За последние два года сразу несколько иностранных банков прикрыли розничный бизнес в России, потому что не выдержали конкуренции с «акулами» вроде Сбербанка или ВТБ. Ситибанк начал работать в нашей
За последние два года сразу несколько иностранных банков прикрыли розничный бизнес в России, потому что не выдержали конкуренции с «акулами» вроде Сбербанка или ВТБ. Ситибанк начал работать в нашей стране почти 20 лет назад и до сих пор считает российский рынок наиболее перспективным.
В России деньги есть
Национальный рынок для филиалов иностранных финансовых организаций закрыт. Чтобы работать в России, зарубежный банк должен открыть дочернюю организацию. Таким способом государство пытается сохранить устойчивость российской банковской системы. В результате крупнейшие игроки на рынке— это учреждения с госучастием: Сбербанк и ВТБ. Впрочем, и в этих условиях иностранные банки чувствуют себя комфортно, утверждает Зденек Турек, президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в России и СНГ.
— Государственные банки в России действительно занимают существенную долю рынка. Исторически так сложилось. Но я думаю, здесь достаточно места для всех игроков. К тому же Ситибанк— один из крупнейших частных банков в стране, мы являемся дочерним банком финансовой корпорации Citigroup, у нас более тысячи компаний-инвесторов из Америки, Европы, из других частей мира. Мы можем привлекать иностранный капитал в Россию. Поэтому, как крупный иностранный банк, чувствуем себя здесь вполне уверенно.
Как вы думаете, кому на руку приватизация российских госбанков?
— Приватизация в принципе полезна, т.к. повышает эффективность и производительность экономики. Я не знаю, кто выиграет, а кто проиграет. Вы знаете, в некоторых странах основные игроки на рынке— именно частные банки. Например, я работал в Южной Африке, и там все банки частные. Но и там есть три-четыре крупных игрока, доля которых превышает на рынке 70%. На самом деле, неважно, кому принадлежит основной пакет акций банка, главное, чтобы правила игры были одинаковыми. В России условия для банков равны— это законы рынка.
Монополия на банковском рынке не выгодна
За последние два года около десяти банков с иностранным капиталом заявили о сокращении присутствия на российском рынке. Объявлено о продаже розницы BNP Paribas в России Сбербанку, ушли из розницы HSBC и Barclays Bank. По мнению экспертов, главная причина— в том, что они не сумели выстроить правильную стратегию работы в России. Зденек Турек присоединяется: «Для того чтобы успешно конкурировать на российском рынке, банк должен обладать определенным масштабом: по количеству клиентов, отделений, по объему операций, которые производит банк. Необходимо иметь четкую долгосрочную стратегию и быть готовыми инвестировать в развитие собственного бизнеса, а также общества, в котором развивается бизнес».
Нет ли планов по изменению масштаба присутствия в России у Ситибанка?
— Конечно, нет. Россия— приоритетная страна для Citi. Мы здесь всерьез и надолго, потому что будущее за развивающимися рынками. Россия— это экономика, у которой сегодня 1,5 триллиона долларов ВВП и скоро будет 2 триллиона. Это страна с одной из самых больших экономик мира с запасом минеральных ресурсов, это экономика, которая уже сейчас открыта для мира. Те банки, которые создают и развивают долгосрочные стратегии развития, которые видят свое будущее на 20, 50, а то и 100 лет, никогда не уйдут с российского рынка.
Ситибанк пришел в Россию почти 20 лет назад. Как изменился масштаб бизнеса за это время?
— В 1993 г., когда мы открылись в России, в банке работали 20 сотрудников. Сейчас— более 3 тысяч, прибыль банка за 2010 год составила более 10 млрд руб., мы открыли 51 отделение в 11 городах. Начинали мы с корпоративного бизнеса. Работали как с крупными российскими компаниями, так и с иностранными, которые пришли на российский рынок и строили здесь свой бизнес с нуля. В 2002 г. стали осторожно инвестировать в розничный бизнес и открывать отделения в крупных российских городах. Мы всегда придерживались стратегии органического роста.
В финансовом мире давно не существует понятия уникального продукта. Но у каждого банка есть свои изюминки. В чем ваши конкурентные преимущества?
— У крупного иностранного банка много преимуществ: это и выпуск бондов, акций; синдицированное кредитование; это и возможность привлекать на российский рынок новый капитал. Если мы говорим о корпоративном бизнесе, то мы можем выводить российских клиентов на международный рынок— в Европу, Америку, Азию и т.д.
То же самое наверняка перечислили бы и другие иностранные банки.
— Да, но это на самом деле существенное преимущество— особенно по сравнению с российскими банками и иностранными, которые работают только на рынках Европы. В любой нише есть несколько конкурентов, и это— хорошо, потому что клиентам монополия невыгодна. Когда инвесторы думают о том, как привести деньги на российский рынок, я не скажу, что мы только один банк. Я скажу, что мы один из трех или четырех банков, с которыми они будут вести переговоры. И они уже сами решат, какой банк предоставит для них наиболее выгодные условия.
Отслеживать жалобы по блогам клиентов
Ситибанк одним из первых начал агрессивную кампанию по расширению клиентской базы. Была разработана программа экспресс-оформления банковских карт в торговых центрах, карты продавали в аэропортах и других публичных местах. «Время— это самый ценный и очень ограниченный ресурс человека,— объясняет г-н Турек.— Мы верим в то, что нужно быть ближе к потенциальным клиентам и экономить их время».
Насколько различаются методы расширения клиентской базы у Ситибанка в России и других странах?
— Подходы к работе во всех странах приблизительно одинаковы. Мы стараемся делиться передовыми практиками с нашими подразделениями во всем мире. Но мы не считаем наши методы продаж агрессивными, скорее активными.
Работа непосредственно в точках продаж стала так называемым «best practices» для рынка. Мы первыми пошли туда, где были наши клиенты. И большинство наших клиентов оценили это. Сейчас посмотрите— многие переняли этот опыт.
Не повредила ли стратегия активных продаж имиджу банка в России, где люди к такому не привыкли? До сих пор в Интернете немало жалоб потребителей на то, что Ситибанк навязал карту.
— Нет, я хотел бы подчеркнуть, что мы, напротив, выступаем за принципы ответственного финансирования и очень тщательно подходим к оценке заемщиков. Мы тратим большие средства на обучение персонала: при заключении договора клиент должен понимать, что он покупает. Кроме того, мы сами отслеживаем информацию в Интернете по жалобам на банк, читаем блоги клиентов. Индивидуальных жалоб, понятно, не избежать. Но если мы видим какую-то негативную тенденцию по продукту, мы в обязательном порядке его дорабатываем.
Долгое время нас также обвиняли в обратном— в том, что Ситибанк отказывает слишком большому проценту обратившихся за кредитом. За годы работы мы выработали сбалансированный подход и сейчас у Ситибанка самые низкие показатели просроченной задолженности по кредитам частных лиц в отрасли.
Какие виды банковского бизнеса дают вам основную долю операций?
— Наш корпоративный бизнес в России на 10 лет старше розничного, поэтому он пока больше и прибыльнее, но розничный очень быстро растет. Мы продолжаем в него инвестировать, и скоро они сравняются.
Однако в целом все виды операций нашего банка прибыльные. Иначе мы бы их не развивали. Дело в том, что сейчас очень маленькое число наших клиентов пользуется только одним продуктом. Как правило, они приобретают комплексный пакет банковских продуктов и услуг. Наши клиенты ожидают, что банк может предоставить все услуги в одном пакете, и для нас это концепция ведения бизнеса.
Универсальная стратегия на будущее
Каноны банковского бизнеса, казавшиеся незыблемыми все предшествующие десятилетия, сейчас подвергаются испытаниям на прочность— прежде всего из-за выхода на финансовый рынок компаний из сферы IT и телекома. Поэтому универсальные банки пристально следят за лидерами отрасли в попытке создать формат розницы с низкой себестоимостью и определить новые высокомаржинальные направления. Citibank, чья стратегия заключалась в предложении рынку новых продуктов одним из первых, вполне подходит на роль мирового трендсеттера среди универсальных банков— и в Private Banking, и в карточном бизнесе, и в использовании новых технологических платформ.
Насколько успешен в России Private Banking?
— Что касается этого сегмента, то есть обслуживания клиентов с многомиллионными состояниями в долларах, то здесь Citi один из крупных игроков, но клиенты обслуживаются напрямую в филиалах Швейцарии и Великобритании. В России нашей целевой аудиторией является средний класс и сегмент обеспеченных россиян. Я всегда говорил, и даже во время кризиса, что в России деньги есть. И количество обеспеченных клиентов увеличивается каждый год.
Популярность кредитных карт в России и в мире растет. Не вытеснит ли этот банковский продукт потребительские кредиты?
— Нельзя говорить о том, что лучше, а что хуже. Весь вопрос в том, что нужно клиенту. Для клиентов, которые покупают технику, лучше воспользоваться потребительским кредитом. А, например, для клиентов, которые часто путешествуют— выгодно иметь кредитную карту, а может, и не одну.
Как вы оцениваете сектор кредитования МСБ? Туда сейчас рвется большинство банков, так как эту сферу стимулирует государство.
— Мы только три года назад начали работу с компаниями малого и среднего бизнеса. И скажу открыто, что во время кризиса мы действовали очень осторожно. Сейчас, когда российская экономика находится в хорошем состоянии, мы будем активнее развивать это направление бизнеса.
Ваши коллеги говорят об угрозах банкам со стороны альтернативных платежных систем— в Интернете, посредством сетей терминалов, через сети мобильной связи. Что вы делаете в этих условиях?
— Сейчас клиенты предпочитают общаться с банком из дома при помощи телефона и Интернета. И Ситибанк был первым, кто ввел в России услугу круглосуточного банковского обслуживания по телефону, кто поставил в России банкоматы, которые позволяют не только снимать деньги, но и пополнять счет. Сейчас в мире активно идет процесс внедрения и использования электронных систем расчетов в сфере розничных банковских услуг. Но в то же время всегда останутся люди, которые захотят лично поговорить со своим банкиром.
Руководитель-иностранец в России, каково это?
— Ситибанк работает в более чем 100 странах мира. Для нашего банка руководитель-иностранец— обычное дело. Я родился в Восточной Европе, изучал русский язык в школе, читал Толстого, Достоевского, Булгакова. Сейчас я живу в Москве. Для меня Россия— страна, в которой я себя чувствую хорошо. Россия интересна мне не только как динамично развивающий рынок, но и как страна с глубокой культурой.
Зденек Турек
Президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в странах СНГ.
Родился в 1964 г. в городе Колин, Чешская Республика
Образование: в 1986 г. окончил Пражский экономический университет, бакалавр финансов и банковского дела 1997 г. — расширенный курс повышения квалификации для менеджеров в Уортонском университете 2010 г. — степень МВА в бизнес-школе INSEAD
Карьера: 1986–1990 гг. — Центральный банк Чешской Республики, Департамент по валютно-обменным операциям 1990-1991 гг. — A.I.C. Management Consulting, заместитель управляющего представительства в Праге в 1991 г. присоединился к Citi в Праге. Занимал ряд должностей в корпоративном банке 2002–2005 гг. — управляющий Citi в Венгрии 2005–2008 гг. — управляющий директор Citigroup в Южной Африке с 2008 по н.в. — президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в странах СНГ.
Женат, трое детей.
В России деньги есть
Национальный рынок для филиалов иностранных финансовых организаций закрыт. Чтобы работать в России, зарубежный банк должен открыть дочернюю организацию. Таким способом государство пытается сохранить устойчивость российской банковской системы. В результате крупнейшие игроки на рынке— это учреждения с госучастием: Сбербанк и ВТБ. Впрочем, и в этих условиях иностранные банки чувствуют себя комфортно, утверждает Зденек Турек, президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в России и СНГ.
— Государственные банки в России действительно занимают существенную долю рынка. Исторически так сложилось. Но я думаю, здесь достаточно места для всех игроков. К тому же Ситибанк— один из крупнейших частных банков в стране, мы являемся дочерним банком финансовой корпорации Citigroup, у нас более тысячи компаний-инвесторов из Америки, Европы, из других частей мира. Мы можем привлекать иностранный капитал в Россию. Поэтому, как крупный иностранный банк, чувствуем себя здесь вполне уверенно.
Как вы думаете, кому на руку приватизация российских госбанков?
— Приватизация в принципе полезна, т.к. повышает эффективность и производительность экономики. Я не знаю, кто выиграет, а кто проиграет. Вы знаете, в некоторых странах основные игроки на рынке— именно частные банки. Например, я работал в Южной Африке, и там все банки частные. Но и там есть три-четыре крупных игрока, доля которых превышает на рынке 70%. На самом деле, неважно, кому принадлежит основной пакет акций банка, главное, чтобы правила игры были одинаковыми. В России условия для банков равны— это законы рынка.
Монополия на банковском рынке не выгодна
За последние два года около десяти банков с иностранным капиталом заявили о сокращении присутствия на российском рынке. Объявлено о продаже розницы BNP Paribas в России Сбербанку, ушли из розницы HSBC и Barclays Bank. По мнению экспертов, главная причина— в том, что они не сумели выстроить правильную стратегию работы в России. Зденек Турек присоединяется: «Для того чтобы успешно конкурировать на российском рынке, банк должен обладать определенным масштабом: по количеству клиентов, отделений, по объему операций, которые производит банк. Необходимо иметь четкую долгосрочную стратегию и быть готовыми инвестировать в развитие собственного бизнеса, а также общества, в котором развивается бизнес».
Нет ли планов по изменению масштаба присутствия в России у Ситибанка?
— Конечно, нет. Россия— приоритетная страна для Citi. Мы здесь всерьез и надолго, потому что будущее за развивающимися рынками. Россия— это экономика, у которой сегодня 1,5 триллиона долларов ВВП и скоро будет 2 триллиона. Это страна с одной из самых больших экономик мира с запасом минеральных ресурсов, это экономика, которая уже сейчас открыта для мира. Те банки, которые создают и развивают долгосрочные стратегии развития, которые видят свое будущее на 20, 50, а то и 100 лет, никогда не уйдут с российского рынка.
Ситибанк пришел в Россию почти 20 лет назад. Как изменился масштаб бизнеса за это время?
— В 1993 г., когда мы открылись в России, в банке работали 20 сотрудников. Сейчас— более 3 тысяч, прибыль банка за 2010 год составила более 10 млрд руб., мы открыли 51 отделение в 11 городах. Начинали мы с корпоративного бизнеса. Работали как с крупными российскими компаниями, так и с иностранными, которые пришли на российский рынок и строили здесь свой бизнес с нуля. В 2002 г. стали осторожно инвестировать в розничный бизнес и открывать отделения в крупных российских городах. Мы всегда придерживались стратегии органического роста.
В финансовом мире давно не существует понятия уникального продукта. Но у каждого банка есть свои изюминки. В чем ваши конкурентные преимущества?
— У крупного иностранного банка много преимуществ: это и выпуск бондов, акций; синдицированное кредитование; это и возможность привлекать на российский рынок новый капитал. Если мы говорим о корпоративном бизнесе, то мы можем выводить российских клиентов на международный рынок— в Европу, Америку, Азию и т.д.
То же самое наверняка перечислили бы и другие иностранные банки.
— Да, но это на самом деле существенное преимущество— особенно по сравнению с российскими банками и иностранными, которые работают только на рынках Европы. В любой нише есть несколько конкурентов, и это— хорошо, потому что клиентам монополия невыгодна. Когда инвесторы думают о том, как привести деньги на российский рынок, я не скажу, что мы только один банк. Я скажу, что мы один из трех или четырех банков, с которыми они будут вести переговоры. И они уже сами решат, какой банк предоставит для них наиболее выгодные условия.
Отслеживать жалобы по блогам клиентов
Ситибанк одним из первых начал агрессивную кампанию по расширению клиентской базы. Была разработана программа экспресс-оформления банковских карт в торговых центрах, карты продавали в аэропортах и других публичных местах. «Время— это самый ценный и очень ограниченный ресурс человека,— объясняет г-н Турек.— Мы верим в то, что нужно быть ближе к потенциальным клиентам и экономить их время».
Насколько различаются методы расширения клиентской базы у Ситибанка в России и других странах?
— Подходы к работе во всех странах приблизительно одинаковы. Мы стараемся делиться передовыми практиками с нашими подразделениями во всем мире. Но мы не считаем наши методы продаж агрессивными, скорее активными.
Работа непосредственно в точках продаж стала так называемым «best practices» для рынка. Мы первыми пошли туда, где были наши клиенты. И большинство наших клиентов оценили это. Сейчас посмотрите— многие переняли этот опыт.
Не повредила ли стратегия активных продаж имиджу банка в России, где люди к такому не привыкли? До сих пор в Интернете немало жалоб потребителей на то, что Ситибанк навязал карту.
Долгое время нас также обвиняли в обратном— в том, что Ситибанк отказывает слишком большому проценту обратившихся за кредитом. За годы работы мы выработали сбалансированный подход и сейчас у Ситибанка самые низкие показатели просроченной задолженности по кредитам частных лиц в отрасли.
Какие виды банковского бизнеса дают вам основную долю операций?
— Наш корпоративный бизнес в России на 10 лет старше розничного, поэтому он пока больше и прибыльнее, но розничный очень быстро растет. Мы продолжаем в него инвестировать, и скоро они сравняются.
Однако в целом все виды операций нашего банка прибыльные. Иначе мы бы их не развивали. Дело в том, что сейчас очень маленькое число наших клиентов пользуется только одним продуктом. Как правило, они приобретают комплексный пакет банковских продуктов и услуг. Наши клиенты ожидают, что банк может предоставить все услуги в одном пакете, и для нас это концепция ведения бизнеса.
Универсальная стратегия на будущее
Каноны банковского бизнеса, казавшиеся незыблемыми все предшествующие десятилетия, сейчас подвергаются испытаниям на прочность— прежде всего из-за выхода на финансовый рынок компаний из сферы IT и телекома. Поэтому универсальные банки пристально следят за лидерами отрасли в попытке создать формат розницы с низкой себестоимостью и определить новые высокомаржинальные направления. Citibank, чья стратегия заключалась в предложении рынку новых продуктов одним из первых, вполне подходит на роль мирового трендсеттера среди универсальных банков— и в Private Banking, и в карточном бизнесе, и в использовании новых технологических платформ.
Насколько успешен в России Private Banking?
— Что касается этого сегмента, то есть обслуживания клиентов с многомиллионными состояниями в долларах, то здесь Citi один из крупных игроков, но клиенты обслуживаются напрямую в филиалах Швейцарии и Великобритании. В России нашей целевой аудиторией является средний класс и сегмент обеспеченных россиян. Я всегда говорил, и даже во время кризиса, что в России деньги есть. И количество обеспеченных клиентов увеличивается каждый год.
Популярность кредитных карт в России и в мире растет. Не вытеснит ли этот банковский продукт потребительские кредиты?
— Нельзя говорить о том, что лучше, а что хуже. Весь вопрос в том, что нужно клиенту. Для клиентов, которые покупают технику, лучше воспользоваться потребительским кредитом. А, например, для клиентов, которые часто путешествуют— выгодно иметь кредитную карту, а может, и не одну.
Как вы оцениваете сектор кредитования МСБ? Туда сейчас рвется большинство банков, так как эту сферу стимулирует государство.
— Мы только три года назад начали работу с компаниями малого и среднего бизнеса. И скажу открыто, что во время кризиса мы действовали очень осторожно. Сейчас, когда российская экономика находится в хорошем состоянии, мы будем активнее развивать это направление бизнеса.
Ваши коллеги говорят об угрозах банкам со стороны альтернативных платежных систем— в Интернете, посредством сетей терминалов, через сети мобильной связи. Что вы делаете в этих условиях?
— Сейчас клиенты предпочитают общаться с банком из дома при помощи телефона и Интернета. И Ситибанк был первым, кто ввел в России услугу круглосуточного банковского обслуживания по телефону, кто поставил в России банкоматы, которые позволяют не только снимать деньги, но и пополнять счет. Сейчас в мире активно идет процесс внедрения и использования электронных систем расчетов в сфере розничных банковских услуг. Но в то же время всегда останутся люди, которые захотят лично поговорить со своим банкиром.
Руководитель-иностранец в России, каково это?
— Ситибанк работает в более чем 100 странах мира. Для нашего банка руководитель-иностранец— обычное дело. Я родился в Восточной Европе, изучал русский язык в школе, читал Толстого, Достоевского, Булгакова. Сейчас я живу в Москве. Для меня Россия— страна, в которой я себя чувствую хорошо. Россия интересна мне не только как динамично развивающий рынок, но и как страна с глубокой культурой.
Зденек Турек
Президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в странах СНГ.
Родился в 1964 г. в городе Колин, Чешская Республика
Образование: в 1986 г. окончил Пражский экономический университет, бакалавр финансов и банковского дела 1997 г. — расширенный курс повышения квалификации для менеджеров в Уортонском университете 2010 г. — степень МВА в бизнес-школе INSEAD
Карьера: 1986–1990 гг. — Центральный банк Чешской Республики, Департамент по валютно-обменным операциям 1990-1991 гг. — A.I.C. Management Consulting, заместитель управляющего представительства в Праге в 1991 г. присоединился к Citi в Праге. Занимал ряд должностей в корпоративном банке 2002–2005 гг. — управляющий Citi в Венгрии 2005–2008 гг. — управляющий директор Citigroup в Южной Африке с 2008 по н.в. — президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в странах СНГ.
Женат, трое детей.