Имидж России— это желтые носки
Дмитрий Потапенко управляющий партнер Management Development Group Inc., экс-генуправляющий сетями «Пятерочка» и «Карусель» В Россию приехал Джек Траут. Я пролистывал его книги; меня, как действу
Дмитрий Потапенко управляющий партнер Management Development Group Inc., экс-генуправляющий сетями «Пятерочка» и «Карусель»
В Россию приехал Джек Траут. Я пролистывал его книги; меня, как действующего предпринимателя, пару раз просили написать на них рецензию. Но такую муру я не читаю лет уже ...дцать. Не люблю теоретиков. Рассуждения о том, что лучше быть богатым и счастливым, чем бедным и больным, лучше уж в Библии почитать.
Одна из тем, с которой приехал к нашим бизнесменам Траут,— необходимость корректировать негативный имидж России за рубежом. Как предприниматель, ведущий бизнес за границей, я с ним согласен. Но отвратительный имидж России за рубежом создан не бизнесменами, а госвластью. Но не будет же Траут ВВП и ДАМу объяснять, как им корректировать имидж России? Они себя ведут, как считают нужным. Советы им ни к чему. А если Траут приехал, чтоб лечить российских предпринимателей на тему, как им вести себя за рубежом, и за это слупить денег— так это цинично и примитивно. Я же был на одной такой встрече с российским бизнесом, по-моему, Котлер тогда приезжал— было похоже на концерт «Руки вверх!». Вот и сейчас так будет— зал на ушах, вопли: «Аааааа!!! Трааааааут!» Ну поорут, а дальше-то чего? В зале ведь люди, которые никаких государственных решений не принимают.
Что такое имидж России за рубежом, я знаю по себе. В Германии мы ассоциируемся с пьяным Ельциным и распальцовкой ВВП, объясняющего, какой у нас самый лучший газ. В Чехии, где у меня бизнес, нас до сих пор считают оккупантами— за 68-й. Поскольку я знаю, что мы оккупанты, я и не пытаюсь там общаться с местными— только с итальянцами, как изгой с изгоями. Имидж моей страны я никак не пытаюсь корректировать— я что, шизофреник, чтоб вести разговоры про политику моей или чужой страны? Я всего лишь зарабатываю деньги с теми, кто готов вместе со мной зарабатывать и кому наплевать, какой у меня имидж. Вам вот не понравится, что у меня желтые носки, а кто-то скажет: «Вау, какой креативный пацан!» Имидж— это желтые носки. Самое смешное, что в Чехии никаких административных препон из-за того, что мы оккупанты, нет и в помине. Там и в голову никому не придет предъявлять персонифицированные претензии за оккупацию лично к Потапенко, Иванову, Петрову, Сидорову... Там главное— закон, никакой чиновник мне не может мешать, потому что я с ними вообще не общаюсь. Мне звонят тетушки из тамошних ведомств— сами звонят, по Skype, чтоб экономить мои деньги, и присылают документы на электронную почту, которую они опять-таки сами мне открыли.
Да, имидж России надо корректировать. И конечно, Траут знает — как. И конечно, он прав, что идет со своим учением не к президенту и премьеру, а к бизнесменам— в России, как известно, без лоха жизнь плоха. Потому что давать президенту и премьеру советы— а оно им надо вообще? У них все ха-ра-шо. На хрена им что-то менять? Их задача— говорить кроликам, что у нас великая страна, какие мы крутые, что наши космические корабли бороздят просторы Большого театра, а задача кроликов— в это верить. Делов-то.
Попытки государства запустить проекты корректировки имиджа страны за рубежом напоминают идеологическую накачку времен советской власти. Телеканал Russia Today— банальное физическое освоение бабла, потому что распространение этого канала среди англоязычной аудитории мизерное. Кому нужен насквозь идеологизированный канал? Я его видел несколько раз, там до запятых воспроизводятся комсомольско-партийные идеологические штампы. Осталось только лозунг написать «Народ и партия едины», и ни у кого не возникнет вопроса, какая партия имеется в виду. Все то же самое: дистанцирование от остального мира и утверждения, что вокруг нас одни мудаки, а загнивающий Запад все загнивает и загнивает. Заколебал загнивать, если честно. Бесконечное обращение к Александру Невскому, Великой Отечественной войне и древним пирамидам. Да, надо с уважением относиться к своей истории, но инновационной экономики на этом не построишь. Russia Today за рубежом выделены вещательные частоты, в него инвестируют деньги, но никакого развития у него нет. Всегда же для развития таких проектов нужны локальные партнеры, а какому партнеру интересно средство идеологической накачки? Пришли в чужой двор, начали там гадить. Welcome!
Колонка написана специально для «Делового квартала»