Дмитрий Паршиков директор РА «Резон» Семейный бизнес, как мне кажется, — практика не совсем оправданная и даже порочная. Сам я от дел отходить не собираюсь, но, когда время придет, буду выбирать
Дмитрий Паршиков
директор РА «Резон»
Семейный бизнес, как мне кажется, — практика не совсем оправданная и даже порочная. Сам я от дел отходить не собираюсь, но, когда время придет, буду выбирать управляющего на конкурентной основе, степень родства не будет иметь значения — компания должна получить лучшего руководителя из возможных. Это практика всех крупных компаний, особенно если бизнес не эксклюзивен. Скажем, Ford тоже был семейным бизнесом, но теперь члены семьи являются лишь акционерами, доверив управление команде профессионалов.
Светлана Троц
директор РПК «Супервайд»
По большому счету, все, что мы делаем — мы делаем для своих детей. Бизнес, разумеется, тоже. Моя дочь еще маленькая, думать о бизнесе и выборе профессии ей пока рано, да и я полна энергии, так что и о передаче дел пока не задумывалась. Может получиться и так, что лучше будет продать бизнес, а ей в наследство оставить недвижимость, акции или другие ценные активы. Ну а если она проявит интерес к моему делу, я буду только рада — небольшой компанией управлять легче, чем крупным холдингом или концерном, так что проблем быть не должно.
Наталья Митюрева
директор компании VIVO EXCLUSIVE
Я сейчас как раз этим занимаюсь. Свой швейный бизнес я начинала с нуля, вкладывала в него всю душу и изначально не представляла его в чужих руках. У меня взрослый сын, который уже успел проявить себя в делах: он юрист и на постоянной основе консультирует мою компанию. Сейчас он уже владеет частью бизнеса и будет получать все больше полномочий. Я собираюсь поработать еще несколько лет, а потом передам все дела ему.
Михаил Квачко
директор интернет-агентства «Мибок»
Не вижу в этом ничего плохого — на ответственных позициях должны быть люди, которым ты полностью доверяешь. Семейная преемственность — мечта любого бизнесмена, конечно, если дети или другие близкие родственники — с головой на плечах и с желанием трудиться и добиваться успехов. В противном случае, если уходишь от дел, лучше нанять людей со стороны. У меня пока только маленькая дочь, но, надеюсь, что преемником окажется сын: все-таки мужчины больше интересуются компьютерами.
Андрей Шепило
директор ООО «Остербрау»
Наследников у меня пока нет, так что над этим я еще не задумывался. А вообще бизнес стараются передать по наследству детям во всем мире, так что это хорошая идея. В России традиции династий в бизнесе пока еще не так богаты, как на Западе, но среди моих знакомых положительных примеров такого рода немало: один из них передал сыну свой бизнес — строительную компанию, и тот не только не навредил бизнесу отца, но и внес в него новую струю, энергию и передовые взгляды.
Алексей Аксюк
управляющий партнер юридической компании «Аксюк и партнеры»
Юридический бизнес ведется партнерами (собственниками) фирмы, которые принимают личное участие в оказании таких услуг. Невозможно стать партнером по наследству. Необходимо соответствовать партнерскому статусу. К сожалению, моя старшая дочь решила стать специалистом по рекламе, хотя я пытался привить ей интерес к юриспруденции и бизнесу. А вот у младшей я уже вижу необходимые для продолжения моего дела качества — деловитость, целеустремленность и решительность.
Михаил Коновцев
директор РА «Аврора»
В принципе, любой бизнес нужно строить так, чтобы он имел ценность и чтобы его можно было удачно продать или передать по наследству. Семейный бизнес представляется мне идеальным вариантом, но дети должны сами выбирать свое будущее. И если мои будущие дети выберут профессию врача или художника, я не буду им препятствовать. Главное в вопросе преемственности бизнеса — это заинтересованность нового владельца в дальнейшем успешном развитии моего дела.