Подписаться
Курс ЦБ на 03.12
107,17
112,80

Арендодатели сокращают расходы, чтобы не растерять клиентов

В условиях сокращения спроса на офисную недвижимость арендодатели вынуждены вести борьбу за каждого потенциального арендатора. Арендные ставки снизились в два раза, рентабильность бизнеса стала мин

В условиях сокращения спроса на офисную недвижимость арендодатели вынуждены вести борьбу за каждого потенциального арендатора. Арендные ставки снизились в два раза, рентабильность бизнеса стала минимальной, и собственники больше не могут бороться за клиента ценой. Теперь они ищут возможности максимально снизить свои расходы и привлекают арендаторов дополнительными услугами. 
эксперты
Мария Калашникова
зам. ген. директора по маркетингу и рекламе концерна «Единство»
Олег Пилипенко
директор управляющей компании «Офис Сервис»
Евгений Сосницкий
директор агентства недвижимости «Титул»
Татьяна Усанова
заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Омега» (БЦ «Гедон»)
Максим Хмель
директор агентства недвижимости «Парус»
 
Как арендаторы шантажируют собственников офисных помещений?
На чем экономят арендодатели в бизнес-центрах?
Почему в период кризиса арендодателям выгодно развивать дополнительные услуги?
 
По  данным участников рынка офисной недвижимости, снять офис в Ростове теперь можно гораздо дешевле, чем, например, полгода назад. «Арендаторы сейчас стремятся получить дисконт, по сравнению с докризисными ценами, на 30–50%. То есть, если до кризиса офис снимался за 1000 руб./кв. м, теперь мало кто готов арендовать его больше, чем за 700 руб./кв. м», — говорит директор агентства недвижимости «Титул» ЕВГЕНИЙ СОСНИЦКИЙ. Даже в бизнес‑центрах  премиум‑класса арендные ставки колеблются в пределах 650–800 руб. за квадрат. С учетом того, что пустующих помещений теперь значительно больше, а спрос на них сократился, — рентабельность бизнеса минимальна.
 
Арендаторы шантажируют собственников офисов
 
По словам г‑на Сосницкого, движение на рынке офисных помещений сейчас создают не новые компании, а «переселенцы» — те, кто решил поменять офис либо объединить отделы в связи с оптимизацией. Тем не менее, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, массовой миграции из более дорогих офисов на рынке не наблюдается. «Нет, конечно, нас просят подыскать офис подешевле, но на практике от таких обращений мы во многих случаях только страдаем. Представьте, риелторы работают, подбирают офисы, показывают их потенциальным арендаторам, и все вроде бы идет к заключению сделки. А клиенты, собрав информацию по рынку, ставят своего арендодателя перед фактом: либо ты нам снижаешь ставку, либо мы переезжаем в офис с удовлетворяющей нас ценой», — поясняет директор агентства недвижимости «Парус» МАКСИМ ХМЕЛЬ. Такие переговоры в подавляющем большинстве случаев заканчиваются в пользу арендаторов, поскольку все собственники офисов сейчас дорожат имеющимися клиентами и рады получать хотя бы минимальную прибыль — чтобы, по крайней мере, компенсировать расходы по самому сдаваемому объекту. А риелторы в итоге делают зачастую лишнюю работу.
 
Директор управляющей компании «Офис Cервис» ОЛЕГ ПИЛИПЕНКО считает, что, возможно, причина отсутствия миграции заложена в психологии ростовских арендаторов. «Часто мы предлагаем потенциальным клиентам даже лучшие финансовые условия, чем они имеют в старых офисах более низкого качества. Однако далеко не всегда дело доходит до сделки: иногда в компаниях нам отвечают, что привыкли к своему старому офису, а потому согласны и дальше арендовать его, несмотря на более высокую цену», — рассказывает г‑н Пилипенко.
 
Собственники офисов снижают издержки
 
Доход от сдачи офисов в аренду упал. Чтобы выжить, собственники вынуждены искать пути сокращения издержек и повышения рентабельности бизнеса. «Одно дело, когда, условно говоря, вы имеете 1000 рублей прибыли и 200 отдаете, например, на оплату коммунальных услуг, и совсем другое, когда ваша прибыль вдруг упала до 500 рублей», — поясняет необходимость экономить Олег Пилипенко. С ним соглашается и замдиректора по коммерческим вопросам ООО «Омега» ТАТЬЯНА УСАНОВА, отмечая, что стоимость коммунальных услуг, несмотря на кризис, осталась прежней.
 
Собственники небольших офисов, по оценкам экспертов, на повышение рентабельности могут особенно не рассчитывать: расходы на обслуживание там и так минимальны. В крупных бизнес‑центрах, по словам г‑на Пилипенко, можно сэкономить на охране и клининге: фирмы, предоставляющие эти услуги, готовы идти на снижение стоимости собственных услуг. «Однако эксплуатационные расходы можно сокращать до какой‑то определенной степени. Перегибы в этом направлении приведут к выходу здания из строя, а то и к полному его разрушению», — говорит Олег Пилипенко. С ним согласны и остальные эксперты, которые отмечают, что сокращать расходы нужно осторожно — так, чтобы экономия арендодателя не стала заметна и никак не повлияла на арендатора.
 
Арендодатели делают ставку на дополнительные услуги
 
По словам г‑на Хмеля, сейчас арендаторов в большей степени интересует именно стоимость аренды, а уже потом — состояние офиса и качество услуг. Правда, представители современных бизнес‑центров так не считают. «В настоящее время на рынке коммерческой недвижимости представлен большой выбор с различной ценовой политикой и соответствующим качеством. Однако сегмент потребителей, для которых удовольствие от работы в комфортных условиях по‑прежнему важнее низкой цены, сохранился», — говорит г‑жа Усанова.
 
По мнению собственников офисов премиум‑класса, в условиях, когда цены у разных арендодателей одного класса примерно равны, на первый план выйдет именно качество обслуживания. «Качество обслуживания, то есть уровень и объем предоставляемых услуг, имеет большое значение. Те, кто развивает услуги сейчас, останутся в выигрыше и в будущем», — уверена зам. ген. директора по маркетингу и рекламе концерна «Единство» МАРИЯ КАЛАШНИКОВА. Сейчас для привлечения арендаторов, считают эксперты, как раз необходимо предлагать арендаторам большее количество услуг за ту же цену. В некоторых бизнес-центрах появится возможность заказывать в офис обед, питьевую воду, канцтовары через администратора. Один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным, рассказал о планах бесплатно размещать логотипы арендодаторов на специально установленном световом табло.



Самое читаемое
  • Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»
  • «Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов«Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов
  • На южной окраине Екатеринбурга построят новый технопаркНа южной окраине Екатеринбурга построят новый технопарк
  • ФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладамФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладам
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.