Меню

Харизматичный руководитель: дополнительный ресурс компании или бомба замедленного действия?

Сергей Воденко директор компании «Выставка на носу» Павел Змеев директор магазина «Золотой век» Александр Кирсанов коммерческий директор Южного региона ОАО ВымпелКом» Анатолий Мосин генеральный дир

Говоря о таком особом свойстве личности, как харизма, психологи и бизнес-тренеры, в основном, характеризуют его положительно. Если руководитель способен влиять на окружающих, увлекать своими идеями, притягивать внимание, то его управление может стать более эффективным. Участники очередного заседания «Дискуссионного клуба» ДК попытались выяснить, когда харизматичный лидер – благо для компании, а когда может таить в себе потенциальную угрозу бизнесу?эксперты

Сергей Воденко
директор компании «Выставка на носу»
Павел Змеев
директор магазина «Золотой век»
Александр Кирсанов
коммерческий директор Южного региона ОАО ВымпелКом»
Анатолий Мосин
генеральный директор архитектурного бюро «Проект»
Мария Островская
директор компании «Human Factors Юг»
Дмитрий Паршиков
генеральный директор рекламной фирмы «Резон»
Лариса Сулацкая
управляющая филиалом «Ростовский» банка «Глобэкс»
Юлия Хренова
директор фирмы DonModels Group
Ирина Швец
директор AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону 

Можно ли воспитать в себе харизму? В каких случаях компании нужен харизматичный лидер?
Может ли харизматичный лидер нанести вред компании?

В начале встречи, соорганизаторами которой выступили «Южное страховое агентство» и «Эхо Ростова», эксперты попытались определить, что каждый из них понимает под харизматичностью. Все признали, что это свойство больше эмоционального плана, однако дать четкое и однозначное определение не смогли. В то же время большинство экспертов отметили, что харизма — врожденный дар, талант, который вряд ли можно в себе воспитать. ИРИНА ШВЕЦ, директор AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону, считает, что показателем харизмы является способность человека вдохновить окружающих на какие-то действия: «Случается ведь и так, что компания приобретает известность за короткий срок, в первую очередь, не потому что свойст- ва товара позволили настолько быстро обойти конкурентов, а благодаря яркой личности, которая стоит «у руля» и своей энергией двигает компанию вперед». Некоторые эксперты отметили, что стать руководителем, не будучи харизматичной личностью, трудно. В качестве примеров харизматичных лидеров в донском бизнесе эксперты назвали Владимира Мельникова и Ивана Саввиди. Директор фирмы DonModels Group ЮЛИЯ ХРЕНОВА, выслушав мнение экспертов, высказала свое понимание харизматичности: «Мне кажется, харизма — это, прежде всего, так называемый «пиетет». По-моему, харизматик всегда вызывает к себе невольное и зачастую необъяснимое уважение».

Полезный ресурс для старта

По мнению некоторых экспертов, на старт-апе наличие харизмы у собственника или директора весьма желательно, это ускоряет процесс становления компании. АНАТОЛИЙ МОСИН, генеральный директор архитектурного бюро «Проект», утверждает, что на первом этапе развития 80% предприятий держатся на харизме собственника. А СЕРГЕЙ ВОДЕНКО, директор компании «Выставка на носу», и вовсе полагает, что ни одна компания не сможет достойно стартовать без харизматичного руководителя: «Я не знаю ни одного бизнеса, руководитель которого был бы абсолютно лишен харизмы. Это как первая ступень при выводе космического корабля на орбиту». АЛЕКСАНДР КИРСАНОВ, коммерческий директор Южного региона ОАО «ВымпелКом», заметил, что особенно это актуально для компаний, работающих на остроконкурентных рынках: «Более того, если компания публичная, и ее ценные бумаги котируются на бирже, яркая личность главы предприятия и его высказывания могут заметно влиять на продажи акций».

По мнению некоторых экспертов, значимость харизмы для успешного старта настолько велика, что многие собственники бизнесов и управленцы высшего уровня работают над тем, чтобы развивать в себе это свойство. Как правило, если есть управленческий талант, харизматичность хотя бы в какой-то степени тоже присутствует, и, значит, ее можно «оттачивать».

ДМИТРИЙ ПАРШИКОВ, генеральный директор рекламной фирмы «Резон» считает, что харизматичность вполне может быть сознательно культивируемым качеством лидера: «Для того, чтобы его совершенствовать, можно предпринимать какие-то действия — постоянно удивлять окружающих, генерировать идеи, создавать себе репутацию харизматика».

Г-н Кирсанов рассказал, что в их компании харизма приравнивается к лидерским качествам, которые стараются в сотрудниках воспитывать, проводя специальные тренинги. «Харизма — это своего рода надстройка над некими управленческими качествами, — считает г-н Кирсанов. — Это способность управлять людьми, воздействуя, прежде всего, на их эмоции».

Харизма — опасная сила

В ходе дискуссии эксперты и гости встречи сошлись в том, что харизма руководителя — реальная сила, которая зачастую приносит компании пользу и помогает сплотить коллектив.

Но, по мнению некоторых экспертов, в определенных обстоятельствах эта эмоциональная сила может стать для компании разрушительной. «Существуют сферы, в которых харизматичный лидер неэффективен, — убеждена МАРИЯ ОСТРОВСКАЯ, директор компании «Human Factors Юг». — Например, в творческой среде, где от каждого требуется равный вклад в дело, чья-то выдающаяся харизма может мешать командной работе».

Харизматик, согласились эксперты, очаровавший окружающих своим даром, способен оказывать на людей отрицательное влияние и даже может повести компанию по ошибочному пути. «Мне не раз приходилось работать с харизматичными руководителями, — делится опытом Сергей Воденко. — Их трудно в чем-то переубедить. На моей памяти не один профессиональный консультант выбивался из сил, пытаясь что-то менять в деятельности фирмы. Руководитель в итоге заявлял: «Мы и сами не глупые, разберемся». И делал все по-своему».

Все эксперты согласились, что харизматичность может иметь и отрицательные стороны, особенно если она становится главным фактором успеха компании. Когда предприятие держится, в основном, на одном человеке, очевидно: если он уйдет в другой бизнес, фирме грозит управленческий кризис или гибель.

Не менее серьезной проблемой участники «Дискуссионного клуба» посчитали наличие в коллективе харизматичного неформального лидера, имеющего большое влияние на персонал.

«Харизма руководителя — это в нашем восприятии звучит нормально, — утверждает Александр Кирсанов. — А харизма не-руководителя? Подчиненного? Хорошо, если формальный и неформальный шефы движутся в одном направлении. Но, если они станут тянуть компанию в разные стороны, организация окажется под угрозой».

С ним согласились большинство экспертов, которые отметили, что если в коллективе, особенно в топ-менеджменте, присутствует харизматик, и его взгляды расходятся с позицией высшего руководства, это деструктивно влияет на бизнес. Нередки случаи, когда неформальный лидер, увольняясь, инициирует и уход значительной части сотрудников, иногда открывая собственное дело. Чтобы снизить риск негативного влияния чьей-то неуемной харизматичности руководитель должен правильно организовать взаимоотношения с персоналом, формировать у сотрудников лояльность к компании и поддерживать свою репутацию официального лидера.

Еще одним средством минимизации излишнего влияния харизмы топ-менеджера эксперты признали грамотный подход к подбору команды. Дело в том, что существует несколько типов харизматичных лидеров, и каждый из них воздействует только на один социо-психологический тип людей. Поэтому лучше набирать в коллектив людей различного социального положения, пола, возраста, уровня образования и т.д. Однако Сергей Воденко отметил, что это совсем не панацея и в его бизнес-практике был случай, когда неформальный лидер ушел из компании и увел за собой большую часть команды, состоявшей из совершенно разных людей — от пожилых мужчин до беременных женщин.

Харизму «включает» кризис

Уповать на то, что харизматик сможет контролировать свое умение эмоционально воздействовать на людей и всегда согласовывать его с интересами дела, не стоит.

«Прирожденный харизматик не может полностью управлять этим своим свойством, — полагает Анатолий Мосин. — Харизму дозировать невозможно».

Директор магазина «Золотой век» ПАВЕЛ ЗМЕЕВ вообще считает, что контролировать харизматичность нельзя, потому что на каком-то этапе харизма начинает существовать отдельно от своего носителя. «В тот момент, когда коллектив полностью признает позицию харизматика, харизма перестает зависеть от человека, — уверен г-н Змеев. — Она принимает черты ореола, легенд, выстраивающихся вокруг личности».

Самый эффективный способ уберечься от «издержек харизмы», считают эксперты, грамотно выстраивать бизнес-процессы и работу коллектива.

«Деятельность компании должна быть основана на проверенных управленческих методиках и выстроена таким образом, чтобы при ослаблении какого-то одного звена вся структура в целом оставалась стабильной, — говорит Лариса Сулацкая, управляющая филиалом «Ростовский банка «Глобэкс»— К примеру, у нас в филиале уровень зарплат гарантирует, что, даже если харизматичный лидер уведет за собой часть сотрудников, нам будет легко заполнить образовавшуюся нишу профессионалами».

Дискутируя о потенциальной опасности яркого харизматика, эксперты пришли к главному заключению: люди с подобным даром проявляют себя не постоянно, а в определенных условиях — во время старта, форс-мажора или кризиса. «Чтобы харизматический лидер себя показал, должны сложиться особые условия, — утверждает Мария Островская. — Например, такой лидер будет востребован, когда есть необходимость сделать рывок в развитии фирмы, когда внедряются инновации».

В моменты кризиса или интенсивного развития бизнеса харизматик может заразить людей новыми идеями, облегчить их восприятие, убедить сотрудников работать даже за небольшую зарплату. Если компания стабильна, работа организована, его способностям применения не найдется. Александр Кирсанов согласен: харизматичность «включается», когда других средств уже не хватает. Анатолий Мосин расценивает харизму как один из полезных, но не безусловно необходимых способов преодолевать сложности: «Если, помимо всего прочего, руководитель обладает и таким качеством, это даст ему дополнительные преимущества».

Обобщая выводы экспертов, можно заключить, что харизматичный руководитель — фигура в бизнесе необходимая, но не постоянно, а по ситуации. Чем стабильнее сам бизнес, тем реже в компаниях действуют неформальные лидеры и возникает нужда в управленцах с харизмой. Сергей Воденко предположил, что в будущем, вероятно, харизматиков в бизнесе будет все меньше. Впрочем, даже если так, это вопрос действительно далекого будущего. Как заметила по этому поводу Мария Островская: «У нас ведь страна все еще — территория постоянных кризисов. Харизматики в России востребованы как нигде».