Бюджет РО — 2014: перезанять, чтобы переотдать
В начале этого года на основании принятого бюджета РО на 2014 год по решению Министерства финансов РФ Ростовская область впервые включена в список низкодотационных регионов страны.
В конце прошлого года во втором чтении был принят закон «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». «Доходы регионального бюджета планируется утвердить на уровне 126 млрд 529 млн рублей, — отметил председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин в ходе состоявшейся 6 декабря пресс‑конференции. — Это при том что в первом чтении они составляли всего 124 млрд рублей, а доходы областного бюджета этого года без учета последних изменений составляют всего 126,4 млрд. К тому же принимаемые параметры доходов не учитывают федеральных средств, которые поступят в течение года. Фактически наблюдается заметная тенденция к росту доходов регионального бюджета Ростовской области».
Так, ко второму чтению по доходам было предложено увеличение на 2 млрд 385,1 млн рублей (в основном за счет увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета). Расходная часть бюджета увеличилась на 10 млрд 453,4 млн рублей (7,3 млрд рублей за счет областных средств и 3,1 млрд рублей за счет федеральных средств).
Уже в начале года в соответствии с принятым бюджетом области Министерство финансов РФ впервые включает РО в список низкодотационных регионов страны. Она перешла из категории регионов с федеральной дотацией бюджета от 20 до 60% в категорию с дотацией ниже 20%. «Таким образом, на Дону выполнена задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным, по снижению уровня дотационности региона. Переход нашего региона из одной категории в другую стал возможен благодаря планомерной работе областной власти над увеличением собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Так, в 2010 году региональная казна пополнилась на 53 млрд рублей, в 2011‑м — на 60 млрд, в 2012‑м — на 78 млрд, в 2013‑м планируется получить 89 млрд рублей», — говорится в сообщении пресс‑службы губернатора. И там же: «Переход области в новую группу расширит возможность самостоятельного решения вопросов социально‑экономического развития Дона».
А пока федеральные деньги не поступили на счет региона, в начале года ИА «Интерфакс» публикует сообщение со ссылкой на «СПАРК‑Маркетинг», что 30 января РО проведет открытый аукцион на право заключения госконтракта по предоставлению кредитной линии в сумме 5 млрд руб. По сообщению информагентства, начальная (максимальная) цена закупки составляет 1 млрд 608 млн 13 тыс. 698,63 рубля, исходя из ставки 8,5% годовых. Прием заявок на участие в аукционе начался с 14 января, рассмотрение заявок завершится 27 января. Средства привлекаются сроком до 30 ноября 2017 года включительно. Кредитная линия будет открыта с целью покрытия дефицита областного бюджета и (или) погашения долговых обязательств региона в 2014 году, сообщает информагентство.
Региональные власти не впервые привлекают средства из внебюджетных источников. Так, например, сейчас у ВТБ заключено соглашение на финансирование бюджетов Волгодонска, Таганрога, Аксая, Новошахтинска, Батайска. Также банк финансирует Минфин РО. Второй год подряд ЮЗБ Сбербанка кредитует дефицит бюджета РО. В июле этого года он выиграл аукцион на предоставление кредита Правительству РО и заключил госконтракт с Минфином региона на 6,075 млрд руб. В 2012 году сумма кредита банка Правительству РО составила 6,334 млрд руб.
Эксперты отмечают, что предоставление банками кредитов для области и муниципалитетов — вполне стандартная практика. «Для банков выдать кредит хозяйствующему субъекту — это нормально и даже хорошо. К тому же, у Ростовской области никогда не было высокой долговой нагрузки, — поясняет финансовый эксперт Андрей Смурыгин. — Для региона в таком реверсе — сократить федеральные поступления, использовать внебюджетные источники — тоже нет ничего страшного. Ведь так местные власти получают больше самостоятельности для распоряжения бюджетом. Главное, чтобы они реально оценивали способность региона в итоге гасить банковские займы за счет роста бюджетных доходов, а не за счет сокращения расходов в будущем».