Есть ли движение на донских дорогах?
От качества дорог, их наличия напрямую зависит инвестиционная привлекательность региона. О проблемах донской дорожной отрасли и путях их решения ДК рассказали эксперты.
Андрей Городничев, директор компании ООО "Дон-Моторс"
Дороги южного федерального округа очень разные. Например, трассы Краснодарского края от ростовских отличаются кардинально. Уже на границе края чувствуется разница, так что очевидно за состоянием дорог наши соседи следят более тщательно. Думаю в первую очередь властям нашего региона нужно обратить внимание на федеральную трассу М4 «Дон». Эту дорогу по праву можно считать лицом Ростова-на-Дону. М4 «Дон» одно из самых загруженных магистральных направлений, которое требует реконструкции и доработки развязками. Наш автоцентр находится на северном въезде, и мы постоянно становимся свидетелями заторов на этом направлении. Нам интересно, чтобы качество дорог было достойным. Согласитесь, от этого напрямую зависит долгосрочность эксплуатации автомобилей, которые мы продаем, а значит и успех нашего бизнеса.
Игорь Четвертаков, директор ООО «Благострой»
Примерный разброс зарплат у рабочих-дорожников – от 15 до 40 тысяч рублей. Труд дорожного рабочего физически тяжелый. Сезон длится с марта по ноябрь. Квалифицированные специалисты не соглашаются трудиться за такую низкую зарплату, а большего работодатель часто предложить не может. Иначе он станет не конкурентоспособным и просто-напросто разорится. Поэтому многие фирмы задействуют дешевую рабочую силу – гастарбайтеров из Узбекистана, Таджикистана, Армении, а это в свою очередь сказывается на качестве наших дорог. Высококлассные специалисты объединяются в бригады и работают на частных дворах за более высокую оплату.
По моему мнению, для того чтобы улучшить состояние дорог, нужно усилить контроль за качеством при производстве и приемке работ. Это заставит организации привлекать квалифицированных специалистов. А стоимость дорог надо снижать за счет удешевления необоснованно дорогих дорожно-строительных материалов (примерно 75 - 80% от стоимости дороги), а не за счет стоимости самих работ. Одновременно хорошо и дешево не бывает.
Алексей Безбородов, эксперт Исследовательского агентства InfraNews
Ни для кого не секрет, что российские дороги не соответствуют мировым стандартам и состоянию. С одной стороны, шаги к улучшению ситуации делаются. Так на межрегиональной конференции в Волгограде В. Путин заявил, что в течение ближайших пяти лет будет проведена модернизация основных федеральных автодорог Юга. До 2013 г. планируется привести в порядок трассы «Каспий», «Кавказ» и «Дон». На эти цели хотят выделить 85 млрд. руб. Но думаю, что на юге может получиться ситуация, как с трассой Чита-Хабаровск, где дорогу плотно закрыли гравием с битумомом. На солнце он выглядит как нормальный асфальт, но надо понимать, что качество оставляет желать лучшего. В ближайшее время появятся платные дороги. Решается вопрос и по южной федеральной трассе М4 «Дон». Будет ли инвестироваться в бесплатное движение – толком не понятно. Минфин пока на той же позиции что и при Кудрине: дашь – все украдут. И знаете, я, честно говоря, то же придерживаюсь этого мнения.
Михаил Гайбарян, директор ООО «Альянс плюс»
Финансирование дорожной отрасли из бюджетов разных уровней в последние два года значительно выросло, примерно на 75%, но качество дорог лучше не стало. Наверное, оно мало кому интересно. Гораздо больше желающих лично обогатиться за счет огромных бюджетных средств, которые выделяются на ремонт.
За состояние дорог должны отвечать конкретные руководители – рублем. Либо глава администрации, либо его заместитель, либо начальник подрядной организации, которая не соблюдает сроки выполнения работ, нормативы. У каждого главы несколько заместителей. Задействовано большое количество людей, а ответственных нет.
Обратите внимание на состояние дорог, отремонтированных в прошлом году. Их снова нужно чинить, то есть объявлять тендер, искать подрядчиков. В итоге получается, что российские дороги по затратам обходятся казне втрое дороже, чем в Европе, где ремонт делается один раз на несколько лет вперед.
Низкое качество дорожного покрытия приводит к значительному росту ДТП, в том числе с тяжелыми последствиями и гибелью людей. В одном из выступлений губернатора говорилось, что данной ситуации необходимы властные системные и кадровые решения.
Владимир Еременко, генеральный директор ООО «Юг-строй-комплекс»
Я в дорожной отрасли шестнадцать лет. Люблю свою профессию, потому что она созидательная, позволяет видеть результаты своих усилий и инициативы. Если говорить о «темных сторонах» этой сферы, то к ним, на мой взгляд, можно отнести коррупцию, чиновничью бюрократию, что в итоге приводит к известной истине: Россия – страна дураков и разбитых дорог.
Нет реальной поддержки малого бизнеса, а систему торгов и аукционов я считаю наиглупейшей. На один объект претендуют 15-20 строительных компаний. Они состязаются на понижение. Кто предложит организаторам конкурса наименьшую цену, тот и выиграл. Победитель, как правило, не способен выполнить работу добросовестно и качественно. Кое-как он потом сдает объект заказчику, которому нет дела до грамотного расходования бюджетных средств.
В результате щебня насыпают меньше, чем нужно. Вместо пяти слоев асфальта – кладут два, каток проезжает по свежему покрытию один раз вместо двух. Такая дорога будет служить от года до трех, а могла бы пять-шесть лет, если бы ее сразу сделали хорошо.
Кирилл Гребенюков, директор ООО «Мое Дело» (проектирование автомобильных дорог)
Состояние дорог я оцениваю на четыре балла из 10 возможных. С одной стороны, граждане ведут себя недобросовестно, с другой, - представители власти, инспекторы ГИБДД, например, недостаточно следят за порядком.
Возьмем, например, грузовой транспорт. Водители куда хотят, туда и едут, никто их не останавливает.
Каждой дороге еще на стадии проектирования задается своя категория. И, если по трассе, предназначенной для легковых машин, ездят грузовые, образуется колея. Я считаю, что каждую дорогу можно спасти, если правильно организовать логистику, разработать удобные объездные маршруты. Еще можно установить на улицах арки, чтобы высокие машины не могли проехать. Одну такую я видел в городе Азове на улице Песчаной.
Как проектировщик, я хотел бы еще затронуть тему качества проектирования дорог. Плохо работает цепочка: заказчик – проектировщик - согласование (технадзор) -исполнитель. Когда дело доходит до реализации, в проекте, допустим, написано, что бордюр должен быть 300 метров, а фактически его нельзя сделать более 100 метров. Может, тут не хватает разъяснительной работы на всех стадиях?
Светлана Чикина, директор департамента логистики и технологий курьерской компании DIMEX
Отмена ограничений на проезд по улице Большой Садовой – вот, наверное, единственное положительное событие на ростовских дорогах, которое я могу назвать. Лично мне почти всегда удается миновать дорожные заторы, так как на работу я езжу в сторону, противоположную основному движению транспорта. Пробки негативно влияют на работу нашей компании в целом.
Самое чувствительное для нашего бизнеса – это снижение скорости доставки. Постоянные пробки вынуждают курьеров оставлять служебный транспорт далеко от места назначения и передвигаться по центральным улицам пешком. Как следствие – потеря времени, компенсировать которое компании приходится за счет увеличения штата курьеров. В некоторые месяцы вынужденный рост численности сотрудников службы доставки достигает 20%. Еще одной причиной роста издержек являются дополнительные расходы на ГСМ и амортизацию, связанные с вынужденным простоем транспорта в пробках и постоянными объездами заторов дворами.
Несмотря на то что наши клиенты, с пониманием относятся к задержкам из-за пробок, мы очень заинтересованы в том, чтобы деятельность компании зависела от дорожных неурядиц как можно меньше.
Применение опыта других стран и строительство двухуровневой системы движения транспорта по центральным проспектам я считаю для Ростова нереальным. Решением проблемы может стать грамотная организация дорожного движения и создание дополнительных парковочных зон.
Сергей Уткаев, директор ООО «Генеральная экспедиция»
Сколько бы мы ни ругали наши дороги, я считаю, что положительные изменения, в этой сфере все-таки происходят.
Недавно, например, на одном из телеканалов показывали сюжет о задержании работников ГИБДД, которые брали взятки с водителей. Передача не придумана, кадровая профилактика в силовых органах, как видим по фактам на дорогах, проводится.
Движение на автодорогах Ростов-Краснодар, Ростов-Мариуполь на некоторых участках довольно затруднено. Опять же, как к этому относиться. Да, скопление транспорта неприятно, отнимает время, возникают аварии. Но происходит это, потому что в южном направлении ведутся работы по расширению дорожного полотна. Не рекомендую нервничать при затруднительном движении и в пробках. Они не бывают бесконечными.
Кто бы и что бы мне не говорил, но я вижу своими глазами, что ситуация на дорогах меняется к лучшему. И эти изменения не единичны и не разрознены, они системны и подчиняются некоему плану, который выполняется, и как я вижу, довольно успешно.
Владимир Гребенюк, председатель комитета Законодательного собрания РО по строительству, ЖКХ, энергетике, транспорту и связи
С формированием дорожного фонда работы по строительству и капитальному ремонту дорог Ростовской области заметно активизировались. Хотя недостатки, конечно, есть. Допустим, необходимо ежегодное финансирование на строительство дорог и на их реконструкцию около 500-600 км ежегодно: около 500 км строить надо и 500 км ремонтировать. Фактически осваивается десятая часть, то есть по 20-30 км ежегодно. Этого, конечно, недостаточно, поэтому сегодня депутаты настоятельно просят Правительство области, лично губернатора на очередном заседании Законодательного Собрания в рамках «правительственного часа» заслушать вопрос о состоянии дорожного хозяйства: о безопасности дорожного движения, ремонта дорог и мостов и т.д. И просим предусмотреть финансирование на эти цели в бюджете 2013 г.
Подготовили Людмила Дьяченко, Оксана Царева.