Евгений Иванов: «Развивать бизнес без наличия уникальной идеи бесперспективно»
Генеральный директор портала товаров и услуг Tiu.ru рассказал, за что покупатели «голосовали рублем» в 2015 году, и перечислил инструменты интернет-сферы, помогающие МСБ в развитии.
Евгений, на ваш взгляд, какова динамика развития малого и среднего бизнеса? Замедлились ли темпы роста в связи с кризисом?
– Замедление темпов роста есть, но, по моему мнению, оно не является сколько-нибудь существенным. Много компаний уходит, но еще больше открывается. Уходят, прежде всего, те игроки, которые не смогли перестроиться под новые реалии рынка. Серьезно сдали или даже закрылись компании, которые перепродавали импортные товары, бизнес которых сильно зависел от закупок товаров, выраженных в валюте. Намного лучше, если такой тезис можно считать уместным, себя чувствуют организации, имеющие локализованное производство. На нашем портале товаров и услуг в 2015 году зарегистрировалось более 200 тысяч новых компаний. Не могу точно сказать, сколько из них начали свою деятельность именно в этом году, но все они, бесспорно, нацелены на развитие своего бизнеса.
Общая покупательская способность населения упала. Снизилась деловая активность в целом. Но не все так плохо, как может показаться. К примеру, товарообот на портале Tiu.ru в 2015 году вырос на 60%. Это означает, что компании развиваются, находят новых клиентов.
Какие инструменты позволяют малому и среднему бизнесу в развитии? Что вы можете предложить?
– Различные торговые площадки сами по себе являются отличным инструментом для развития малого и среднего бизнеса. Интернет уже перестал быть золотым дном. Это 10-15 лет назад достаточно было сделать сайт, и деньги клиентов начинали поступать сами собой. Конкуренция за внимание клиентов в интернете сейчас крайне высокая. Создать сайт компании не достаточно. Подобно офлайн магазину, сайт - это всего лишь точка контакта с потенциальными клиентами. Одного единственного инструмента не достаточно. Приходится пользоваться целым набором специализированных инструментов.
Безусловно, контекстная реклама и seo-продвижение остаются самыми популярными и массовыми каналами привлечения внимания клиентов. И они у нас есть, и на превосходном уровне. Назовите хотя бы одно интернет-агентство, у которого есть 850 000 клиентов? Или же 32 млн товаров и услуг в различных бизнес - категориях? А у нас их именно столько. Это все, конечно, лирика. Мы видим интернет на глобальном уровне, имеем возможность предлагать наиболее востребованные и перспективные инструменты для развития бизнеса на самых разных этапах. От самого старта до выхода на межгосударственный уровень. Из таких перспективных, а главное эффективных инструментов можем предложить целый набор опций для работы с клиентской базой, с товарными запасами, e-mail - маркетинг, юзабилити, работу с заказами, логистикой и оплатами. Еще предприниматели получают персонального менеджера и учебно-образовательную базу для того, чтобы разобраться в тонкостях развития своего бизнеса в интернете. Но дело даже не в этом. В большинстве случаев на нашем рынке (в смысле, на рынке инструментов для е-коммерции) все это можно собрать и по отдельности, и даже какими-то более-менее большими блоками.
Уникальность предложения Tiu.ru состоит именно в единстве сайта компании с торговой площадкой. 85% предпринимателей работают исключительно с клиентами, пришедшими с торговой площадки и из поисковых систем. То есть, по сути ничего не доплачивают за продвижение и не используют другие инструменты. Это и хорошо, и плохо. Положительная сторона - оплата сайта, а клиенты в подарок. Отрицательная сторона - многие предприниматели достигают в своем бизнесе некой планки и не идут на расширение и развитие, довольствуются малым. Это как раз те 85%, о которых я говорил выше. Я считаю, что это проблема МСБ в целом, которая очень четко прослеживается на нашем портале.
Каковы ближайшие перспективы малого и среднего бизнеса?
- Как это ни банально звучит, но интернет все больше и больше проникает в нашу жизнь, входит в привычки потребителей. Интернет – прежде всего, средство распространения информации о ценах, товарах, продавцах. Поэтому необходимо научиться определять уникальность своего бизнеса, отстраиваться от конкурентов. Развивать свой бизнес без наличия уникальной идеи или ниши бесперспективно.
Вторая характеристика надвигающегося будущего - отсутствие сверхприбылей. Экономика бизнеса будет все более походить на европейскую и американскую, что характеризуется доходностью бизнеса не более 10% в год. Если не учитывать этих двух фундаментальных изменений, то можно попросту потерять свой бизнес. Очень яркий пример - ситуация с такси. За каких-то полтора-два года интернет-компании выстроили и упорядочили один из самых хаотичных и серых рынков. Если не изменить позиционирование, то потеряется уникальная идентичность. Рейтинги, качество, удобство и надежность – вот, что получили клиенты интернет-сервисов такси. И, я полагаю, что не найдется ни одного аргумента против использования такси-агрегаторов.
На одном из наших офлайн - семинаров, проходившем где-то в начале 2015 года, у меня был разговор с клиентом о перспективах ведения бизнеса в интернете. Он мне очень эмоционально заявил: «Не учите меня вести бизнес, я бизнесом занимаюсь более 20 лет. Я привожу товары из-за границы и перепродаю тут с нормальной наценкой. 20 лет жил как-то без интернета, проживу и сейчас. Интернет только портит мой бизнес». Вот если говорить о перспективах, то тут они точно отсутствуют, как в онлайне, так и в офлайне.
На ваш взгляд, на что бизнесу следует обратить особенное внимание? Что необходимо «докручивать» в модели работы?
- Россия, к сожалению, является страной с низкой производительностью труда. Достижение бизнес-результатов не является сверхзадачей сотрудников. Подавляющее большинство людей ходят на работу только ради зарплаты, а не для достижения результатов. Я даже не говорю о достижении бизнес-результатов на рабочем месте, скорее о личном и профессиональном развитии. Во многом сотрудники не виноваты в такой ситуации, тут есть серьезное упущение со стороны руководителей и владельцев бизнеса - неумение мотивировать своих сотрудников, неумение работать на перспективу. Малый бизнес в подавляющем числе случаев страдает от неэффективных сотрудников. Точно так же, как и от неэффективного расходования оборотных средств, устаревших технологий. Бизнес-процессы – это отдельный больной вопрос. Процесс надо постоянно усовершенствовать, у каждого плана должны быть измеримые KPI. Но, к сожалению, большинство представителей малого и среднего бизнеса не имеют продуманного плана развития компании, который периодически корректируется. Именно для этого мы продумали серию семинаров, где рассказываем, как можно оптимизировать все процессы и получать желаемый результат. Но в основном план для представителей малого и среднего бизнеса - это пресловутый первоначальный бизнес-план в таком виде: беру кредит, покупаю партию товара по $10, продаю по $15, расту вместе с рынком на 20% в год, отдаю кредит. Конечно, работать на падающем рынке можно, но необходимо избавиться от неэффективных расходов, сотрудников, инструментов. Скорее всего, пересмотреть бизнес-модель.
В регулярном общении с предпринимателями часто можно услышать такую мысль: «Сейчас тяжело, но это скоро пройдет, надо только перетерпеть немного, и потом будет как прежде, ничего менять не надо». Вот на это советую обратить внимание в первую очередь. Дело даже не в том, что как прежде больше не будет, а в том, что надо строить новую экономику. С опорой на себя, на свой малый бизнес, а не на нефтяную скважину и веру в стабильную бюджетную зарплату.
Каков ваш прогноз на 2016 год?
- В 2015 году произошло немало изменений: и экономическая ситуация в стране, и нововведения со стороны российского правительства. Цены на товары увеличились в среднем на 15-35%. Средний чек по различным категориям товаров увеличился в пределах 10-20 %, что меньше, чем цены на отдельные товары, так как покупатели стали отдавать предпочтение более дешевым товарам. Их стоимость зависит от курса доллара, так как большинство товаров импортные. В промышленных и производственных категориях есть доля иностранных компонентов и комплектующих. Даже если в количественном отношении их доля не большая, то в стоимостном все равно может достигать очень большой величины. К сожалению, для снижения цен в 2016 году видимых причин пока нет. Однако вероятно замедление темпа роста цен. В 2015 году рубль упал более чем в два раза, и стоимость товаров в магазинах это падение уже отыграла. Если рубль подешевеет еще на 20-40%, то цены в среднем могут увеличиться на 10-15%.
В уходящем году показали рост товары из категорий «Одежда, обувь и аксессуары», «Товары для дома и сада», «Авто-мото товары», «Строительство», «Электроника и бытовая техника». Кроме того, увеличился объем заказов на маркетплейсе в категории «Товары для детей», представленные отечественными брендами. Популярен у покупателей раздел «Товары для туризма и путешествий», ожидаем, что в 2016 году эта категория войдет в топ. Такие выводы основаны на анализе более 32 млн. товаров и услуг от 850 тыс. компаний со всей России (размещенных на портале товаров и услуг Tiu.ru).
Больше всего представлено российских производителей в категории «Строительство и товары для ремонта», которые вполне могут заменить импортные аналоги.
Кроме того, в уходящем году, по нашим данным, покупатели начали активно интересоваться российскими брендами и переходить на более дешевые товары, при этом компании все больше проявляют интерес к отечественным поставщикам».