Автодилеры зарабатывают на стремлении своих клиентов к индивидуальности
эксперты Михаил Безшлях управляющий автосервисом «НОРМОТОРС» Ольга Вертиева руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Лада-Форвард-Ростов» Дарья Кириченко менеджер по маркетингу автоцентра «Т
Михаил Безшлях
управляющий автосервисом «НОРМОТОРС»
Ольга Вертиева
руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Лада-Форвард-Ростов»
Дарья Кириченко
менеджер по маркетингу автоцентра «Темп-Авто»
Сергей Козин
менеджер по тюнингу компании «Панавто-Юг»
Елена Литвиненко
менеджер по маркетингу компании «Дон Моторс»
Владимир Маханько
директор дилерского центра Mitsubishi автоцентра «Модус»
Андрей Парфентьев
начальник отдела сбыта по Южному региону компании «ТагАЗ»
Адель Потеев
руководитель отдела сервисного обслуживания компании «Юнион»
Какой тюнинг предпочитают владельцы российских авто?
Почему глубокий тюнинг не пользуется спросом среди ростовчан?
Сегодня многие всемирно известные автобренды включают стоимость производственного тюнинга (см. справку на стр. 33) в цену своих авто. Ассортимент усовершенствований, которые позволены в России при повседневном использовании автомобиля, пока относительно невелик, но его вполне достаточно, чтобы повысить привлекательность автомобиля для клиента и принести ощутимую прибыль как производителю, так и дилеру.
Повышение спроса на тюнинг эксперты объясняют ростом благосостояния клиентов, а также бурным развитием автокредитования, которое сделало иномарки доступными для большинства российских потребителей со стабильным средним заработком. Если 5 лет назад состоятельный ростовчанин мог выделиться, подчеркнуть свой статус и социальное положение, купив модную иномарку, то сегодня за подобными покупками в салонах автодилеров выстраиваются очереди на год вперед, как в советскую эпоху за «Жигулями». Массовая доступность хорошего автомобиля привела к тому, что сейчас среднестатистический автовладелец стремится не только обзавестись машиной, но и выделить ее из ряда аналогичных моделей того же производителя, тем самым подчеркнув свой статус. «Автомобиль покупается не на один год, и его хозяин стремится сделать его своим «отражением», придать ему уникальные качества, привнести в него максимум комфорта», — отмечает руководитель отдела сервисного обслуживания компании «Юнион» АДЕЛЬ ПОТЕЕВ.
По мнению экспертов, появление тюнинга в спектре услуг автодилеров обусловлено не только растущим спросом на него со стороны автовладельцев, но и постепенным насыщением рынка: уже через год-полтора автоцентру мало будет просто продавать автомобиль, чтобы удерживать устойчивый интерес к своему бренду. Игро- ки рынка уверены, что автовладельцы, заказывающие тюнинг — перспективная для долгосрочных отношений группа клиен- тов. «Несмотря на стабильный общий подъем в продажах, конкуренцию среди автодилеров никто не отменял, — говорит менеджер по маркетингу компании «Дон Моторс» ЕЛЕНА ЛИТВИНЕНКО. — Сегодня на автомобильном рынке достаточно широкий выбор, поэтому качество дополнительных услуг как раз и становится фактором, который, возможно, окажет решающее воздействие на клиента при принятии решения о первой и последующей покупке». Как отмечает менеджер по тюнингу компании «Панавто-Юг» СЕРГЕЙ КОЗИН, услуга тюнинга существенно повышает лояльность клиентов, так как формирует круг постоянных клиентов и приносит стабильную прибыль». Кроме того, автовладельцы, оценившие достоинства конкретной машины и возможности ее преобразования с помощью тюнинга, могут стать приверженцами марки. Тогда велика вероятность, что при качественной работе персонала автосалона, свой следующий автомобиль такие клиенты будут покупать и тюнинговать в том же дилерском центре.
Оценив бизнес-возможности этой услуги, тюнинг освоили многие ростовские автодилеры. «Направление деятельности «тюнинг», или установка дополнительного оборудования, в нашей компании стартовало с 2004 года, охватывая сразу все бренды, которые мы имели в своем портфеле на тот момент, и сейчас мы обслуживаем все марки и модели, которые продает компания», — рассказывает менеджер по маркетингу автоцентра «Темп-Авто» ДАРЬЯ КИРИЧЕНКО. По ее словам, за апрель–июль 2007 года на тюнинг пришлось примерно 38% в общем доходе от обслуживания клиентов «Темп-Авто». А по подсчетам директора дилерского центра Mitsubishi автоцентра «Модус» ВЛАДИМИРА МАХАНЬКО, выручка от услуг по тюнингу в его компании ежегодно составляет примерно 15% от оборота. При этом за последние годы спрос на услуги наиболее распространенного «внешнего» тюнинга вырос на 30%.
Любопытно отметить, что зачастую инициаторами расширения спектра услуг дилеров за счет тюнинга выступают и сами производители. Конкретный пример приводит АНДРЕЙ ПАРФЕНТЬЕВ, начальник отдела сбыта по Южному региону компании «ТагАЗ»: «Еще в 2005 году «ТагАЗ» выступил с инициативой создания комплекта для внешнего стайлинга автомобиля (изменение подсветки и интерьера авто) Hyundai Accent. Заказ на разработку выполнило известное тюнинговое ателье Pro Line Sport. Оборудование для тюнинга поставляется дилерским центрам наряду с новыми автомобилями. По желанию покупателя, прямо в дилерском центре на машину может быть установлен как весь тюнинговый комплект, так и отдельные элементы».
Большинство экспертов сходятся во мнении, что тюнинг — направление довольно молодое и нуждается в постоянном мониторинге со стороны тех, кто решил его развивать. «Мы представляем в Ростове два бренда — отечественные автомобили «ВАЗ» и китайские Chery. Соответственно, сейчас мониторится и анализируется информация о тех видах тюнинга, которые в большей степени подходят к представленным в наших салонах автомобилям», — говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Лада-Форвард-Ростов» ОЛЬГА ВЕРТИЕВА.
Собеседники «ДК» отмечают, что наибольший интерес к услугам тюнинга, как правило, проявляют обеспеченные клиенты старше 30 лет. «В большинстве своем это состоявшиеся люди, готовые при покупке автомобиля потратить порядка $10 тыс. на то, чтобы придать своему «железному коню» черты индивидуальности, — делится наблюдениями менеджер по тюнингу компании «Панавто-Юг» Сергей Козин. — Небольшую долю потенциальных клиентов составляет так называемая «золотая молодежь», которая зачастую заказывает сложные и нестандартные работы». По словам Аделя Потеева, этой категории автовладельцев свойственно «одушевлять» машину: они реже меняют автомобили, зато испытывают потребность постоянно обновлять и совершенствовать своего «железного друга».
«Зачастую клиенты со средним достатком, ведущие активный образ жизни, используют тюнинг как способ «приспособить» автомобиль к своим пристрастиям и увлечениям, — рассказывает г-н Потеев. — Чаще всего такие клиенты приобретают тюнингованную оптику, мультимедийное оборудование или товары для активного отдыха: крепления для лыж, велосипедов, специальные боксы».
Эксперты замечают, что потребителями тюнинг-услуг в последнее время все чаще становятся не только мужчины. Сегодня одна из последних новинок в сфере тюнингования — украшение салона авто стразами в форме различных рисунков, и среди потребителей этой услуги абсолютное большинство составляют женщины. Как отмечает Сергей Козин, женщины-автолюбительницы редко обращаются за тюнингом функциональных деталей автомобиля: «Для них куда важнее эксклюзивный внешний вид автомобиля и салона».
По оценкам собеседников «ДК», среди заказчиков тюнинга в автосалонах довольно мала доля владельцев машин с пробегом. «Дело в том, что автомобили с пробегом, скорее всего, будут тюнинговаться в специализированных мастерских, а владельцы новых машин, приобретенных в салонах, обращаются в сервисный центр дилера, чтобы сохранить гарантию на автомобиль», — объясняет эту тенденцию Ольга Вертиева. Дарья Кириченко согласна с тем, что автомобили с пробегом приезжают в салоны довольно редко: «Обычно еще прежний хозяин машины все установил, поэтому доделывать что-то уже нет необходимости. Исключение составляют молодые покупатели, особенно если автомобиль с пробегом — их первый в жизни».
«Уровень доходов клиента всецело определяет размах тюнинга: от маленького изображения на стекле до полного комплекса работ, после проведения которых с первого взгляда зачастую бывает сложно определить марку автомобиля», — рассказывает Ольга Вертиева. Примерно полгода назад в Ростове появилась услуга VIP-тюнинга, с помощью которого можно сделать автомобиль уникальным. Стоимость его довольно высока. Так, один колесный диск может обойтись клиенту в сумму от 250 тыс. руб. до 700 тыс. руб., а набор аксессуаров из 4 предметов от известной американской компании STRUT — порядка 2,5 млн руб. «Среди наших клиентов уже встречаются автовладельцы, которые дорабатывают и очень дорогие машины. Я не говорю о дисках с бриллиантами или салоне из кожи редкого крокодила — пока таких заказов не поступало, но есть любители усовершенствовать и без того хороший звук, или установить редкие диски, сделать «обвес» , который будет уникальным», — рассказывает г-жа Кириченко.
По наблюдениям дилеров, у которых в ассортименте и российские автомобили, и иномарки, владельцы отечественных авто чаще всего предпочитают механический тюнинг. И тому есть объективные причины: «Для российских машин некоторые услуги просто необходимы. Например, мовиль или антикорр. Эти операции завод-производитель не предоставляет. То же самое касается защиты картера двигателя и шумоизоляции, — объясняет Дарья Кириченко. — У отечественных авто отсутствуют многие опции, создающие комфорт, которые изначально есть у большинства иномарок в ценовом сегменте средний и выше среднего».
А вот владельцы иномарок, как отмечают эксперты «ДК», предпочитают другое направление тюнинга — аэрографию. Есть и более дешевая альтернатива аэрографии — автонаклейки, которые внешне дают практически такой же результат. Правда, в этом случае простора для полета фантазии заказчика-автолюбителя оказывается значительно меньше. Некоторые игроки ростовского авторынка решили специализироваться исключительно на аэрографии. «По нашим наблюдениям, спрос на аэрографию среди современных автовладельцев наиболее устойчив и стабилен, чего не скажешь о техническом тюнинге. Поэтому мы учли специфику спроса наших клиентов и ушли от универсального тюнинга, сконцентрировавшись на аэрографии», — рассказывает управляющий автосервисом «НОРМОТОРС» МИХАИЛ БЕЗШЛЯХ.
Наименее распространен и практически не востребован среди ростовчан специальный вид тюнинга — «глубокий», направленный на изменение ходовых характеристик авто. С его помощью автолюбитель улучшает аэродинамику и повышает мощность двигателя — «добавляет лошадиных сил». В рамках такого тюнинга изменяются параметры управления двигателем, при помощи перепрограммированных встраиваемых в двигатель чипов достигается практичность, динамичность, экономичность работы авто. Такие изменения требуют немало времени и денег. «Любое вмешательство в конструкцию автомобиля влечет за собой снятие с гарантии с того или иного узла или агрегата», — отмечает Владимир Маханько. «Помимо снятия с гарантии, ведь, по сути, такой тюнинг — это выжимание тех параметров, которые машина не должна выдавать, глубокий технический тюнинг требует довольно долгого процесса отладки, а потому не только больших денежных, но и временных затрат. И клиенты должны это понимать» — замечает Михаил Безшлях. По словам Сергея Козина, иногда тюнинг автомобиля может занять несколько месяцев, учитывая поставку необходимых материалов, установку и отладку. Эксперты объясняют невысокий спрос на глубокий тюнинг не только его трудоемкостью и дороговизной, но и особенностями российского законодательства, которое запрещает такое вмешательство в ходовые характеристики авто. Владелец машины, заказывая такую модернизацию, всю ответственность берет на себя.
Увидеть в Ростове тюнингованные таким образом машины невозможно: если они и выезжают на городские магистрали, то не афишируют своих возможностей. Единственное место, где можно оценить работу местных «кулибиных» по основательной переделке ходовых характеристик машин — соревнования по дрэг-рейсингу. Дарья Кириченко считает, что такие соревнования — хороший способ для компании ярко и наглядно продемонстрировать потенциальным клиентам возможности своего сервисного центра. «В октябре команда «Т3» компании «Темп-Авто», которая выступает на полностью переделанной своими руками «Таврии», заняла в Москве третье место по дрэг-рейсингу и стала третьей в стране в своем классе. Профессионализму этих ребят позавидует любой мастер тюнинга — иметь таких специалистов престижно для любого сервисного центра». Работа таких мастеров пока не приносит прибыли, но благоприятно сказывается на имидже дилера.
По прогнозам Сергея Козина, спрос на «глубокий» тюнинг в Ростове будет расти: «В Москве спрос на услуги по такому виду тюнинга за последние годы развился очень серьезно. Эта тенденция дойдет и до нашего рынка. Уже сейчас появляется все больше клиентов, которые помимо традиционной установки внешних обвесов интересуются комплексными решениями», — отмечает он.
По мнению Владимира Маханько, пока донская столица отстает по развитию тюнинговых услуг не только от Москвы, но и от соседних регионов. «По городу ходит информация, что услуги тюнинга оказываются в различных автосалонах и тюнинг-ателье, но, как правило, на деле редко кто в Ростове способен оказать весь комплекс тюнинговых услуг от внешнего до технического. В этом плане мы уступаем Краснодару» — отмечает он. По словам г-на Маханько, для оказания полного комплекса услуг требуются большие вложения, которые при существующем спросе будут окупаться не скоро.
А по прогнозам Михаила Безшляха, спрос на услуги тюнинга в ближайшие годы вряд ли будет существенно расти: «Всплеск спроса был 4-5 лет назад, когда в России появился стрит- и дрэг-рейсинг, а также множество специализированных СМИ. Но сейчас он стабилизировался и вряд ли будет увеличиваться в ближайшие годы. Ведь тюнинг — услуга эксклюзивная, довольно дорогая и не массовая».
Обвес, также называется оптик-пакетом. Представляет собой аэродинамический комплект, предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик и внешнего вида автомобиля. Как правило, включает в себя спойлеры, передний и задний бамперы, пороги и расширители колесных арок.
справка
Тюнинг (от англ. tuning — регулировка, настройка) автомобиля представляют собой изменения внешнего дизайна, опций в салоне и характеристик ходовой части и двигателя, не предусмотренные фирменным стандартом. Эксперты выделяют 3 вида автотюнинга:
1Внешний тюнинг: аэрография, аэродинамические комплекты, шины, колесные диски, фары и т. д.
2Внутренний тюнинг: панель приборов, обивка салона, сидения, тонировка, аудиосистема, шумоизоляция и т. д.
3 Технический тюнинг: подвеска, двигатель, коробка передач, тормоз и т. д.
Также тюнинг авто подразделяется на поверхностный и полный (глубокий). Поверхностный тюнинг включает в себя лишь небольшие изменения во внешнем виде авто, замену и добавление частей машины: цвет, рисунки, фары, бампер, спойлеры, автокрылья, декоративные решетки радиатора или маски и прочие детали.
Полный (глубокий) тюнинг, как правило, включает в себя как внешнее — творческое, художественное, так и механическое преображение автомобиля.
Источник: «ДК».
детали
Ростовчане ценят «внешность» авто
Уровень спроса на тюнинг в Ростове за 2007 г.
Внешний тюнинг [40%]
Внешний и внутренний [35%]
Только внутренний [24%]
Глубокий (технический) [1%]
Источник: «ДК».