Чего опасаются юристы: налоговая нагрузка заставит ростовский бизнес затянуть пояса
Бюджет страны как никогда испытывает потребность в деньгах: сказывается падение рубля, снижение цены на нефть, вхождение Крыма в состав субъектов РФ. Для бизнеса это сулит непростые времена.
«ДК» выяснил, как меняется законодательная база в регионе, облегчает ли она положение дел в бизнесе или плодит препятствия.
Традиционно с наибольшей опаской и юристы, и предприниматели относятся к новеллам налогового законодательства. Широко обсуждались изменение порядка проведения налоговых проверок и обжалования решений налоговых органов, запрет на открытие расчетных счетов в других банках, если в банке, где обслуживается клиент, приостановлены операции по счетам. Обсуждалось расширение составов налоговых правонарушений. По словам юристов, негативно был встречен запрет на применение упрощенной системы налогообложения микрофинансовыми организациями. Серьезнейшие споры вызвал пакет законов о ликвидации ВАС РФ (Высший Арбитражный Суд РФ), многие юристы воспринимают это как негативную тенденцию для бизнеса. И, безусловно, самое обсуждаемое новшество — серия поправок в Гражданский кодекс РФ, к которым предприниматели просто не были готовы.
В апреле 2014 г. принят федеральный закон, предоставляющий право субъектам федерации взимать с предприятий, применяющих УСНО и ЕНВД, налог на недвижимое имущество с кадастровой стоимости. Увеличение налоговой нагрузки должно затронуть предприятия, работающие в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания, сдачи в аренду офисных и торговых помещений. По сути, речь идет о введении нового налога для малых предприятий, уточняет вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова. «Налог на имущество — налог региональный. Для его введения необходимо принять соответствующий областной закон, а для исчисления налоговой базы от кадастровой стоимости утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости и сформировать реестр объектов недвижимости, в отношении которых будет взиматься налог с кадастровой стоимости. Из этих трех составляющих в Ростовской области есть только результаты кадастровой оценки. Практика показывает, что кадастровая стоимость обычно выше рыночной, а результаты кадастровой оценки не всегда объективны», — продолжает г-жа Абдулазизова.
«Такой режим налогообложения будет применяться к этому имуществу независимо от того, на какой системе налогообложения налогоплательщик. Теперь налогооблагаемой базой по этим объектам будет не их балансовая стоимость, а кадастровая. Это неминуемо увеличит стоимость аренды офисов и торговых мест», — считает старший партнер адвокатского бюро «Михайленко, Сокол и партнеры» Олег Михайленко.
По словам генерального директора УК «Офис Сервис» Олег Пилипенко, собственники (в первую очередь организации), попадающие под действие новых налоговых ставок, несомненно, постараются переложить эти расходы на арендатора, что приведет к увеличению ставок аренды. «Но вряд ли им удастся сделать это в полной мере, существенное повышение скорее приведет к ротации арендаторов. Исключение составят, наверно, только торговые комплексы, где зачастую наблюдается дефицит хороших помещений, ставки аренды торговых площадей существенно выше офисов, а изменения налоговых нагрузок сразу прописаны в договоре. Здесь есть несколько «но». Во-первых, данные изменения в налогообложении вводятся поэтапно в течение 2015-2020 годов. Во-вторых, существенная часть владельцев коммерческой и торговой недвижимости являются ИП и используют УСН, а значит, освобождены от уплаты налога на имущество».
Елена Полюшенко, генеральный директор DDC Consulting, считает, что данная поправка будет вызывать попытки увеличить арендные ставки на уровне предложения, но в действительности приведет к уменьшению доходности проектов для арендодателей, т. к. уровень сегодняшних ставок в значительной степени определяется не самым идеальным состоянием нашей экономики и для ряда объектов является пороговым.
По словам г-на Михайленко, из-за санкций земля может подешеветь, в связи с этим кадастровая оценка должна быть гораздо ниже той, что определена сейчас. Резкий рост кадастровой стоимости в 2009 г. привел к банкротству множества компаний, которые реально не смогли нести груз земельного налога. Бизнесу предстоит затягивать пояса.