ДК – о трендах на рынке складской недвижимости Ростова
По состоянию на август текущего года общая полезная площадь складских площадей высокого класса в Ростове-на-Дону составляет около 300 тысяч квадратных метров.
Тем не менее, как отмечают аналитики MACON Realty Group, наиболее широко представлены складские комплексы класса С, на которые приходится не менее 70% рынка.
Спрос на низкокачественные склады не растет. Самыми востребованными на сегодня являются склады класса В и В+. Это объекты с оптимальным соотношением цена-качество. Самыми популярными при этом являются склады размером от 100 до 500 квадратных метров. Здесь основными арендаторами выступают федеральные и региональные компании, их доля в клиентском портфеле большинства девелоперов складской недвижимости составляет 100%.
Важно отметить, что заметно улучшились условия хранения, стали осваиваться новые форматы сервиса. Так, по данным MACON Realty Group, 34% складских площадей используются для оказания услуг ответственного хранения, и еще около 10% сдаются как в аренду, так и под ответ-хранение. В предыдущие годы на долю стандартных арендных складов приходилось почти все 100% предложения.
За последние два года арендные ставки достигли докризисного уровня. Их повышение обусловлено совокупностью общеэкономических факторов, в числе которых - увеличение товарооборота, высокая активность грузоперевозок. На сегодняшний день арендные ставки находятся в диапазоне от 150 до 500 руб./кв. м или от 12 до 16 руб./паллетоместо/сутки. За последний год они выросли на 5%.
Что касается важных событий на рынке складской недвижимости Ростова, то стоит отметить, что в феврале прошлого года в Ростове начал работать филиал питерской компании «Сервис логистика». На сегодня компания предлагает в ЮФО широкий спектр логистических услуг: от ответственного хранения товара, кросс-докинга до доставки любых партий товара во все основные города ЮФО, такие, как Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Волгоград, Астрахань и др.
Основные клиенты компании в донском регионе - крупнейшие сетевые магазины: ОКЕЙ, Лента, Ашан, Х5 Retail Groupe. Площадь склада составляет 1,5 тыс. кв. м. В ближайшее время компания намерена расширить площадь складских помещений.
Кроме того, в начале августа текущего года в городе Аксай Ростовской области логистический оператор STS Logistics открыл южную логистическую платформу для МЕТРО Кэш энд Керри. Южная логистическая платформа предназначена для консолидации заказов и перераспределения полученного товара от поставщиков по торговым центрам.
В тестовом режиме она начала работать с 20 июня нынешнего года. Теперь через РЦ уже проходят поставки в 6 торговых центров ЮФО: 2 в Ростове-на-Дону и по одному в Краснодаре, Адыгее, Ставрополье и Пятигорске. Поставки осуществляются местными производителями овощей и фруктов, а также поставщиками импортного ассортимента, который они получают через Новороссийский порт.
Далее – спикеры о прогнозах на рынке складской недвижимости города.
«За прошедшие два года никаких изменений на рынке складской недвижимости Ростова-на-Дону не произошло. Новых проектов не было с 2009 года. Однако девелоперы осуществляют застройку по схеме build-to-suit, то есть под конкретного арендатора, учитывая его пожелания и индивидуальные потребности. Если все заявленные объекты выйдут на рынок в срок, то в течение ближайших 3-4 лет предложение может существенно увеличится. Качественная структура изменится кардинальным образом, так как появятся значительные объемы в классе В и А. Потенциал роста спроса имеется, однако, очевидно, что спрос на складские помещения находится в сильной зависимости от оборота розничной и оптовой торговли, которые в свою очередь полностью зависимы от макроэкономической ситуации в стране», - сообщает Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group.
«Ростовская область благодаря своему географическому расположению обладает значительным потенциалом для обслуживания транзитных грузовых потоков. Основным сдерживающим фактором является недостаточная обеспеченность региона терминально-логистической инфраструктурой. Учитывая принятую в 2012 году концепцию развития индустриальных парков в Ростовской области, можно ожидать оживление интереса инвесторов к развитию логистической системы области, - рассказывает Алексей Сергеев, директор по логистике УК ООО «Группа компаний «К-Инвест», - Со своей стороны могу отметить интерес со стороны крупных федеральных ритейлеров и производителей рынка FMCG к организации региональных распределительных центров на территории РО. Полагаю, что появление спроса на качественные логистические услуги в ближайшее время позволит реанимировать проекты, замороженные во время кризиса 2008 года».