Для чего ростовскому бизнесу технологии M2M
Благодаря покрытию сетей сотовой связи GSM-стандарта, M2M системы уже широко используются в западных странах. Согласно общепризнанному определению, M2M (Mаchine-Тo-Mаchine, также в России применяе
Благодаря покрытию сетей сотовой связи GSM-стандарта, M2M системы уже широко используются в западных странах. Согласно общепризнанному определению, M2M (Mаchine-Тo-Mаchine, также в России применяется термин «телематика»)— это объединение телекоммуникационных и информационных технологий для удаленного обмена данными между устройствами, предназначенное для решения прикладных задач. На российском рынке технологии беспроводной M2M используются в системах «Интеллектуальный Дом» для организации канала для связи «Хозяин-Дом»; в пасажиро- и грузоперевозках— для слежения за грузами и контроля над водителями; для охраны автомобилей и недвижимости; в сетях автоматов розничной торговли (в вендинге), где они позволяют избавиться от «простоев» оборудования и сократить затраты на обслуживание сетей автоматов; для дистанционного снятия показаний с счетчиков или других измерительных приборов и т.д. Эксперты дискуссионного клуба «ДК» попытались определить, на каком этапе развития сейчас находится рынок M2M в Ростове и каковы перспективы его развития.
Как отметил в начале встречи ВЯЧЕСЛАВ АНТИПОВ, директор компании «ТДК-Сервис», рынок M2M начал формироваться в России в конце 90-хгг. «В 1997-1998 в Москве и Петербурге стали появляться компании, предоставляющие подобные услуги. В Ростове первая компания, которая стала предлагать сервис в области M2M, появилась в 2003 году. В 2006 году начался второй этап развития рынка в регионе. В это время стало поступать большое количество оборудования, и донские компании более активно стали приобретать системы слежения и контроля, а частные потребители— системы «Умный дом»,— пояснил г-н Антипов. ОКСАНА ИГНАТЬЕВА, директор компании «Первый навигационный» выразила мнение, что рынок M2M в регионе освоен на 40% в секторе корпоративных продаж и на 10% в сфере массового внедрения среди населения. С ней не согласился АЛЕКСЕЙ КОВАЛЬСКИЙ, генеральный директор компании «Телевизионные коммуникации», который отметил, что рынок только начал развиваться и максимально он освоен не более, чем на 10% во всех сегментах. «Пока потребители не очень доверяют системам M2M-рынка. И существует большая проблема с реализацией услуг. Есть много мелких компаний, которые основной целью видят только продажу услуг и оборудования. То есть интеграторы устанавливают систему, получают деньги и бросают клиента. А техническая поддержка клиентов в этом секторе нужна постоянно. К тому же самостоятельно получить информацию трудно. В результате рынок развивается медленно, хотя потенциал у него огромен»,— высказался г-н Ковальский.
Участники дискуссии отметили, что наиболее активно технологии M2M используются транспортными предприятиями. Практически все компании, которые занимаются грузоперевозками или имеют большой автопарк, сегодня устанавливают системы слежения и контроля. АНАТОЛИЙ ЗАГОРУЛЬКО, директор по корпоративному бизнесу Южного региона ОАО «Вымпелком»: «Мы предоставляем клиентам такую услугу, как мониторинг транспорта. Она сейчас очень востребована в связи с тем, что позволяет существенно оптимизировать расходы. К примеру, внедрение системы мониторинга на 6-7 большегрузных автомобилях позволяет экономить до 150 тысяч рублей в месяц. На бензине, логистике и на персонале, поскольку в заведующих гаражами тогда уже фактически нет необходимости. При этом сроки окупаемости системы составляют не более двух-трех месяцев».
Вячеслав Антипов привел в пример одного из клиентов своей компании: «Экономический эффект от системы телематического мониторинга транспорта очевидный. Один наш клиент достигает экономии до 300 тысяч рублей в год с парка в 40 машин». Оксана Игнатьева рассказала еще об одном примере эффективного использования технологий M2M в бизнесе. «Так уже около года одна из крупных таксофирм города активно использует электронную систему управления автопарком. Эта система позволяет компании передавать данные о заказе через мобильный интернет в телефоне, тем самым свести к минимуму прямое общение водителей такси с диспетчерами. У каждого водителя на сотовом телефоне установлено джава-приложение, через которое он получает информацию о заказе, а также расчет стоимости проезда. Это удобно, и многие таксопарки сейчас начинают работать по такой же схеме»,— пояснила г-жа Игнатьева.
Спрос на услуги беспроводных сервисов растет
Эксперты Дискуссионного клуба отметили, что с 1 июля 2011 г. в РФ вступит в силу федеральный закон, согласно которому все транспортные средства, которые перевозят пассажиров, а также опасные или специальные грузы, должны будут оборудованы системой «Глонасс». По их мнению, этот закон дает серьезный толчок развитию рынка M2M. «Сейчас в Ростове на городском пассажирском транспорте не стоят системы автоматического контроля. Как итог, часто на одной остановке может скопиться до трех-четырех автобусов одного маршрута или направления. Если бы такая система была установлена, транспортное средство не начинало бы движения без автоматизированной команды диспетчера. Ведь система мониторинга позволяет следить не только за расходованием топлива и скоростью движения, но и выдавать тревожные сообщения, блокировать движение, давать рекомендации по оптимизации маршрута»,— сказал Вячеслав Антипов. Участники встречи согласились, что, действительно, в Ростове рынок M2M развит пока слабо и отстает от некоторых других регионов страны. Так, по словам Анатолия Загорулько, у компании «Вымплеком» есть филиалы в других южных городах, которые уже внедрили подобные системы мониторинга на городском транспорте. «Там поставили электронные табло на остановках, где постоянно обновляется информация о том, когда подойдет тот или иной троллейбус. Люди знают, что нужный им маршрут будет через 10 или 15 минут, и могут более рационально использовать свое время»,— отметил г-н Загорулько.
Помимо транспортных предприятий M2M-технологии сейчас активно осваивают энергетические компании. Ведущий инженер СС ДТУ компании «ДОНЭНЕРГО» СЕРГЕЙ УДОВЕНКО рассказал, что автоматическая система мониторинга данных позволяет получать точные данные о транспортировке энергии. «Мы не производим энергию и не продаем ее. Но чтобы знать, сколько мы заработали, мы должны точно определить, сколько электроэнергии получили и сколько отдали. «Донэнерго» работает по Ростовской области, и точек отдачи у нас очень много. Объезжать регулярно все точки и снимать показания физически невозможно— нет столько в штате людей. При этом показания можно снимать, чтобы данные были признаны легитимными, в присутствии трех субъектов— представителя нашей компании, представителя сбытовой компании и представителя компании-собственника подстанции. При автоматизированной системе сбора данных в их присутствии нет необходимости»,— пояснил г-н Удовенко. По его словам, компания «Донэнерго» сейчас рассматривает возможность применения M2M-технологий и в работе с частными клиентами. «С помощью этих систем мы рассматриваем возможность ограничения подачи электричества недобросовестным плательщикам. По законодательству отключать абонента полностью нельзя, а вот ограничивать можно. Если не платит абонент, 100-200 ватт он получать будет, а вот уже сплитом, обогревателем и т.п. пользоваться не сможет. Как только он будет переходить за установленную мощность, система будет автоматически отключать подачу энергии»,— пояснил г-н Удовенко.
ЕВГЕНИЯ ВЛАСОВА, и.о. управляющего Ростовским региональным операционным офисом ВТБ24, рассказала о применении беспроводных сервисов в банковской сфере. По ее словам, еще несколько лет назад банкоматы были просто машинами для выдачи или приема наличных средств. «Сейчас банкомат— это сотрудник банка. Благодаря технологиям M2M, связывающим банкомат с серверами банка, он не только позволяет совершать операции с наличностью, но и продает услуги. К примеру, человек приходит снимать наличные, а ему после завершения операции на экране банкомата высвечивается сообщение: «Уважаемый Иван Петрович, вы можете получить кредит на таких-то условиях в нашем банке. При необходимости звоните по телефону или обращайтесь в офис»,— отметила г-жа Власова.
Рост рынка сдерживают «пробелы» в покрытии сотового сигнала
Присутствующий в числе экспертов на встрече Дискуссионного клуба коммерческий директор Comepay ИГОРЬ ЛАБАЗОВ выразил уверенность в том, что на данном этапе рынок M2M развивается низкими темпами, в том числе и за счет перебоев в сигнале связи. «Мы пока не используем системы M2M на наших терминалах. Мы выступаем посредником между плательщиком и компанией, оказывающей услуги. Некоторые владельцы терминалов устанавливают дополнительные системы, такие как сторожевые таймеры. Пока это предел. Терминалы стоят в разных частях города. Не везде уровень сигнала связи хороший. К примеру, у нас в офисе он настолько плох, что приходится подходить к окну, чтобы поговорить по телефону. Из-за этого могут быть сложности с позиционированием объекта. Не всегда система может определить, где и на каком объекте есть проблемы»,— сказал г-н Лабазов. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ, директор по корпоративному бизнесу Ростовского-на-Дону филиала ОАО «Вымпелком» подтвердил, что проблема с позиционированием в сетях GSM сейчас есть. Но она в ближайшем времени будет решена. ПАВЕЛ ЛЫСУНЕНКО, руководитель отдела по внедрению информационных технологий компании EMWI, также подтвердил, что сталкивается в своей работе с «пробелами» в покрытии сети. «Если работаешь с одним оператором, то такая проблема может иногда возникать. Одна компания не всегда может предоставить качественную связь во всех точках, где это нужно клиенту. Но пока операторы не делают совместных продуктов для того, чтобы улучшить сервис для клиента. Пока они не готовы решать совместно вопросы обеспечения связи»,— пояснил г-н Лысуненко.
В то же время эксперты дали оптимистичные прогнозы по развитию рынка. По их мнению, M2M-технологии все более активно будут внедряться в здаравоохранение, образование, сельское хозяйство. Оксана Игнатьева: «Наш регион— аграрный. Все больше руководителей хозяйств используют современные системы на сельхозтехнике. С помощью таких систем можно значительно оптимизировать затраты и рабочее время. Трактор может не только самостоятельно без управления ходить по полю, можно управлять автоматически скоростью движения, севом и т.д.». По словам Вячеслава Антипова, востребованы системы будут в сфере охраны частных объектов— квартир, дач и т.д. «Уровень жизни у населения поднимается. А затраты на системы M2M ниже, чем затраты на покупку бытовой техники. Порядка 6-7 тысяч рублей стоит покупка и установка охранной системы. И это единовременные траты»,— сказал г-н Антипов. Александр Васильев добавил, что только за 2010 год количество клиентов, которые установили автоматические системы контроля на своих предприятиях, увеличилось в 2,5 раза. «Думаю, в этом году тенденция к увеличению сохранится»,— дал прогноз г-н Загорулько.