возможность легального отстаивания интересов инвесторов в органах власти, говорит ректор Института политических и медиаметрических исследований (ИПМИ) Алексей Федоров. Нужно, чтобы процесс сопровождения инвестора происходил публично и на конкурентной основе. Лоббист — это, по сути, адвокат и инвестора, и общества. Также, по мнению Алексея Федорова, конкурентным преимуществом региона может стать демократичное законодательство – например, выборность судей (а по закону у нас мировые судьи должны выбираться, хотя сейчас их назначает губернатор) качественно повышает статус области в глазах инвесторов.
В нынешней ситуации с привлечением инвестиций в регион нам не хватает стратегического подхода. Хорошо, когда исполняются поручения губернатора по опеке того или иного инвестора (как, например, инвесторов из «губернаторской сотни»), но региону не хватает органа, который отвечал бы за разработку стратегического плана для инвесторов, который бы правильно позиционировал его.
«Нужно министерство по внешним связям, которое займется разработкой философии региона, отстаиванием его интересов вне региона, структурированием территорий и пространств интересов области. Оно должно построить «шоссе» с двусторонним движением для бизнеса: «их бизнес нам, наш бизнес им». Предпринимателю важно понимать, с какими внешними или внутренними рисками он столкнется здесь и в соседних регионах, и кто будет его поддерживать, заключает Алексей Федоров.