Меню

Вузы учатся работать с бизнесом

Сегодня выстроить прочную систему взаимоотношений с работодателями пытается практически каждый вуз. На данном этапе наиболее активно с образовательными учреждениями сотрудничают крупные производс

Инертность бюрократической системы и не всегда готовый к инновациям преподавательский состав в современных вузах порождают низколиквидный продукт— человеческий ресурс, слабо востребованный на рынке труда. Как следствие, предприятия предпочитают вкладывать деньги в собственные центры подготовки кадров, нежели инвестировать в развитие образовательных учреждений.


Сегодня выстроить прочную систему взаимоотношений с работодателями пытается практически каждый вуз. На данном этапе наиболее активно с образовательными учреждениями сотрудничают крупные производственные предприятия, где высокая «текучка» кадров и нехватка узкоспециализированных специалистов. Так, Донской государственный аграрный университет сотрудничает с компанией «Евродон» и компанией «Русская свинина», Южный федеральный университет работает с предприятиями «Юга Руси», «Атлантис-Пака», «Глории Джинс» и др., Южно-Российский гуманитарно-технический университет сотрудничает с «ТагМетом», МРСК Юга и т.д. В то же время руководители вузов жалуются, что внимание со стороны работодателей пока еще остается низким. «Мы сегодня поворачиваемся во все стороны при подготовке специалистов и полностью сориентированы на производство,— отмечает ректор Донского государственного технического университета БЕСАРИОН МЕСХИ.— Мы-то знаем, кого выпускаем, а вот производство пока не готово присматриваться к вузам. Крупные предприятия привыкли еще со времен Советского Союза, что они всю жизнь получают специалистов— бесплатно и уже готовых. А сегодня все по-другому».

Бизнес нуждается в «технарях» и «аграриях»
Как утверждают эксперты, наиболее плотно с бизнесом на данном этапе в Ростовской области сотрудничают аграрные университеты. Дефицит квалифицированных кадров в АПК настолько велик, что некоторые предприятия «караулят» талантливых студентов на протяжении всего периода обучения, а после выпуска сразу принимают на работу. К примеру, ГК «Евродон» сотрудничает практически со всеми аграрными университетами ЮФО и СКФО— с Воронежским, Ставропольским, с Донским аграрным университетом, с Горским аграрным университетом во Владикавказе. «Это вузы, с которыми у нас идет плотная работа. Уже в течение двух лет мы встречаемся со студентами-выпускниками, проводим ознакомительные презентации, рассказываем о производстве,— поясняет сотрудник пресс-службы компании.— С заинтересовавшимися проводим собеседование, затем тех, кто нам подходит, приглашаем на работу. Молодых специалистов сразу оформляем в штат компании с последующим обучением особенностям технологии нашего производства по программе адаптации молодых специалистов». Сначала ребята работают под руководством наставников на различных участках производства, затем сдают промежуточные квалификационные зачеты, а успешно прошедшие стажировку начинают работать самостоятельно. Те, кто пришел на «Евродон» в числе первых, сейчас уже работают на руководящих должностях.
По словам руководителей вузов, наиболее востребованными среди работодателей по-прежнему остаются выпускники технических факультетов. «У нас уже человек 50 выпускников по самолетостроению за последние два года были взяты в Москву на фирму Boeing. Очень много ребят работают на CBOSS— очень серьезная столичная компания, которая организовала филиал в Таганроге и берет наших программистов. Также наши выпускники работают на таких предприятиях, как «Квант», НИИ Радиосвязи, НЭВЗ, РСМ и др.»,— отмечает ВЛАДИСЛАВ ЗАХАРЕВИЧ, ректор Южного федерального университета. По словам Бесариона Месхи, на данном этапе ДГТУ поддерживает договорные отношения с более чем тысячей предприятий региона по организации баз практик и трудоустройству студентов. «Выстраиваются отношения и в виде организации корпоративных кафедр на крупных предприятиях и организациях — таких как ОАО «Роствертол», ООО «ПК «НЭВЗ», ООО «ТагАвтоПром» и др.»,— говорит г-н Месхи.
В то же время представители бизнеса сетуют на то, что разрушенную советскую систему распределения так и не удалось восстановить. «Пока еще связь образовательных программ с запросами бизнеса очень слабая. Сейчас в эпоху свободы выбора сложно себе представить, чтобы тебя насильно после вуза распределяли. Теперь нередки случаи формального прохождения практики у знакомых— «бутылка и коробка конфет» взамен на печать в дневнике практики. Или практика, которая развивает не профессиональные компетенции, а знание копировального аппарата и кофе-машины»,— говорит ГАЛИНА АГУРЕЕВА, президент межрегиональной общественной организации «Южно-Российский клуб HR-менеджеров», управляющий партнер ГК «Технологии». По ее словам, сейчас нужна «стыковка» бизнеса и вуза: вуз должен быть заинтересован в отклике на запросы со стороны предприятий и последующей коррекции учебных планов, а бизнес— быть готовым активно включаться в предоставление базы практики и внимания специалистов к студентам.
Работодатели должны формировать стандарты обучения
Как отметили собеседники «ДК», работа по расширению сотрудничества между бизнесом и образовательными учреждениями в последнее время активизировалась. В прошлом году Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ ЮФО, Союз работодателей Ростовской области и Национальное агентство сертификации управляющих учредили некоммерческую организацию «Южное агентство развития квалификации». Цель создания организации— стимулировать процесс интеграции системы образования в бизнес-процессы. Ее генеральным директором стал ВАЛЕРИЙ САДОВОВ, зампредседателя Координационного совета объединений Российского Союза промышленников и предпринимателей Южного федерального округа. По словам г-на Садовова, основная задача для этой организации— создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования и формирование региональной инфраструктуры сертификации и квалификации. «Мы намерены стать своеобразным посредником между образовательными учреждениями и работодателями,— говорит Валерий Садовов.— Набор компетенций по конкретному виду деятельности должны определять работодатели. Именно они должны задавать профессиональные стандарты обучения. И мы будем помогать работодателям это делать. А уже на основе этого набора компетенций вузы будут разрабатывать учебные модули». Также недавно созданная организация намерена оценивать выпускников и работающий персонал— будет составлен реестр сертифицированных специалистов и экспертов, а вузы и предприятия подпишут соглашения о взаимном признании этих сертификатов. Центры сертификации в образовании— это западная практика, которая успешно реализована во многих развитых странах, добавил эксперт. По его словам, к 2020 г. в России будет работать уже порядка 500 таких центров. По словам ГЕННАДИЯ КУЗНЕЦОВА, ректора Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), вузы сейчас готовы к инновациям: «Компетенция как инновационная форма новых стандартов позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований рынка труда. При этом у университетов появилась большая свобода в определении содержания образовательных программ, так как, согласно новым стандартам, вариативная часть в различных циклах новых учебных планов составляет до 70%». Эти факторы могут способствовать взаимодействию образовательных учреждений и бизнеса. Но есть одно препятствие— работодатель не может четко определить свою потребность в специалистах. «Дело все в том, что горизонт планирования большинства компаний в области кадровых ресурсов не превышает двух-трех лет»,— объясняет г-н Кузнецов.
Эндаунмент есть, а денег пока нет
Основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы на современном этапе— недостаточная престижность технических специальностей, коррупция и, как следствие, низкая квалификация выпускников. «Пока преподаватели, профессора будут получать ниже среднестатистического специалиста, говорить о ценности образования не приходится,— считает Галина Агуреева.— Преподаватели зарабатывают мало, понимая, что в той же Европе их коллегам платят в разы больше. Кто-то уезжает туда или хотя бы в Москву, некоторые пытаются заработать на студентах».
Руководители образовательных учреждений уверены, что проблему эту можно решить за счет привлечения инвестиций в сферу образования. Но, как показывает практика, бизнес не готов на данном этапе вкладывать средства в эту сферу. «Большинство предприятий придерживаются оперативной стратегии ведения бизнеса— выжить сейчас, сохранить бизнес. Для таких компаний инвестиции в образование— это слишком долгосрочные и рисковые вложения— никто не гарантирует, что студенты, в которых ты будешь вкладываться, в конечном итоге придут к тебе и будут развивать твой бизнес»,— говорит г-жа Агуреева. Хотя подвижки в этом вопросе уже есть, но пока по большей части они происходят лишь на законодательном уровне. «У нас в стране уже несколько лет действует закон о формировании целевого капитала— эндаунмента. Это целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, который может инвестировать средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был учрежден», — поясняет Валерий Садовов. По его словам, эндаунмент-фонды позволяют организациям получить частичную независимость от разовых пожертвований и обеспечить финансовую стабильность. «Пока еще нет достаточного понимания среди руководителей вузов и собственников крупных предприятий необходимости создания таких фондов,— отмечает г-н Садовов.— А ведь работодатели в первую очередь должны быть заинтересованы в этом. Вот, если взять телекоммуникационную отрасль, лишь 50–60% населения активно пользуются телекоммуникационными технологиями. Если провести массовый ликбез населения, то пользователей инновационными технологиями будет намного больше. Вот оператор вложил деньги в эндаумент-фонд. Вуз ввел дополнительный учебный модуль. Дальше деньги эти приходят на фондовый рынок, где частично размещаются в акциях тех же телеком-опраторов, то есть фактически возвращаются назад. К тому же растет рынок за счет повышения уровня образования в этой сфере». Эксперты отмечают, что эндаумент в России будет развиваться активно. Ведущие вузы страны уже создали целевые фонды, на Дону такой фонд есть у Южного федерального университета.
Еще один способ привлечения инвестиций в сферу образования— создание малых инновационных предприятий на базе вузовской науки. Но и это направление развивается пока слабо. По мнению ВАСИЛИЯ ВЫСОКОВА, председателя совета директоров банка «Центр-инвест», происходит это из-за барьеров в законодательстве для предпринимателей. «В вузах ведется крупномасштабная подготовка специалистов, кандидатов и докторов наук, которые генерируют существенный поток патентных заявок на изобретения и полезные модели, но показатели внедрения инноваций в регионе остаются крайне низкими. В связи с этим тематика научных работ студентов должна перекликаться с планами предприятий по внедрению прогрессивных технологий. При этом сама тематика дипломных, курсовых, диссертационных работ должна быть открытой»,— считает г-н Высоков. «Тем не менее, все мы понимаем, что должно пройти немало времени, чтобы вузы не просто перешли на коммерческие рельсы, но и добились четкой взаимосвязи между выдаваемым дипломом и перспективами трудоустройства выпускника,— отмечает АНДРЕЙ ОГУРЦОВ, генеральный директор филиала ЗАО «БСЖВ» в г. Ростов-на-Дону.— За последние десять лет качество и котируемость высшего образования для работодателя снизились, поэтому всем участникам процесса предстоит нелегкая работа по возвращению былого престижа образования».