Григорий Жуков
Карьера нового председателя правления банка «Центр-инвест»— классический пример служения корпорации. Начавший свой путь еще со студенческой скамьи, за 12 лет Григорий Жуков стал одной из ключевых ф
Карьера нового председателя правления банка «Центр-инвест»— классический пример служения корпорации. Начавший свой путь еще со студенческой скамьи, за 12 лет Григорий Жуков стал одной из ключевых фигур в жизни крупнейшего регионального банка. Техническое образование помогает ему лучше понимать механизм внедрения новых информационных технологий, финансовое— как конвертировать эти инновации в рост кредитного портфеля.
рынок очистился от слабых игроков
Карьерный рост в рамках одной кредитной организации— достаточно редкое явление в жизни банкира. Для банка «Центр-инвест» это, похоже, обычная практика. Предыдущий предправления банка Анна Штабнова проработала здесь 15 лет. 24 мая она уволилась по собственному желанию «из-за семейных обстоятельств». Григорий Жуков с октября 2010 года был заместителем председателя правления, а с 2005 года отвечал за розничное направление. Кредитный портфель «Центр-инвеста» на 1 августа составил 40,2 млрд рублей. Более 15% от этой суммы составляют проекты модернизации, обеспечивающие прирост бизнеса клиентов на 30–40% в год. Рост кредитного портфеля, по утверждению председателя совета директоров банка Василия Высокова, происходит благодаря модернизации малых и средних предприятий Юга России, а также благодаря применению современных информационных технологий. Перед новым руководителем банка стоит задача активизировать работу по этим направлениям. В интервью ДК Григорий Жуков рассказал о наиболее привлекательных отраслях региона, почему в кризис бизнес должен снижать цены на свою продукцию и ждать ли нам второй волны экономического кризиса.
Стало ли для вас неожиданным назначение на новую должность?
— Неожиданностью это не стало. Я не новый человек для банка, работаю здесь уже 13 лет, из них шесть участвую в управлении банком. Это первая моя работа после университета.
Карьера моя началась со скамейки запасных в отделе IT. В банке есть такая традиция: здесь начинают работать студентами, проходят практику. После того, как меня взяли на работу, для лучшего понимания банковского дела и продвижения по карьерной лестнице я получил дополнительное финансовое образование.
Сколько банк от общих доходов тратит на внедрение новых технологий?
— Тут уместнее говорить об эффективности каждого рубля, вложенного в инновации, но эта тема— коммерческая тайна.
Какие отрасли хозяйства региона сейчас наиболее перспективны с точки зрения кредитования?
— В каждой отрасли юга России есть потенциал роста эффективности, особенно у малых и средних предприятий. Из крупных проектов можно привести примеры развития транспортной инфраструктуры, особенно перевозки река-море. Банк участвует в финансировании строительства «Ростовского универсального порта» (РУП, в начале года СМИ сообщали, что банк выдал кредит $12 млн на строительство второго грузового района и погашение ранее выданного кредита Сбербанка), а также строительства портовых терминалов в Усть-Донецком порту. Также традиционно примерно 20% кредитного портфеля банка занимает агробизнес. Сейчас хорошо развивается птицеводство. Мы сейчас финансируем большой проект— «Белокалитвенская птицефабрика» (ранее сообщалось, что банк выделит фабрике 450 млн рублей).
Эпоха Просвещения в бизнесе
Несмотря на то, что филиальная сеть «Центр-инвеста» присутствует только на юге России, банк входит в топ-50 самых филиальных банков страны (40-е место). По собственной оценке, «Центр-инвест» занимает шестую строчку в стране по количеству выданных кредитов малому бизнесу.
— Наша задача состоит в том, чтобы клиент никогда не стал банкротом, — говорит Григорий Жуков.
Недавно банк объявил о развитии программы по поддержке startup-проектов. В Ростовской области, кажется, этим занимаются единицы из всего спектра представленных банков— слишком много рисков. Чем это привлекает «Центр-инвест»?
— Мы стремимся выращивать своих клиентов, осуществляем не только финансовую, но и консалтинговую и маркетинговую поддержку. У нас много обучающих программ. С июля банк еженедельно проводит бесплатные обучающие семинары для начинающих предпринимателей, их уже посетило 100 человек. За это время выдано startup-кредитов на 12 млн рублей.
А зачем вам эта просветительская функция? Обычно банки в такой рисковый сегмент не лезут
— Это наша идеология. Мы выстраиваем с клиентом долгосрочные отношения. Поэтому лучше всего начинать работу с ним с самого начала, когда он только делает первые шаги. Но банк берет на себя только те риски, которыми он может управлять. Мы работаем с компетентными клиентами, которые знают свой бизнес, свои рынки, свои преимущества на этих рынках и имеют свою стратегию развития. Если каких-то составляющих в этой формуле успеха недостаточно, то банк помогает восполнить недостающие звенья. Что касается рисков, то они есть всегда и везде, но мы помогаем сделать эти риски понятными.
А если клиент в процессе передумает заниматься бизнесом или его компания будет постоянно в убытке, вы будете до последнего его поддерживать?
— Грамотный выход из бизнеса— это тоже бизнес. И когда мы даем деньги, это не значит, что мы сразу же о них забываем. Есть стандартные процедуры мониторинга выданных кредитов, которые позволяют выявлять возникающие проблемы на ранней стадии. Наша задача состоит в том, чтобы клиент никогда не стал банкротом.
А скольких таких соискателей вы отсеиваете на первоначальном этапе?
— Мы не экзаменационная комиссия, не отсеиваем никого. Но если вы придете с заявкой на кредит в «Центр-инвест», то вам помогут правильно оценить ваши риски, перспективу вашей бизнес-идеи. А дальше вы пойдете домой, подумаете, начнете составлять свой бизнес-план. Бесплатные консультации мы оказываем всем желающим. Но кредиты выдаем только тем, кто сам уверен в успехе. Не всем для начала бизнеса нужны заемные деньги.
В кризис надо работать в убыток
Банк давно занимается кредитованием предприятий, применяющих энергосберегающие технологии. В чем здесь видите для себя выгоду?
— Все энергосберегающие технологии обеспечивают снижение издержек. Эта экономия и служит источником погашения кредита. У нас есть партнеры, технологии и опыт работы в этом направлении. Мы помогаем по более привлекательным ценам приобретать энергоэффективное оборудование у производителей. Есть ряд стран, в которых банки поддерживают экспорт технологий за рубеж. Например, в Австрии (акционерами «Центр-инвеста» являются австрийские Erste group и Raiffeisenlandesbank).
А что входит в группу рекомендуемых вами энергоэффективных товаров?
— Спектр широкий: от домашних отопительных приборов до комплексного оборудования для постройки умных домов. Есть станки, которые в 10 раз меньше потребляют электроэнергии. Мы реализовали уже 300 проектов на 2,5 млрд рублей. При помощи этого оборудования сокращено 77 тысяч тонн в год выбросов углекислого газа в атмосферу— это очень много, примерно равно выбросам 45 тысяч легковых автомобилей. Это эффективность, которую никто не считает, хотя от этого зависит наша жизнь.
Ранее акционер банка Василий Высоков говорил, что «Центр-инвест» предоставляет средства компаниям, себестоимость услуг и товаров которых на 30% ниже среднерыночных. Это действительно касается всех?
— В период экономического кризиса 2008–2009гг. мы рекомендовали клиентам снижать цены на свою продукцию до 30%, чтобы сохранить оборот и долю на рынке. И мы даже в кризис продолжали кредитовать эти предприятия. Все, кто снижал цены, выжил в кризис, занял ведущие позиции в новых условиях, и уже их цены являются индикаторами рынка.
Жаль, эта история не коснулась производителей бензина
— В цене бензина более 80%— это налоги (акцизы). Государство не всегда прислушивается к нашим рекомендациям. В кризис на самом деле, действительно, надо работать в убыток. Рынки восстановятся и можно будет наверстать упущенное. А если не снизить цену, у вас будут затоваривание, увольнения, распродажа активов, кредиторы и так далее.
Многие истории компаний в кризис развивались именно по этому сценарию
— Ну, назовите хоть одну, которая работает в Ростовской области?
Хотя бы история с сетью продуктовых магазинов «В двух шагах» (в кризис задолжала поставщикам, обанкротилась, была распродана, а ее бывший владелец в розыске).
— Этот пример— не показатель. Он не отразился на жизни региона. В Ростовской области, в отличие от некоторых регионов, нет синдрома Пикалево. У нас дифференцированная экономика, слава Богу, нет у нас нефти и газа. Да, были сокращения на «Ростсельмаше», но волнений и катастрофического падения юг России не показал. А что касается ушедших в кризис компаний, то рынок очистился. Кризис показал, кто надувает мыльные пузыри, а кто упорно работает и рассчитывает на свои силы.
Кстати, будет ли вторая волна мирового кризиса?
— Будет: рыночное море всегда волнуется. Мы видим это по Европе. Экономика там восстанавливается медленно. Покупательская способность там у населения высокая, но люди ничего не покупают. Большая часть пенсионных сбережений у них была вложена в ценные бумаги. В кризис они потеряли свои сбережения, поэтому сейчас не тратят, а накапливают. А дальше все идет по цепочке: не покупают, значит, не для кого производить. В России же огромный неудовлетворенный спрос, поэтому мы быстрее восстанавливаемся.
Один из показателей восстановления экономики— количество выданных автокредитов. Здесь тоже спрос восстановился?
— В целом рынок автокредитования отражает динамику формирующегося в России общества потребления. Несмотря на кризисный спад, в целом динамика выдачи автокредитов положительна. При этом само понятие автокредита как чисто банковского продукта растворяется: сейчас есть масса внутрикорпоративных программ. Это также может быть и комплексное финансирование совместно с производителями или автодилерами.
Какие преимущества дают иностранные акционеры
Среди акционеров банка три иностранных кредитных учреждения и два крупных инвестфонда. На фоне других российских банков это дает преимущество, прежде всего, в технологиях, уверен Григорий Жуков.
Иностранные акционеры «Центр-инвеста» помогают ему привлекать деньги на более выгодных условиях по сравнению с российскими банками?
— То, что у нас есть иностранные акционеры (см. диаграмму), не значит, что нам кто-то бесплатно даст денег. Если вы посмотрите на показатели банка, то увидите, что мы ведем сбалансированную политику по активам и пассивам. Мы привлекаем вклады населения, деньги зарубежных партнеров в виде кредитных линий, и конечно, облигации. Поэтому мы берем деньги на рыночных условиях. Зарубежные партнеры нам дают преимущество в другом— в опыте, технологиях и сервисе.
Есть ли у банка планы по выходу в другие регионы или по приобретению других банков?
— Наша стратегия развития подразумевает работу на юге России с поддержкой наших партнеров в каких-то точках присутствия. В нашей филиальной сети 118 офисов. Конкретных планов по приобретению других банков или по выходу в другой регион пока нет. Но мы для всего открыты (банк, кроме Ростовской области, работает в Краснодаре, Волгограде и Ставрополе).
Сколько карт эмитировано банком, как развивается это направление?
— Банк эмитировал около 200 тысяч карт. В банке есть свой процессинговый центр, 270 банкоматов и свыше 100 пунктов выдачи наличных денег. Выступаем в качестве эмитента и эквайера.
Электронный банкинг в будущем вытеснит такое понятие, как допофисы?
— Нет. В Европе раньше банки стремились повсеместно сделать дистанционное обслуживание клиентов, но увидели, что клиенты стали уходить. Просто человек хочет, чтобы его выслушали и уделили внимание, чтобы с ним общался не какой-то робот, а его персональный менеджер. Каналы дистанционного банковского обслуживания поэтому в основном предназначены для платежей— здесь не требуется участие специалиста.
Атом и таблетки как конкурентное преимущество
Расскажите немного о себе, у вас есть хобби?
— Я люблю различные гаджеты, интересуюсь их рынком и активно ими пользуюсь. Вот, например (показывает на планшетник, который во время беседы лежал на столе)— это первый IPаd, который я приобрел два года назад. Интересная и полезная штука. Сейчас можно синхронизировать все сервисы и из любой точки земного шара получить доступ к своим контактам и документам в любом устройстве.
Почему в России не производят качественное «железо» и компьютеры?
— У нас здесь нет шансов. Поезд ушел. Сейчас элементная база для таких устройств закупается за рубежом. Выпустить свою элементную базу конечно, можно, но она будет отставать от передовых разработок на много лет. Конкурировать, допустим, с IPad уже не получится. Приоритет надо отдавать отраслям, где еще можно чего-то добиться: нанотехнологиям, космосу, атому и, наконец, необходимо развивать фармакологию. Вы знаете, например, что большинство лекарств у нас производятся за рубежом? Даже в советское время лучшие лекарства были индийские, чешские, венгерские. А в армии у нас была только «зеленка» и таблетки от кашля.
Жуков Григорий Иванович
Родился: 21 июля 1977 г.
Образование: Ростовская академия автоматизации, технологий и машиностроения, 2000 г. Специальность: инженер-технолог.
Карьера: Работает в банке «Центр-инвест» с мая 1999 года, отвечал в разное время за информационные технологии, инвестиции, пластиковые карты, филиальную сеть, говорится в сообщении банка. С апреля 2005 года возглавлял розничное направление в банке, с октября 2010 г. — заместитель председателя правления. 25 мая 2011 г. назначен председателем правления банка «Центр-инвест».
рынок очистился от слабых игроков
Карьерный рост в рамках одной кредитной организации— достаточно редкое явление в жизни банкира. Для банка «Центр-инвест» это, похоже, обычная практика. Предыдущий предправления банка Анна Штабнова проработала здесь 15 лет. 24 мая она уволилась по собственному желанию «из-за семейных обстоятельств». Григорий Жуков с октября 2010 года был заместителем председателя правления, а с 2005 года отвечал за розничное направление. Кредитный портфель «Центр-инвеста» на 1 августа составил 40,2 млрд рублей. Более 15% от этой суммы составляют проекты модернизации, обеспечивающие прирост бизнеса клиентов на 30–40% в год. Рост кредитного портфеля, по утверждению председателя совета директоров банка Василия Высокова, происходит благодаря модернизации малых и средних предприятий Юга России, а также благодаря применению современных информационных технологий. Перед новым руководителем банка стоит задача активизировать работу по этим направлениям. В интервью ДК Григорий Жуков рассказал о наиболее привлекательных отраслях региона, почему в кризис бизнес должен снижать цены на свою продукцию и ждать ли нам второй волны экономического кризиса.
Стало ли для вас неожиданным назначение на новую должность?
— Неожиданностью это не стало. Я не новый человек для банка, работаю здесь уже 13 лет, из них шесть участвую в управлении банком. Это первая моя работа после университета.
Карьера моя началась со скамейки запасных в отделе IT. В банке есть такая традиция: здесь начинают работать студентами, проходят практику. После того, как меня взяли на работу, для лучшего понимания банковского дела и продвижения по карьерной лестнице я получил дополнительное финансовое образование.
Сколько банк от общих доходов тратит на внедрение новых технологий?
— Тут уместнее говорить об эффективности каждого рубля, вложенного в инновации, но эта тема— коммерческая тайна.
Какие отрасли хозяйства региона сейчас наиболее перспективны с точки зрения кредитования?
— В каждой отрасли юга России есть потенциал роста эффективности, особенно у малых и средних предприятий. Из крупных проектов можно привести примеры развития транспортной инфраструктуры, особенно перевозки река-море. Банк участвует в финансировании строительства «Ростовского универсального порта» (РУП, в начале года СМИ сообщали, что банк выдал кредит $12 млн на строительство второго грузового района и погашение ранее выданного кредита Сбербанка), а также строительства портовых терминалов в Усть-Донецком порту. Также традиционно примерно 20% кредитного портфеля банка занимает агробизнес. Сейчас хорошо развивается птицеводство. Мы сейчас финансируем большой проект— «Белокалитвенская птицефабрика» (ранее сообщалось, что банк выделит фабрике 450 млн рублей).
Эпоха Просвещения в бизнесе
Несмотря на то, что филиальная сеть «Центр-инвеста» присутствует только на юге России, банк входит в топ-50 самых филиальных банков страны (40-е место). По собственной оценке, «Центр-инвест» занимает шестую строчку в стране по количеству выданных кредитов малому бизнесу.
— Наша задача состоит в том, чтобы клиент никогда не стал банкротом, — говорит Григорий Жуков.
Недавно банк объявил о развитии программы по поддержке startup-проектов. В Ростовской области, кажется, этим занимаются единицы из всего спектра представленных банков— слишком много рисков. Чем это привлекает «Центр-инвест»?
— Мы стремимся выращивать своих клиентов, осуществляем не только финансовую, но и консалтинговую и маркетинговую поддержку. У нас много обучающих программ. С июля банк еженедельно проводит бесплатные обучающие семинары для начинающих предпринимателей, их уже посетило 100 человек. За это время выдано startup-кредитов на 12 млн рублей.
А зачем вам эта просветительская функция? Обычно банки в такой рисковый сегмент не лезут
— Это наша идеология. Мы выстраиваем с клиентом долгосрочные отношения. Поэтому лучше всего начинать работу с ним с самого начала, когда он только делает первые шаги. Но банк берет на себя только те риски, которыми он может управлять. Мы работаем с компетентными клиентами, которые знают свой бизнес, свои рынки, свои преимущества на этих рынках и имеют свою стратегию развития. Если каких-то составляющих в этой формуле успеха недостаточно, то банк помогает восполнить недостающие звенья. Что касается рисков, то они есть всегда и везде, но мы помогаем сделать эти риски понятными.
А если клиент в процессе передумает заниматься бизнесом или его компания будет постоянно в убытке, вы будете до последнего его поддерживать?
— Грамотный выход из бизнеса— это тоже бизнес. И когда мы даем деньги, это не значит, что мы сразу же о них забываем. Есть стандартные процедуры мониторинга выданных кредитов, которые позволяют выявлять возникающие проблемы на ранней стадии. Наша задача состоит в том, чтобы клиент никогда не стал банкротом.
А скольких таких соискателей вы отсеиваете на первоначальном этапе?
— Мы не экзаменационная комиссия, не отсеиваем никого. Но если вы придете с заявкой на кредит в «Центр-инвест», то вам помогут правильно оценить ваши риски, перспективу вашей бизнес-идеи. А дальше вы пойдете домой, подумаете, начнете составлять свой бизнес-план. Бесплатные консультации мы оказываем всем желающим. Но кредиты выдаем только тем, кто сам уверен в успехе. Не всем для начала бизнеса нужны заемные деньги.
В кризис надо работать в убыток
Банк давно занимается кредитованием предприятий, применяющих энергосберегающие технологии. В чем здесь видите для себя выгоду?
— Все энергосберегающие технологии обеспечивают снижение издержек. Эта экономия и служит источником погашения кредита. У нас есть партнеры, технологии и опыт работы в этом направлении. Мы помогаем по более привлекательным ценам приобретать энергоэффективное оборудование у производителей. Есть ряд стран, в которых банки поддерживают экспорт технологий за рубеж. Например, в Австрии (акционерами «Центр-инвеста» являются австрийские Erste group и Raiffeisenlandesbank).
А что входит в группу рекомендуемых вами энергоэффективных товаров?
— Спектр широкий: от домашних отопительных приборов до комплексного оборудования для постройки умных домов. Есть станки, которые в 10 раз меньше потребляют электроэнергии. Мы реализовали уже 300 проектов на 2,5 млрд рублей. При помощи этого оборудования сокращено 77 тысяч тонн в год выбросов углекислого газа в атмосферу— это очень много, примерно равно выбросам 45 тысяч легковых автомобилей. Это эффективность, которую никто не считает, хотя от этого зависит наша жизнь.
Ранее акционер банка Василий Высоков говорил, что «Центр-инвест» предоставляет средства компаниям, себестоимость услуг и товаров которых на 30% ниже среднерыночных. Это действительно касается всех?
— В период экономического кризиса 2008–2009гг. мы рекомендовали клиентам снижать цены на свою продукцию до 30%, чтобы сохранить оборот и долю на рынке. И мы даже в кризис продолжали кредитовать эти предприятия. Все, кто снижал цены, выжил в кризис, занял ведущие позиции в новых условиях, и уже их цены являются индикаторами рынка.
Жаль, эта история не коснулась производителей бензина
— В цене бензина более 80%— это налоги (акцизы). Государство не всегда прислушивается к нашим рекомендациям. В кризис на самом деле, действительно, надо работать в убыток. Рынки восстановятся и можно будет наверстать упущенное. А если не снизить цену, у вас будут затоваривание, увольнения, распродажа активов, кредиторы и так далее.
Многие истории компаний в кризис развивались именно по этому сценарию
— Ну, назовите хоть одну, которая работает в Ростовской области?
Хотя бы история с сетью продуктовых магазинов «В двух шагах» (в кризис задолжала поставщикам, обанкротилась, была распродана, а ее бывший владелец в розыске).
— Этот пример— не показатель. Он не отразился на жизни региона. В Ростовской области, в отличие от некоторых регионов, нет синдрома Пикалево. У нас дифференцированная экономика, слава Богу, нет у нас нефти и газа. Да, были сокращения на «Ростсельмаше», но волнений и катастрофического падения юг России не показал. А что касается ушедших в кризис компаний, то рынок очистился. Кризис показал, кто надувает мыльные пузыри, а кто упорно работает и рассчитывает на свои силы.
Кстати, будет ли вторая волна мирового кризиса?
— Будет: рыночное море всегда волнуется. Мы видим это по Европе. Экономика там восстанавливается медленно. Покупательская способность там у населения высокая, но люди ничего не покупают. Большая часть пенсионных сбережений у них была вложена в ценные бумаги. В кризис они потеряли свои сбережения, поэтому сейчас не тратят, а накапливают. А дальше все идет по цепочке: не покупают, значит, не для кого производить. В России же огромный неудовлетворенный спрос, поэтому мы быстрее восстанавливаемся.
Один из показателей восстановления экономики— количество выданных автокредитов. Здесь тоже спрос восстановился?
— В целом рынок автокредитования отражает динамику формирующегося в России общества потребления. Несмотря на кризисный спад, в целом динамика выдачи автокредитов положительна. При этом само понятие автокредита как чисто банковского продукта растворяется: сейчас есть масса внутрикорпоративных программ. Это также может быть и комплексное финансирование совместно с производителями или автодилерами.
Какие преимущества дают иностранные акционеры
Среди акционеров банка три иностранных кредитных учреждения и два крупных инвестфонда. На фоне других российских банков это дает преимущество, прежде всего, в технологиях, уверен Григорий Жуков.
Иностранные акционеры «Центр-инвеста» помогают ему привлекать деньги на более выгодных условиях по сравнению с российскими банками?
— То, что у нас есть иностранные акционеры (см. диаграмму), не значит, что нам кто-то бесплатно даст денег. Если вы посмотрите на показатели банка, то увидите, что мы ведем сбалансированную политику по активам и пассивам. Мы привлекаем вклады населения, деньги зарубежных партнеров в виде кредитных линий, и конечно, облигации. Поэтому мы берем деньги на рыночных условиях. Зарубежные партнеры нам дают преимущество в другом— в опыте, технологиях и сервисе.
Есть ли у банка планы по выходу в другие регионы или по приобретению других банков?
— Наша стратегия развития подразумевает работу на юге России с поддержкой наших партнеров в каких-то точках присутствия. В нашей филиальной сети 118 офисов. Конкретных планов по приобретению других банков или по выходу в другой регион пока нет. Но мы для всего открыты (банк, кроме Ростовской области, работает в Краснодаре, Волгограде и Ставрополе).
Сколько карт эмитировано банком, как развивается это направление?
— Банк эмитировал около 200 тысяч карт. В банке есть свой процессинговый центр, 270 банкоматов и свыше 100 пунктов выдачи наличных денег. Выступаем в качестве эмитента и эквайера.
Электронный банкинг в будущем вытеснит такое понятие, как допофисы?
— Нет. В Европе раньше банки стремились повсеместно сделать дистанционное обслуживание клиентов, но увидели, что клиенты стали уходить. Просто человек хочет, чтобы его выслушали и уделили внимание, чтобы с ним общался не какой-то робот, а его персональный менеджер. Каналы дистанционного банковского обслуживания поэтому в основном предназначены для платежей— здесь не требуется участие специалиста.
Атом и таблетки как конкурентное преимущество
Расскажите немного о себе, у вас есть хобби?
— Я люблю различные гаджеты, интересуюсь их рынком и активно ими пользуюсь. Вот, например (показывает на планшетник, который во время беседы лежал на столе)— это первый IPаd, который я приобрел два года назад. Интересная и полезная штука. Сейчас можно синхронизировать все сервисы и из любой точки земного шара получить доступ к своим контактам и документам в любом устройстве.
Почему в России не производят качественное «железо» и компьютеры?
— У нас здесь нет шансов. Поезд ушел. Сейчас элементная база для таких устройств закупается за рубежом. Выпустить свою элементную базу конечно, можно, но она будет отставать от передовых разработок на много лет. Конкурировать, допустим, с IPad уже не получится. Приоритет надо отдавать отраслям, где еще можно чего-то добиться: нанотехнологиям, космосу, атому и, наконец, необходимо развивать фармакологию. Вы знаете, например, что большинство лекарств у нас производятся за рубежом? Даже в советское время лучшие лекарства были индийские, чешские, венгерские. А в армии у нас была только «зеленка» и таблетки от кашля.
Жуков Григорий Иванович
Родился: 21 июля 1977 г.
Образование: Ростовская академия автоматизации, технологий и машиностроения, 2000 г. Специальность: инженер-технолог.
Карьера: Работает в банке «Центр-инвест» с мая 1999 года, отвечал в разное время за информационные технологии, инвестиции, пластиковые карты, филиальную сеть, говорится в сообщении банка. С апреля 2005 года возглавлял розничное направление в банке, с октября 2010 г. — заместитель председателя правления. 25 мая 2011 г. назначен председателем правления банка «Центр-инвест».