Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Гастрономическая миссия Алексея Матвеенко: зачем Ростову Ресторанный день

Модератор ростовского гастрономического сообщества Foodhunters Алексей Матвеенко рассказал «ДК» о наиболее масштабном кулинарном событии Ростова — Ресторанном дне.

Увлечение кулинарией среди непрофессионалов становится все большим трендом — чаще и чаще в городе проводятся кулинарные поединки и гастровечера. 
 
В середине августа в Ростове прошел уже третий Ресторанный день. В этот раз местом проведения была выбрана набережная. По словам Алексея Матвеенко, организатора мероприятия, площадку посетило порядка 3 тысяч человек.
 
Партизанская история
 
Ресторанный день придумали финны. В основе проекта лежит идея поддержки непрофессиональных рестораторов. Ведь чтобы открыть свой ресторан, необходимо проделать огромную работу, в том числе и бумажную. И чтобы на начальном этапе избежать бюрократической волокиты, можно свои силы попробовать как раз в таком проекте.
 
Я была на ресторанном дне на набережной. Получилось многолюдно. Это даже смутило.
 
— А я, наоборот, руки потирал, что много народу пришло. Это оправданно с точки зрения того, что событие не превращается в замкнутую хипстерскую историю. Мне бы хотелось, чтобы в итоге это стало масштабным городским регулярным мероприятием, куда можно было бы привлекать спонсоров и делать бизнес-проект. Хотя, я согласен, для следующего раза нужно искать площадку просторнее. Кроме того, нужно, чтоб она была всепогодная и лучше с точки зрения инфраструктуры. И желательно, чтобы она была частная — во избежание лишних усилий по согласованию.
 
Что из себя представляет ростовский Ресторанный день и чем он отличается от того одноименного фестиваля, который уже несколько лет проходит в Европе?
 
— По сути, это однодневный кулинарный фестиваль для новичков и любителей, своеобразная партизанская история. Только традиционно в европейских городах он проходит не на одной территории, а, наоборот, в разных точках города работают однодневные гастрономические площадки. То же самое в Новгороде или Москве. Но специфика Ростова не позволяет организовать Ресторанный день в таком формате — мы собираем всех на одной площадке.
 
А чем третий Ресторанный день в Ростове отличается от первых двух?
 
— Принципиально, в этот раз событие не совпало с международным Ресторанным днем, ни по датам, ни по брендингу. Я принципиально сделал фестиваль 16 числа, а не 17-го, как во всем мире. Не использовал фирменную символику Всемирного ресторанного дня. Изменил название на «Ресторанный день на Ростовской набережной». То есть по факту это было отдельное событие.
 
Я был соорганизатором первого Ресторанного дня. Он проходил в коворкинг-центре «Место». Очень активное участие принимал в подготовке второго Ресторанного дня в парке им. 1 Мая. Тогда событие посетило почти 2 тыс. человек. Третий Ресторанный день я уже полностью готовил сам.
 
До Ресторанного дня в Ростове проходили аналогичные мероприятия. Был фестиваль «Зеленый мост» — его инициировала Нана Кулижанова, тоже с гастрономической активностью. Был Urban Fest,  Диана Карнаухова и Алексей Карачинский — организаторы объединения профессионалов городского планирования UrbanFactory — проводили фестиваль инициатив, и им нужен был фуд-корт. С самого начала стало понятно, что такие мероприятия интересны людям.
 
На старте практически все гости гастрономических фестивалей были из числа моих друзей в Facebook. Но уже на третьем мероприятии на набережной примерно 30% составила привлекаемая аудитория через социальные сети, а 70% — просто гуляющие и те, кто увидел информацию на инфоресурсах, то есть те, кто лично меня не знает. И это хорошо. Повторюсь: мне не интересны герметичные концепции. Если идти по этому пути, то нужно на старте признавать свой снобизм и что этот фестиваль не для всех.
 
А как привлекаются участники?
 
— Первоначально это были мои друзья и знакомые. Информация о Ресторанном дне распространяется через Facebook, где у меня порядка 2 500 друзей. На «Ресторанный день на Ростовской набережной» я привлекал и СМИ, рассылал анонсы. Если в первом фестивале участвовало 16 проектов, то в третьем уже 28.
 
Но ведь в ростовском Ресторанном дне участвуют и профессионалы?
 
— Да, наше отличие от западной модели — это возможность участвовать и профессиональным рестораторам, они платят чуть большие взносы, — за счет них покрываются расходы на электроэнергию, аренду оборудования и вывоз мусора. С учетом мизерных взносов, которые с лихвой окупаются в этот же день, для рестораторов это интересный способ продвижения и рекламы.
 
Но основные наши участники — это микроскопические чайные, кондитерские, закусочные — своеобразные нанобизнесы, маленькие участники, которых хочется поддержать, чтоб они нашли свою аудиторию, чтобы о них узнали. Поэтому мне интересно привлекать как можно больше посетителей. Ведь участники должны столкнуться с реалиями этого бизнеса, прочувствовать, что такое обслуживать в условиях цейтнота большой поток людей, а не просто вкусно для друзей приготовить.
 
Без суши и бумажных сосисок
 
Ресторанный день — не единственный гастрономический проект Алексея Матвеенко. Увлекшись кулинарией, он собрал вокруг себя ростовских единомышленников в Сети, а также курирует ряд проектов в офлайне.
 
В чем ваш интерес в гастрономических фестивалях?
 
— Мне нравится готовить, мне нравятся разные кухни мира, но это должна быть полезная еда. Трети людей это никогда не будет нужно и интересно, потому что они будут жевать сосиски из бумаги и пить пиво из пластика. Но есть и другие. Для меня это определенное миссионерство: без миссии работать скучно.
 
Но есть же и материальный интерес?
 
— Возможно, из этого вырастет полноценный бизнес-проект. У поставщиков и производителей продуктов, посуды, оборудования для HoReCa и других бизнесов есть заинтересованность в таких мероприятиях.
 
А местных производителей продуктов вы не привлекали?
 
— Мне давно интересно работать с местным продуктом. Надоело слышать про суши, хотя я понимаю, что это продукт с высокой маржей. Хочется поддержать фермеров, которым сейчас и так не легко — рынки переформатируют, какая судьба ждет ярмарки, не ясно. Поэтому в ближайшее время мы с единомышленниками хотим провести фестиваль локальных продуктов.
 
Кроме того, я курирую детский гастрономический клуб. Его цель — научить детей понимать идеологию питания, разбираться в хорошей и качественной еде, в том числе наглядно объяснить, почему нельзя есть чипсы и пить колу. Сейчас в планах включить в программу этого кулинарного техникума выезды на фермерские хозяйства, чтобы наш урбанистический ребенок понимал, откуда берутся мясо, яйцо, хлеб.
 
У вас еще есть ряд проектов в Сети…
 
— Пока это несколько сообществ в Facebook. Я их сам модерирую, но контент создается за счет пользователей. Первый — Foodhunters — посвящен поиску интересных продуктов и гастрономических мест на карте Ростова и области. Это дружественно настроенный пользователям ресурс, где мы обмениваемся информацией и мнениями, даем наводки на распродажи. Здесь концентрируются люди, обладающие экспертной позицией в гастрономии. Хотя здесь нет снобизма, зачастую присущего гастроблогерам, которые не начнут без фильтрованной воды тесто замешивать.
 
Второй – «Что? Где? Еда!» Это афиша гастрономических событий — мастер-классов, ужинов, дегустаций. Он постепенно набирает  обороты, сейчас имея около тысячи подписчиков. Возможно, вскоре я солью несколько проектов в один с дислокацией в веб. В любом случае это будет проект с открытой архитектурой, потому что время ресурсов с закрытой архитектурой приходит к концу.
 
Третий — PartizanCafe. Суть — иметь возможность устроить мини-ресторанный день в любое время, например, на стадионе или крыше какого-либо здания. Есть группа в Facebook, в которой за сутки до мероприятия я сообщаю, где будет партизанское кафе, — и готово.
 
Подготовила Мария Карачевцева
 
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.