Меню

Выяснилось, какие донские товары лучше всего представлены в рознице

Правительство Ростовской области провело масштабное исследование доли, занимаемой продукцией донских производителей в розничной торговой сети.

Исследование проводилось среди 302 хозяйствующих субъектов  и охватило 43 района Ростовской области. В исследование были включены следующие ассортиментные группы - молочная, мясная, крупяная, мукомольная, консервная и масложировая продукция, включающие 32 товарные позиции. 
 
Результаты исследования по  итогам второго квартала 2013 года показали, что в розничной торговой сети Ростовской области наиболее представительна следующая продукция областного производства: говядина местного производства (ее доля составляет 88,3%); айран (86,4%); ячневая крупа (86,2%); пшено (85,2%); манная крупа (83,2%); ржаная мука (61,4%). Наименьший удельный вес у кур охлажденных – 8,9% и во фруктовых и овощных соках - 2,6%. 
 
С целью изучения мнения руководителей организаций розничной торговли по вопросу лояльности к продукции донских товаропроизводителей был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 302 респондента. Большинство независимых организаций и индивидуальных предпринимателей основополагающим принципом выбора предприятия для установления договорных отношений ставят вопросы качества и цены продукции (параметры – 79,4% и 71,1%). Вместе с тем, руководители торговых сетей при выборе производителя, прежде всего, ориентируются на цену (91,7%) и только потом на качество продукции (88,3%).
 
Вопреки всеобщему мнению, что популярность торговой марки у потребителей влияет на рост продаж, руководители обследуемых организаций поставили этот критерий не на первое, а только на третье место (руководители независимых организаций – 44,6%, сетевых компаний – 68,3%). При этом среди руководителей сетевых компаний отмечается большая полярность мнения о «популярности торговой марки у потребителей», так «культ бренда» развивают федеральные и международные торговые сети (93,3%), в то время как параметры ответов руководителей областного ритейла близки к среднеобластным значениям (43,3%).
 
Достаточно важным при выборе производителя, для розничных продавцов является предлагаемый ими ассортимент продукции, с этим согласны 40,8% респондентов независимых организаций и 51,7% руководителей сетевых компаний. К менее значимым критериям по результатам опроса руководителей независимых предприятий отнесены «внешний вид товара и упаковка» (27,5%), «известность производителя» (27,1%) и «возможность предоставления скидок производителями» (19,0%). Параметры значений по данным позициям руководителей сетевых компаний гораздо выше среднеобластных, так 56,7% из них обращают внимание на внешний вид товара и упаковки, 40% – предоставляются ли производителями скидки и 36,7% закупают товар у известных производителей продукции.
 
Цена товара остается важнейшим критерием принятия решения о покупке. Большинство опрошенных руководителей независимых розничных организаций и индивидуальных предпринимателей (в среднем по области по всем видам исследуемой продукции 82,4% от общего числа опрошенных) считают, что цены областных производителей находятся на уровне средних, по сравнению с производителями других регионов. Так же думают и руководители сетевых магазинов – 66,7%, однако это существенно ниже, чем в среднем по независимым продавцам.
 
Мнения о том, что цены региональных производителей выше, чем у поставщиков аналогичной продукции из других регионов придерживаются 11,4% опрошенных руководителей независимых розничных организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако среди руководителей сетевых компаний процент в два раза выше – 28,3%, что может быть использовано в качестве аргумента присутствия на полках продукции из других регионов.
 
Несколько настораживают опрошенных и низкие цены, поскольку они вызывают сомнения у потребителей относительно качества и безопасности товара. Вместе с тем, процент руководителей независимых розничных организаций и ИП, считающих, что региональные производители устанавливают низкие цены, составил 6,3%, в то время как процент среди руководителей крупных сетевых магазинов – 12,5%.
 
«Анализ результатов анкетирования руководителей по всем исследуемым ассортиментным группам показал, что руководители независимых розничных магазинов более свободны в выборе поставщиков продукции, чем сетевые компании, особенно федеральные и международные, для которых политика централизованных закупок один из элементов бизнес-процесса», - отмечают авторы исследования. 
 
Причинами отсутствия или незначительного представительства продукции региональных товаропроизводителей в торговой сети руководители независимых организаций розничной торговли и индивидуальные предприниматели, из числа указавших на такую ситуацию, считают: низкий спрос покупателей (21,4%), высокий уровень цен (12,9%), отсутствие рекламы (11,4%) и договорных отношений в связи с неимением информации о товаропроизводителях и выпускаемой продукции (10%).
 
Руководители торговых сетей, в первую очередь, указывают на отсутствие договорных отношений в связи с неимением информации о товаропроизводителях и выпускаемой продукции и отсутствие рекламы со стороны производителей (18,3%), а также на высокий уровень цен (13,9%) и низкий спрос покупателей (13,3%). Такие причины, как отсутствие гарантии качества продукции, назвали 3,9% руководителей независимых организаций розничной торговли и индивидуальных предпринимателей и 8,3% руководителей торговых сетей, на проблемы с упаковкой товара указали, соответственно, 2,3% и 3,3% руководителей, на невыполнение производителями договорных обязательств – соответственно, 3,3% и 0,4%.