Подписаться
Курс ЦБ на 03.07
78,65
92,67

Гастрономическая миссия Алексея Матвеенко: зачем Ростову Ресторанный день

Модератор ростовского гастрономического сообщества Foodhunters Алексей Матвеенко рассказал «ДК» о наиболее масштабном кулинарном событии Ростова — Ресторанном дне.

Увлечение кулинарией среди непрофессионалов становится все большим трендом — чаще и чаще в городе проводятся кулинарные поединки и гастровечера. 
 
В середине августа в Ростове прошел уже третий Ресторанный день. В этот раз местом проведения была выбрана набережная. По словам Алексея Матвеенко, организатора мероприятия, площадку посетило порядка 3 тысяч человек.
 
Партизанская история
 
Ресторанный день придумали финны. В основе проекта лежит идея поддержки непрофессиональных рестораторов. Ведь чтобы открыть свой ресторан, необходимо проделать огромную работу, в том числе и бумажную. И чтобы на начальном этапе избежать бюрократической волокиты, можно свои силы попробовать как раз в таком проекте.
 
Я была на ресторанном дне на набережной. Получилось многолюдно. Это даже смутило.
 
— А я, наоборот, руки потирал, что много народу пришло. Это оправданно с точки зрения того, что событие не превращается в замкнутую хипстерскую историю. Мне бы хотелось, чтобы в итоге это стало масштабным городским регулярным мероприятием, куда можно было бы привлекать спонсоров и делать бизнес-проект. Хотя, я согласен, для следующего раза нужно искать площадку просторнее. Кроме того, нужно, чтоб она была всепогодная и лучше с точки зрения инфраструктуры. И желательно, чтобы она была частная — во избежание лишних усилий по согласованию.
 
Что из себя представляет ростовский Ресторанный день и чем он отличается от того одноименного фестиваля, который уже несколько лет проходит в Европе?
 
— По сути, это однодневный кулинарный фестиваль для новичков и любителей, своеобразная партизанская история. Только традиционно в европейских городах он проходит не на одной территории, а, наоборот, в разных точках города работают однодневные гастрономические площадки. То же самое в Новгороде или Москве. Но специфика Ростова не позволяет организовать Ресторанный день в таком формате — мы собираем всех на одной площадке.
 
А чем третий Ресторанный день в Ростове отличается от первых двух?
 
— Принципиально, в этот раз событие не совпало с международным Ресторанным днем, ни по датам, ни по брендингу. Я принципиально сделал фестиваль 16 числа, а не 17-го, как во всем мире. Не использовал фирменную символику Всемирного ресторанного дня. Изменил название на «Ресторанный день на Ростовской набережной». То есть по факту это было отдельное событие.
 
Я был соорганизатором первого Ресторанного дня. Он проходил в коворкинг-центре «Место». Очень активное участие принимал в подготовке второго Ресторанного дня в парке им. 1 Мая. Тогда событие посетило почти 2 тыс. человек. Третий Ресторанный день я уже полностью готовил сам.
 
До Ресторанного дня в Ростове проходили аналогичные мероприятия. Был фестиваль «Зеленый мост» — его инициировала Нана Кулижанова, тоже с гастрономической активностью. Был Urban Fest,  Диана Карнаухова и Алексей Карачинский — организаторы объединения профессионалов городского планирования UrbanFactory — проводили фестиваль инициатив, и им нужен был фуд-корт. С самого начала стало понятно, что такие мероприятия интересны людям.
 
На старте практически все гости гастрономических фестивалей были из числа моих друзей в Facebook. Но уже на третьем мероприятии на набережной примерно 30% составила привлекаемая аудитория через социальные сети, а 70% — просто гуляющие и те, кто увидел информацию на инфоресурсах, то есть те, кто лично меня не знает. И это хорошо. Повторюсь: мне не интересны герметичные концепции. Если идти по этому пути, то нужно на старте признавать свой снобизм и что этот фестиваль не для всех.
 
А как привлекаются участники?
 
— Первоначально это были мои друзья и знакомые. Информация о Ресторанном дне распространяется через Facebook, где у меня порядка 2 500 друзей. На «Ресторанный день на Ростовской набережной» я привлекал и СМИ, рассылал анонсы. Если в первом фестивале участвовало 16 проектов, то в третьем уже 28.
 
Но ведь в ростовском Ресторанном дне участвуют и профессионалы?
 
— Да, наше отличие от западной модели — это возможность участвовать и профессиональным рестораторам, они платят чуть большие взносы, — за счет них покрываются расходы на электроэнергию, аренду оборудования и вывоз мусора. С учетом мизерных взносов, которые с лихвой окупаются в этот же день, для рестораторов это интересный способ продвижения и рекламы.
 
Но основные наши участники — это микроскопические чайные, кондитерские, закусочные — своеобразные нанобизнесы, маленькие участники, которых хочется поддержать, чтоб они нашли свою аудиторию, чтобы о них узнали. Поэтому мне интересно привлекать как можно больше посетителей. Ведь участники должны столкнуться с реалиями этого бизнеса, прочувствовать, что такое обслуживать в условиях цейтнота большой поток людей, а не просто вкусно для друзей приготовить.
 
Без суши и бумажных сосисок
 
Ресторанный день — не единственный гастрономический проект Алексея Матвеенко. Увлекшись кулинарией, он собрал вокруг себя ростовских единомышленников в Сети, а также курирует ряд проектов в офлайне.
 
В чем ваш интерес в гастрономических фестивалях?
 
— Мне нравится готовить, мне нравятся разные кухни мира, но это должна быть полезная еда. Трети людей это никогда не будет нужно и интересно, потому что они будут жевать сосиски из бумаги и пить пиво из пластика. Но есть и другие. Для меня это определенное миссионерство: без миссии работать скучно.
 
Но есть же и материальный интерес?
 
— Возможно, из этого вырастет полноценный бизнес-проект. У поставщиков и производителей продуктов, посуды, оборудования для HoReCa и других бизнесов есть заинтересованность в таких мероприятиях.
 
А местных производителей продуктов вы не привлекали?
 
— Мне давно интересно работать с местным продуктом. Надоело слышать про суши, хотя я понимаю, что это продукт с высокой маржей. Хочется поддержать фермеров, которым сейчас и так не легко — рынки переформатируют, какая судьба ждет ярмарки, не ясно. Поэтому в ближайшее время мы с единомышленниками хотим провести фестиваль локальных продуктов.
 
Кроме того, я курирую детский гастрономический клуб. Его цель — научить детей понимать идеологию питания, разбираться в хорошей и качественной еде, в том числе наглядно объяснить, почему нельзя есть чипсы и пить колу. Сейчас в планах включить в программу этого кулинарного техникума выезды на фермерские хозяйства, чтобы наш урбанистический ребенок понимал, откуда берутся мясо, яйцо, хлеб.
 
У вас еще есть ряд проектов в Сети…
 
— Пока это несколько сообществ в Facebook. Я их сам модерирую, но контент создается за счет пользователей. Первый — Foodhunters — посвящен поиску интересных продуктов и гастрономических мест на карте Ростова и области. Это дружественно настроенный пользователям ресурс, где мы обмениваемся информацией и мнениями, даем наводки на распродажи. Здесь концентрируются люди, обладающие экспертной позицией в гастрономии. Хотя здесь нет снобизма, зачастую присущего гастроблогерам, которые не начнут без фильтрованной воды тесто замешивать.
 
Второй – «Что? Где? Еда!» Это афиша гастрономических событий — мастер-классов, ужинов, дегустаций. Он постепенно набирает  обороты, сейчас имея около тысячи подписчиков. Возможно, вскоре я солью несколько проектов в один с дислокацией в веб. В любом случае это будет проект с открытой архитектурой, потому что время ресурсов с закрытой архитектурой приходит к концу.
 
Третий — PartizanCafe. Суть — иметь возможность устроить мини-ресторанный день в любое время, например, на стадионе или крыше какого-либо здания. Есть группа в Facebook, в которой за сутки до мероприятия я сообщаю, где будет партизанское кафе, — и готово.
 
Подготовила Мария Карачевцева
 
Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • «Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма«Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.