Меню

Зерна роста

Самую высокую динамику в последнем деловом сезоне показали нефтяники, которым помогли выросшие цены на энергоносители; строители; пищевики и избавившиеся от зернового эмбарго оптовики.

Есть те, кто «вырос» вопреки — КЗ «Ростсельмаш». А два крупнейших холдинга — ГК «Агроком» и «Евродон», — напротив, статистических прорывов не совершили, потому как в течение года активно занимались инвестициями и новыми проектами.

По итогам делового сезона «ДК» составил рейтинг самых быстрорастущих компаний региона. В шорт‑лист «Драйверов года» вошли компании с ключевых рынков Ростовской области, показавшие наиболее высокую динамику по выручке (свыше 40%). Кроме того, были составлены отраслевые рейтинги по альтернативным показателям.

Труба и зерно

Конечно, если ориентироваться только на цифры, сформировать целостную картину рынка Ростовской области невозможно. Нужны «поправки на здравый смысл» — наиболее крупным производственным компаниям с миллиардными оборотами совершить рывок в течение одного года, увеличив выручку практически в полтора раза, достаточно сложно. Но зато можно проследить, кому это удается. В первую десятку «драйверов» вошли три компании, занимающиеся оптовой торговлей сырой нефтью, топливом и одна — производством нефтепродуктов — НЗНП (холдинг «Юг Руси). То есть больше всего зарабатывают компании, сидящие «на трубе».

Например, лидер рейтинга ТД «Альфа‑трейд» (подразделение «Газпрома») показал динамику по выручке в 2011 г. по отношению к 2010 г. — 658%. Повлияло на показатели и повышение цен на бензин в 2011 г., и активное строительство фирменных заправочных станций. Останавливаться на достигнутом холдинг не собирается. В августе 2011 г. Минпромэнерго сообщил, что «Газпром» планирует в рамках проекта «Социальная АЗС «Газпром» ввести в эксплуатацию в Ростовской области в течение двух лет 15 автоматизированных мини‑АЗС; объем инвестиций в проект составит 300 млн руб. Проект «Социальная АЗС «Газпром» реализуется в 10 регионах страны, в том числе в Ростовской области действуют 8 мини‑АЗС. Оператором сети АЗС «Газпром» является ТД «Альфа Трейд». Власти области собираются оказать поддержку проекту и включить в число приоритетных для региона «100 губернаторских инвестиционных проектов».

Большая часть лидеров десятки — оптовики. Компания «Золотая семечка» (холдинг «Юг Руси») показала динамику 148% — структура занимается оптовой торговлей зерном. Вошел в первую десятку донских драйверов и торговый дом «Астон» с динамикой 79,6% и выручкой 8,7 млрд руб., также специализирующийся на оптовой торговле зерном.
Вырваться в лидеры оптовикам помогла отмена 1 июля 2011 г. запрета на продажу российского зерна за границу после почти годичного эмбарго. Запрет на экспорт был введен правительством РФ в августе 2010 г. в связи с низким урожаем.

«После введения эмбарго на экспорт зерна мы встречались с президентом Дмитрием Медведевым, — рассказывал на страницах «ДК» Виктор Бородаев, генеральный директор агрофирмы «Целина». — Тогда я и Кирилл Подольский (гендиректор компании ValarsGroup. — Прим. ред.) объясняли невыгодность этого запрета. Проблема в том, что те, кто страдал от засухи, занижали свои показатели урожайности, чтобы добиться хоть какой‑то компенсации от государства. А на юге был неплохой урожай. В итоге нам пришлось зерно отдать за бесценок, потому что не может оно лежать на складах по три года. Представьте, цены на мировом рынке были 8—10 руб., а мы продавали по 5 руб. Стране эмбарго ничего не дало: мы потеряли в ценах, потеряли рынки».
ТД «Астон» удалось вернуть себе место на зарубежных рынках в кратчайшие сроки. С момента возобновления экспорта зерновых компания «Астон» нарастила объемы поставок зерна на мировой рынок, достигнув к 20 октября 2011 г. показателя 1,196 млн тонн. Основными потребителями данной продукции стали Египет, Бангладеш, Иордания, Кения, Танзания, Мозамбик, Тунис, Испания, Эфиопия. В августе 2012 г. государственный импортер Египта GASC объявил тендер о поставке 180 тыс. тонн пшеницы. В тендере приняли участие ведущие международные операторы зернового рынка. ASTON FFI (внешнеторговое подразделение группы компаний АСТОН) выиграла тендер на поставку 60 тыс. тонн российской пшеницы нового урожая. Всего в сезоне 2011 - 2012 гг. АСТОНом в адрес GASC было отгружено 567 тыс. тонн зерна.

По информации правительства РО, экспорт продукции из Ростовской области вырос на 17,4% и впервые превысил импорт. Разница составила $93 млн. «Это хороший показатель, который подтверждает, что наши предприятия сегодня активно работают на внешнем рынке», — рассказал «ДК» губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Судя по развитию ситуации, сдавать позиции оптовики не собираются — новый урожай в Ростовской области, несмотря на засуху в семи районах, радует. «Уборочные работы в этом году начались заметно раньше, в сравнении с предыдущим годом, — обрисовал ситуацию губернатор. — В первой половине августа мы завершали уборку ранних зерновых, собрав 5 млн 630 тыс. тонн. В этом году Ростовская область стала первой в РФ — собрано больше, чем в Краснодарском крае, Ставрополье и других регионах».

Всех одел

Единственный производственник, ворвавшийся в десятку самых динамичных компаний, — корпорация «Глория Джинс». За год она увеличила выручку на 70,2% (более 15 млрд руб. в 2011 г.).
При этом корпорация не прекращала инвестиций в производство. В «губернаторскую сотню» вошел проект логистического центра «Глории Джинс» в Новошахтинске, он оценивается в 2,3 млрд руб. В 2012 г. корпорация открыла швейную фабрику на 80 рабочих мест в Серафимовичском районе Волгоградской области.

Это — уже пятая фабрика под брендом «Глория Джинс», открывшаяся там с начала года. По информации правительства области, объем инвестиций компании в создание производств на территории Волгоградской области в 2012 г. составит более 450 млн руб.
Основной фактор успеха «Глории Джинс» — ее розничная сеть GloriaJeans&GeeJay, которая также в прошедшем деловом сезоне показала рост 75,4%. Только за 2011 г. «Глория Джинс» открыла 150 магазинов.

Впрочем, по признанию учредителя «Глории Джинс» Владимира Мельникова, российский рынок для него становится тесен. Сейчас компания занимается разработкой стратегии по развитию розницы за рубежом: в Китае, Бразилии, Иране и Вьетнаме. Первые магазины откроются там уже в 2014 г. При этом ритейлер уже имеет собственные центры дизайна и мерчандайзинга в Стамбуле, Шанхае, Сан‑Паулу, Чикаго, Лос‑Анджелесе, Сеуле, Токио, Вьетнаме, Ростове‑на‑Дону и Шахтах. «Планы по зарубежной экспансии связаны, в том числе, со снижением темпов роста одежного рынка в России, — рассказывал СМИ в конце лета Владимир Мельников. — Через несколько лет в России невозможно будет расти на 15—20% в год».

Международное развитие может быть профинансировано за счет продажи до 30% компании. По словам господина Мельникова, в качестве портфельного инвестора в этом случае выступит международный банк.

Рывок вопреки ВТО

В Топ‑20 «Драйверов года» пусть не в первую десятку, но попал КЗ «Ростсельмаш» с динамикой 60,7% и выручкой 16,1 млрд руб. Попал скорее вопреки складывающимся вокруг завода непростым обстоятельствам в связи со вступлением России в ВТО. И это при том, что совладелец завода Константин Бабкин планировал до конца октября 2012 г. сократить более 2000 сотрудников.

«Отечественная техника не пользуется спросом, а российские крестьяне перестали инвестировать в развитие производства и ждут дешевый товар из‑за границы после вступления в ВТО», — сообщал несколько месяцев назад г‑н Бабкин.

В сентябре же 2012 г. «Ростсельмаш» объявил о старте масштабной программы по подбору и подготовке кадров. Директор по персоналу компании заявил, что завод готов принять и обучить 480 рабочих.
Компания активно выходит на зарубежные рынки. На международной выставке АГРО‑2012 ОАО «Ростсельмаш» представило 14 видов современных сельскохозяйственных машин. Президента Украины Виктора Януковича заинтересовала российская техника. В частности, тракторы VERSATILE 305 и VERSATILE 2375. Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк отметил, что украинские сельхозпроизводители нуждаются в качественной технике, которая бы позволила своевременно обработать землю, посеять и собрать урожай без потерь.

По словам Валерия Мальцева, генерального директора КЗ «Ростсельмаш», прошлый год для компании был удачным. Выпуск и отгрузка зерноуборочных комбайнов увеличились, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 69%, кормоуборочных — на 76%, в два раза увеличен выпуск тракторов, на 35,5% — кормоуборочной техники дочерней компании KLEVER. «Кроме традиционных рынков, комбайны и тракторы Ростсельмаша были поставлены в Аргентину, Канаду, США, Турцию, Польшу, Венгрию, Словакию», — сообщил Валерий Мельников.

Каким будет 2012 г. для крупнейшего завода области, сможет ли он показать рост в условиях конкуренции с международными компаниями всего мира, покажет рейтинг «ДК» следующего года.

Пищевая стабильность

Ни один из ключевых игроков рынка пищевой промышленности Ростовской области, кроме ОАО «Астон», в рейтинг «Драйверов года» не попал. Но сказать, что компании не являются двигателями донской экономики, нельзя.

ГК «Агроком» и ее владелец Иван Саввиди были активными ньюсмейкерами прошлого и этого года. Сам Иван Саввиди после депутатства в Госдуме четвертого созыва вернулся в свой холдинг в статусе председателя Совета директоров, эксперта по стратегическому и инновационному развитию холдинга только в начале января 2012 г. По его словам, в руководстве группой он взял на себя стратегические планы развития. Бизнесмен собирался провести санацию, «подробно изучить имеющиеся активы и избавиться от балласта, который тормозит компанию». В планах компании было усиление мясного бизнеса и капитализация старых площадок: колбасного завода — участка размером 11 га в центре города и табачной фабрики. Летом 2012 г. территории были выставлены по продажу. Ориентировочная стоимость 50 млн евро. Причиной продажи стало строительство нового мясокомбината в Батайске. Динамика же выручки за год работающего колбасного завода ГК «Агроком» ООО «РКЗ Тавр» в 2011 г. составила 14%.
Стратегия Ивана Саввиди четко прослеживается на фоне прошлогодних приобретений «Группы Агроком», например, украинского производителя колбасной оболочки «ПентоПак». Самой яркой сделкой весной 2011 г. стало приобретение крупнейшего в стране производителя пищевой оболочки «Атлантис‑Пак», купленной у нескольких акционеров этой компании за 6,34 млрд руб. Купленная компания показала динамику всего 9.1%.

«Мы расширяем рынок сбыта, удваиваем свою устойчивость, это важно накануне вступления России в ВТО, — говорит Саввиди. — Наша задача — сделать «Атлантис‑Пак» крупной международной компанией с представительствами в Европе, Южной Америке. Это позволит нам сертифицироваться по самым высоким стандартам».

Если в пищевой промышленности «Агроком» не совершил рывка вперед, то табачное направление ГК показало себя более успешно: выручка компании «Праймери Дон» по сравнению с прошлым годом выросла на 42%.

Одна из самых активно развивающихся компаний области «Евродон» показала динамику в 2011 г. по отношению к 2010 г. всего 6,1%. При этом она является лидером по производству мяса индейки в России. Продукция под торговой маркой «Индолина» занимает около 35% соответствующего сегмента рынка. Холдинг произвел в 2011 г. 33 тыс. т мяса индейки. В начале года компания закончила проект по дополнительному увеличению производства. Было возведено 10 новых птицеводческих корпусов, увеличена площадь цеха упаковки мясоперерабатывающего завода, закуплено дополнительное промышленное оборудование. Прибавление позволило увеличить проектную мощность комплекса еще на 4,2 тыс. т мяса в живом весе.
В ближайшее время компания планирует значительно увеличить объем выпускаемой продукции за счет строительства масштабного комплекса по выращиванию и переработке мяса индейки мощностью 60 тыс. т в год. Таким образом, суммарный показатель через несколько лет будет свыше 90 тыс. т. Комплекс будет расположен в Октябрьском районе Ростовской области. Он создаст дополнительно 2500 рабочих мест.

Сегодня количество работников составляет 1700 человек.
В следующем году, весной, также планируется запуск комплекса по выращиванию пекинской утки. Реализация проекта позволит компании стать номером один в России в этом сегменте рынка. Проектная мощность на первом этапе составит 20 тыс. т мяса утки в год с потенциалом двойного увеличения в ближайшие годы. Закладывается (как и в проектах с индейкой) не только промышленное производство с переработкой, но и выращивание родительского стада. Объем привлеченных финансовых средств только на птицеводческие проекты компании составляет свыше 13 млрд руб. Затраты на строительство индейководческого комплекса на 60 тыс. т составят около 18 млрд руб.
Понятно, что когда компания реализует задуманные проекты, рост выручки компании вырастет в разы.

Единственная пищевая компания, которая попала в рейтинг, — Калитвинская МПК (входит в группу «Оптифуд») с динамикой +53% и выручкой 4,9 млрд руб. Но когда номер сдавался в печать, в СМИ появилась информация, что из‑за накопленной кредиторской задолженности за корма и энергоносители ростовские предприятия группы «Оптифуд» находятся под угрозой полной остановки. В компании «Оптифуд» «ДК» эту информацию подтвердили.

Все заводы к нам

Активность можно было зафиксировать и в строительной отрасли. Мы оценивали показатели за два года, то есть тут следует учитывать посткризисный рост, когда большинство приостановленных проектов были разморожены. Первое место в отраслевом рейтинге заняла компания «Патриот», подразделение «Интеко». Компания за 2010 ‑ 2011 гг. сдала 111,2 тыс. кв. м, показав рост в 198%. Активное развитие строительной отрасли привлекает в область инвесторов.
«Основным фактором выбора места строительства завода для нас стал рынок вообще и рынок строительства в частности, — объясняет Роман Колесников, коммерческий директор Корпорации ТехноНИКОЛЬ. — Мы видим, как активно ведется строительство в регионе, и потребность в качественных изоляционных материалах растет вместе с ним. На сегодня в ЮФО и СКФО нет ни одного современного производства минераловатной продукции, и мы строим свой завод, чтобы удовлетворить этот спрос».

Ростовская область одна из первых в России на условиях долгосрочного контракта привлекла специализированное Агентство по работе с инвесторами. Сейчас АИР ведет работу по локализации 37 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около $1,9 млрд, из них индустриальных проектов около 70%.

«Примерно половина инвесторов, планирующих реализовать проекты на территории Ростовской области, являются лидерами в своих отраслях, сегментах рынка, — уточняет Светлана Абдулазизова, директор департамента потребительского рынка РО. — Это компании из 12 стран мира. Среди них: США, Франция, Германия и, безусловно, российские инвесторы. Речь идет о проектах таких компаний, как американская «Праксэир» (производство промышленных газов), французская «Имерис» (производство промышленных минералов), российская «ТехноНИКОЛЬ» (производство изоляционных материалов), гостиничная сеть «Хилтон».

Активное содействие АИР позволило привлечь в Ростовскую область таких «бизнес‑гигантов», как Coca‑Cola, PepsiCo, Real, Castorama, BallPackaging, Guardian, AirProducts, Lafarge, Auchan и других. «Полагаю, что в значительной степени это связано с тем, что область реализует проекты по размещению индустриальных «парков», — уверен Максим Григорьев, управляющий Южной дирекции юридической фирмы VEGAS LEX. — К ним реально, оперативно и не очень обременительно можно подвести инженерные коммуникации».
Не исключено, что в ближайшие годы именно эти промышленные гиганты станут драйверами донской экономики. Пока же в спецпроекте «Драйверы года» «ДК» 2011 - 2012 г. новичков нет.


Автор: Надежда Назарова