Подписаться
Курс ЦБ на 07.12
63,71
70,75
Деловой квартал / Новости / Денис Зубков, Creative Space: как задать темп креативной экономике

Денис Зубков, Creative Space: как задать темп креативной экономике

18:43   19.03.2014

Когда во всем мире стали активно распространяться коворкинговые центры (cowork — англ. «совместная работа»), он открыл первую такую площадку в Ростове — «Креативное пространство». И не прогадал.

Объем первоначальных инвестиций в «Креативное пространство» Денис Зубков не назвал, но уточнил, что вложения довольно быстро окупились. По его словам, коворкинг — это не стены, это люди. Поэтому прежде всего нужно озаботиться созданием идеологии и команды, а уже потом создавать инфраструктуру.

Создать новую нишу в бизнесе

В 2000 г. основатель «Креативного пространства» Денис Зубков закончил Архитектурный институт (сейчас — Академия архитектуры и искусств ЮФУ. — Прим. ред.) и на следующий день после сдачи диплома устроился работать дизайнером в фирму «СВА». Через пару месяцев работы создал там отдел архитектуры и дизайна, еще через пару лет совместно с друзьями основал компанию «База», рассказывает Денис Зубков.

«Мы много работали на заказчиков — придумывали, проектировали, строили, искали партнеров, фактически выполняли уже весь комплекс девелоперских услуг и с какого-то момента поняли, что хотим быть не просто исполнителями, а партнерами. Для этого нам самим на собственной шкуре нужно было пройти весь цикл реализации объекта коммерческой недвижимости — от идеи до передачи управляющей компании. С 2008-го мы реализовали несколько собственных проектов — «ЭкстримПарк», «Культплощадку», не могу назвать их очень удачными, но мы учились на практике, а в девелопменте без практики никуда.

В 2011-м году началась работа над «Креативным пространством». В компании «База» сложился костяк специалистов, которые одновременно составили эффективную команду и продолжили развивать свои самостоятельные проекты. У каждого члена команды есть свой бизнес. Мы совместно работаем на уже действующих проектах и объединяемся в работе над новыми. Основу «Креативного пространства» создавали совместно мои сотрудники из «Базы» и группа «Лекториум», основатели которой еще в 2006-м запустили свой собственный просветительский проект. Александр Кулешов из «Лекториума» совмещает развитие своего Dobro cowork и управление «Креативом». Изначальной целью было создание инфраструктуры, где наш бизнес мог комфортно функционировать и развиваться. Управляется такая система очень легко: каждый сам понимает, что и когда нужно делать для достижения общего результата.

Материальные затраты на создание инфраструктуры относительно невысокие. Наличие внешних инвестиций могло бы, напротив, помешать развитию проекта. В марте 2011-го мы открылись, а в сентябре уже заселялись первые арендаторы. Через полтора года после запуска я с удивлением обнаружил, что уже вернул все вложения. Общий объем инвестиций сложно оценить, т. к. основное, что есть на объекте, — это то, что наши арендаторы сделали сами, за свой собственный счет. И сама тема «креативных пространств» постоянно развивается, выходит на уровень кластеров. Для этого мы будем привлекать более опытных партнеров, чем мы сами, сейчас ведем активные переговоры с москвичами, выстраиваем международные связи с европейскими и американскими коворкингами.

«Креативное пространство» изначально было задумано как структура, где каждая компания, каждый фрилансер может найти себе компаньона, заказчика, единомышленника, проект, идею. Сейчас на базе «Креативного пространства» идет формирование целого кластера, который должен выполнять функции «большого коворкинга» для молодых компаний.

Выдумывать велосипед не нужно, нужно было выбрать удобную модель в конкретной ситуации и адаптировать ее в нашем городе. Есть много разновидностей коллаборации проектов, компаний и фрилансеров — от бизнес-инкубаторов и акселераторов до хакспейсов (хакспейс — от англ. Hackspace, место, где собираются люди со схожими интересами, чаще всего научными, технологическими, для получения и обмена знаниями. — Прим. ред.). Мы выбрали классическую модель коворкинга, которая впоследствии прирастала все новыми функциями и сервисами, вроде офисной кухни-переговорной или принт-центра. Самое главное — это то, что сейчас у нас происходит «магия совместной работы», т. е. партнерства, обмена заказами и совместного создания проектов с нуля. Причем у нас этот обмен происходит не только на уровне «фрилансер — фрилансер» или «компания — фрилансер», но и на уровне «компания — компания».

Войти в тусовку

Наиболее высокая концентрация коворкингов в США. В прошлом году г-н Зубков посетил около трех десятков объектов, аналогичных «Креативному пространству», и взял на вооружение некоторые идеи и технологии. Не менее активно этот сегмент бизнеса развивается в Москве. В столице этот формат обрел уже такую популярность, что помимо частных кластеров появляются государственные. Дислоцируются они не только в центре Москвы, но и в спальных районах. Этот новый для России формат бизнеса успешно прижился в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других мегаполисах.

«Наш проект был обречен на успех с самого решения о его воплощении. Первый в Ростове коворкинг основал нишу креативного кластера, которая давно освоена в Москве и Санкт-Петербурге, а ростовским представителям компаний сектора креативной экономики приходилось лишь пускать слюни, читая новости о жизни внутри коворкингов. Но массовое осознание выгоды и удобства работы в таком центре пришло к ростовчанам не сразу. Первый год мы сами всем рассказывали и уговаривали присоединиться к нам, стать арендаторами — частью центра. Сейчас же, когда в первом «Креативном пространстве» уже не осталось свободных офисных ячеек, в городе появляются аналогичные центры, на подходе и наше второе «Креативное пространство», которое будет располагаться на территории одной из бывших ростовских фабрик.

Конкуренция в нашей среде присутствует несмотря на то, что это направление только начинает развиваться. Меня это радует, т. к. присутствие других игроков на рынке позволяет определять проблемные зоны, осознать приоритеты в деятельности и стратегию развития. Огорчает только то, что конкуренты стали появляться лишь сейчас, а до этого около двух лет мы работали «вслепую», ориентируясь только на своих арендаторов, партнеров и собственное видение бизнеса.

Наших конкурентов мы не можем полностью считать таковыми, они скорее партнеры. Мы с удовольствием делимся своими идеями и опытом, даже арендаторами, ведь в первую очередь мы делаем одно дело — развиваем отрасль в нашем регионе. Коворкинг как синергия пространства для работы, партнерства и событийной площадки дает все необходимые ресурсы новым бизнесменам сферы креативной экономики, вливая их в бизнес-сообщество города. Коворкинги развиваются, получают поддержку государства и расширяют спектр возможностей. Это раньше фрилансеры арендовали рабочие места ради сокращения расходов. А сейчас это инфраструктурные объекты, в которые хочется попасть только для того, чтобы хоть как-то быть причастным к тусовке внутри.

Думаю, мы поспособствовали оживлению арт-движения в Ростове, появлению новых выставочных, театральных, фестивальных пространств, развитию новой бизнес-сферы в Ростове. Заработала «концепция непрерывного роста», когда из просто тусовки вырастают профессиональные команды.

Фото: Андрей Бойко

Курс на бизнес-туризм

Креативный кластер — это активно развивающаяся индустрия, и в Ростове не могло не появиться чего-то подобного, считает Денис Зубков, чьему проекту посчастливилось в южной столице стать первым.

«Когда стало получаться, к нам в среде крупного бизнеса стали относиться как к партнерам, предлагать свои объекты. Так, с «Концерном «Покровский» у нас сложилось несколько отличных проектов, один из них — бизнес-центр «Лига наций», в котором мы совместно прошли путь от концепции и брокериджа и как раз сейчас начинаем передавать объект управляющей компании. В реализации «Лиги наций» ключевую роль сыграли Максим Хмель и сотрудники его брокерского агентства «Парус». Собственники «Лиги наций» пригласили нас разработать концепцию наполнения и продвижения деловой и торговой части комплекса зданий на Суворова, 93. Мы придумали название, продумали функциональное наполнение и зонирование, разработали технологии продвижения на рынке и начали привлекать арендаторов. Сейчас сдано в аренду более 85% комплекса».

В ближайшие года полтора «Креативное пространство» будет укрупняться и больше интегрироваться со своими партнерами. Развивается «Креативный кластер», который будет включает в себя офисы и мастерские, торговую и спортивную инфраструктуру, образовательные классы и аренду жилья. Создатели первого в Ростове коворкинга ищут объекты для реализации «Креативных пространств» в Таганроге и в Волгограде. Планируется выход на общероссийский и мировой рынок с услугами в сферах дизайна, архитектуры, брокериджа, туризма.

«В мечтах — развернуть сеть бизнес-центров для деловых туристов в крупных мировых деловых центрах. Если это сработает, то можно и на пенсию, виноград выращивать».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.