эксперты Евгений Баев руководитель проекта CAFEROSTOV.RU Багадур Ибрагимов генеральный директор ООО «Лейла» (рестораны «У Бориса», «Астория») Максим Коган управляющий партнер ГК Nechaev Group Садиг
эксперты
Евгений Баев
руководитель проекта CAFEROSTOV.RU
Багадур Ибрагимов
генеральный директор ООО «Лейла» (рестораны «У Бориса», «Астория»)
Максим Коган
управляющий партнер ГК Nechaev Group
Садиг Мамедов
директор ресторана «Голубое озеро»
Галина Морозова
директор СК «Россия»
Наталья Попова
генеральный директор клуба-бара-ресторана «Чик-Чирик»
Любовь Солодовник
пресс-секретарь министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области
Виктория Трмалаян
управляющий ресторана «Казачий курень», директор ресторана «Атаманский»
Андрей Чуйкин
директор юридической фирмы «Юрком»
Галина Шульдешова
исполнительный директор ресторанно-гостиничного комплекса «Аверон»
Сколько заведений останется на левом берегу?
Почему власти не поддержали левобережных рестораторов?
Полной неожиданностью закрытие моста стало и для директора ресторана «Голубое озеро» САДИГА МАМЕДОВА. Так как никаких официальных сигналов от властей он не получал, его сотрудники и клиенты сначала восприняли новость как шутку. «Нас никто не предупредил. В этот день был банкет, люди гуляли. А когда все поняли, что мост действительно закрыт, то посетители столкнулись с проблемой возвращения домой. Ведь стоимость поездки в такси по окружному маршруту через Аксайский или Западный мосты дороже в три раза. Мало кто хотел платить вместо привычных 200-250 рублей 900-1000, чтобы доехать до города», — говорит г-н Мамедов.
Осенью прошлого года во время плановой проверки Ворошиловского моста специалисты саратовского института «ПроектМостоРеконструкция» обнаружили на одном из его пролетов трещину. В связи с этим администрация города полностью закрыла движение по мосту для транспорта и пешеходов. На несколько дней в донской столице наступил транспортный коллапс: пробки образовались на всех трассах, даже там, где их раньше никогда не наблюдалось — все желающие попасть на другой берег Дона из центра должны были вначале пересечь весь город, а потом сделать крюк в 15-20 км через Аксайский или Западный мосты.
Как утверждают собеседники «ДК», закрытие моста сказалось на ресторанном бизнесе Левбердона практически мгновенно: уже на следующий день число посетителей заведений сократилось примерно на 80%. По словам экспертов, не выстояла даже постоянная клиентура — люди, которые приезжали на Левбердон много лет.
Практически все заведения около двух недель после этого работали по инерции в прежнем режиме: с тем же количеством сотрудников, оплачивали шоу-программы и музыкантов, закупали стандартное количество продуктов. «Сокращать персонал мы сразу не думали, надеялись, что скоро все образуется. Когда поняли, что мост откроют не скоро, приняли решение о сокращении штата на 50%», — говорит Садиг Мамедов, директор и совладелец ресторана «Голубое озеро». Это заведение находится приблизительно в середине левобережной ресторанной аллеи и рассчитано на 500 человек. С октября в «Голубом озере» ежедневно бывает занято не более двух-трех столиков. БАГАДУР ИБРАГИМОВ, генеральный директор фирмы «Лейла», управляющей двумя заведениями на Левбердоне, был вынужден не только уволить часть сотрудников, но и закрыть один ресторан. «Раньше «У Бориса» работали 100 человек, сейчас — всего 30, — комментирует г-н Ибрагимов. — «Асторию» — второй наш ресторан — из-за отсутствия клиентов вообще пришлось закрыть». По словам Багадура Ибрагимова, до закрытия моста был доста- точно большой и стабильный поток посетителей, обеспечивающий хорошую выручку, особенно по выходным. Сейчас клиентов крайне мало, даже в субботу и в воскресенье.
Как выяснил «ДК», «Астория» уже не единственный закрытый ресторан. Временно не работает «Гостиный двор», приостановлена работа ресторана «Село», входящего в сеть ГК Nechaev Group и многие другие. «Кто-то надеется еще возобновить работу в летний период. У «гигантов» нет вариантов — невозможно закрыть большой ресторан на время, так как сдвинуть такую махину с места даже после небольшого простоя очень сложно. Маленьким ресторанчикам проще», — считает г-н Коган.
Как рассказал «ДК» ЕВГЕНИЙ БАЕВ, руководитель проекта CAFEROSTOV.RU, рентабельность ресторанного бизнеса в Ростове колеблется в пределах 15-20%. «При такой низкой доходности и жесткой конкуренции многим ресторанам на левом берегу и до закрытия моста было тяжело оставаться «на плаву». А теперь большинство из них работает себе в убыток». Как отметили эксперты, в отдельных случаях рентабельность левобережного общепита упала более чем на 70%, и для многих ресторанов она сейчас почти нулевая.
По мнению Галины Шульдешовой, рестораны левого берега в основной своей массе потеряли постоянных посетителей. «А вот случайных клиентов, напротив, стало больше. В Батайск теперь ездят со стороны Аксайского моста, поэтому большое количество людей по пути в этот город проезжает нашу ресторанную аллею. Некоторые останавливаются. Однако постоян- ных клиентов, которые приезжали к нам регулярно на обед, деловые ужины, стало намного меньше. Кто захочет тратить 2-3 часа, чтобы поесть на левом берегу в рабочее время?» — задает почти риторический вопрос исполнительный директор комплекса «Аверон». Однако к такой крайней мере, как закрытие заведения, пока прибегают единицы левобережных предпринимателей. Многие рестораторы, осознав, что быстрого восстановления Ворошиловского моста не будет, уже почти полгода пробуют различные способы привлечения клиен- тов. По словам управляющего партнера ГК Nechaev Group МАКСИМА КОГАНА, чтобы хоть как-то постараться удержать посетителей в своих левобережных заведениях, в компании стали разрабатывать различные системы скидок. «В нашем «Колхозе», например, действует скидка 30% при произнесении пароля «Сало», — пояснил г-н Коган. — Также мы предоставляли клиен- там «газель» для возвращения в Ростов. Но, к сожалению, эти меры пока помогают просто удержаться на плаву».
Через скидки увеличить клиентский поток стремятся не только руководители Nechaev Group — почти все рестораны на левом берегу Дона. В «Голубом озере» на 20% снизили цены в обеденное время, на 15% — в вечернее, а стоимость банкета в расчете на одного человека сократили почти в два раза — с 1200-1400 до 800 руб. В ресторане «Атаманский» при заказе на сумму от 10 тыс. руб. клиенту выдается карточка, позволяющая оплачивать следующий заказ со скидкой 10%, если клиент делает несколько заказов на общую сумму 25 тыс. руб., он получает карточку с максимальной скидкой 25%. И все же, как и Максим Коган, Садиг Мамедов констатирует, что на поток клиентов эти меры никак не повлияли. «Людей пугает не только длина дороги, но и большие пробки на Аксайском мосту, которые увеличивают время поездки где-то на 40 мин., — говорит г-н Мамедов. — Одно время мы хотели ввести специальный транспорт для клиентов, но отказались от этой идеи. Слишком затратно — расстояние от центра велико».
Багадур Ибрагимов считает, что справиться с такой ситуацией обычными маркетинговыми приемами невозможно: «Нельзя заставить людей поехать за тридевять земель, чтобы покушать шашлык и послушать живую музыку. Здесь бессильны и реклама, и скидки. Единственное, что можно сделать — сократить штат сотрудников или закрыть ресторан. На время, конечно, — пока мост не откроют. Так, по крайней мере, можно сократить расходы».
Чтобы окончательно не обанкротиться, рестораторы левого берега активно развивают смежные направления своего бизнеса. Диверсификация, отмечают эксперты, необходима в любом случае, ведь ресторанный бизнес всегда предполагает риски. «Мы стали активнее развивать такую услугу, как банкет на выезде — своеобразный кейтеринг, — делится опытом г-жа Шульдешова. — Люди могут где-то заказывать любое помещение для банкета, а мы везем туда свои продукты, свою кухню — банкетные блюда, фуршет и т. д. Это помогает нам минимизировать убытки от снижения общего потока посетителей и поддерживать рентабельность бизнеса в целом на прежнем уровне». «Казачий курень» тоже предлагает подобную услугу. По словам его управляющей и одновременно директора ресторана «Атаманский» ВИКТОРИИ ТРМАЛАЯН, самый большой банкет, который они могут организовать на выезде — на 300 человек. Помимо организации стола, клиен- там предлагают проведение празднества в традиционном казачьем стиле — с плясками, песнями, играми и т. д.
По мнению некоторых экспертов, не все рестораны левого берега пострадали одинаково. «Казачий курень» и «Аверон» находятся ближе всех к перегруженному сегодня Аксайскому мосту, поэтому число клиентов у них все же больше, чем у тех, что расположены ближе к Ворошиловскому мосту. И все же все собеседники «ДК» согласны с тем, что большинство потенциальных клиентов Левбердона сейчас отдыхают в черте города — на других ресторанных улицах Ростова. «От закрытия Ворошиловского моста выиграли рестораны, которые находятся на Малиновского, возле Западного моста. Все клиенты левого берега сейчас отдыхают там», — уверен г-н Мамедов. Правда, представители ресторанов с Малиновского не согласны с этим утверждением, объясняя рост своей популярности качеством кухни и уровнем сервиса. «У нас увеличился поток клиентов, но не потому что мост закрылся, — сказал один из представителей ресторана «Донская роща», пожелавший остаться неназванным. — У нас ежегодно растет число посетителей, так как у нас хорошая кухня. Когда ростовский мост находился еще в нормальном состоянии, некоторые рестораны левого берега уже были нерентабельны. В большинстве своем у них просто слабая кухня. Только у ресторанов класса-люкс она конкурентоспособная. Это «Петровский причал», «Казачий курень» и др. Но, по нашим данным, они и сейчас чувствуют себя нормально. А мелкие рестораны, с искусственными растениями и ржавыми решетками, и до закрытия моста вымирали». С этим экспертом согласилась и НАТАЛЬЯ ПОПОВА, генеральный директор клуба-бара-ресторана «Чик-чирик», где после закрытия моста клиентский поток увеличился: «Если у ресторана нет качественного сервиса и кухни, то нечего искать другие причины отсутствия клиентов. А лояльные посетители будут ездить в свое любимое заведение, даже если на дорогу будет уходить на 40 минут больше».
Как отметили собеседники «ДК», ситуация на левом берегу могла бы быть не столь печальной, если бы к этой проблеме с большим вниманием отнеслась администра- ция города. «К примеру, власти могли бы запустить грузовой паром для перевозки легкового транспорта. Думаю, все левобережное бизнес-сообщество с радостью поддержало бы эту инициативу и оказало серьезную информационную поддержку, размещая рекламу в различных СМИ города», — считает г-жа Трмалаян. Ее коллега, Галина Шульдешова предположила, что власти могли бы разрешить проезд по мосту легковому такси, чтобы клиентам было дешевле добираться на другой берег. «Если бы подобная ситуация случилась в Европе, то государство хотя бы частично возместило ущерб бизнесу. А нам даже не снизили налогообложение, хотя мы пострадали не по своей вине», — полагает Садиг Мамедов. Однако в управлении по потребительским рынкам администрации Ростовской области заявили, что те инвесторы, которые вкладывали свои деньги в развитие бизнеса на левом берегу, изначально знали о возможных рисках. «Один из них — затопление. За прошедшие 10 лет больших затоплений не было, но еще в начале 90-х, за 2-3 года до освоения этой зоны, они были очень серьезными. Второй риск, и о нем знали все инвесторы левобережных проектов, это главная транспортная артерия — Ворошиловский мост, который много лет находится не в самом лучшем состоянии. Но рестораторы рассчитывали, что мост благополучно дотянет до тех пор, пока не построят два дополнительных моста — в створе улицы Сиверса и в створе улицы Соколова. И когда они сейчас делают удивленные глаза — очень лукавят», — сказал один из сотрудников управления, пожелавший остаться неназванным. Пресс-секретарь министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области ЛЮБОВЬ СОЛОДОВНИК отметила, что рестораторы не пострадали бы так сильно, если бы застраховали свой бизнес. «На Западе, на который «кивают» владельцы левобережных ресторанов, в отличие от России, принято страховать весь свой бизнес. А у нас платить за страховку мало кто считает целесообразным», — заявила г-жа Солодовник.
Действительно, практически все собеседники «ДК» отметили, что почти никто из собственников не страховал свой бизнес, хотя в такой форс-мажорной ситуации этот шаг мог бы немного смягчить «удар» по рентабельности и снизить убытки. «У нас застрахован бизнес от несчастных случаев, в основном от затопления. Но о том, что мост могут закрыть, трудно было заранее догадаться, и, соответственно, подготовиться. Наученные горьким опытом, в дальнейшем мы будем страховать бизнес в целом», — говорит г-жа Шульдешова. Однако даже при желании предпринимателей застраховать свой бизнес, в Ростове пока нет компаний, которые представляли бы услугу по страхованию финансовых рисков. По словам ГАЛИНЫ МОРОЗОВОЙ, директора СК «Россия», в Европе достаточно распространен такой страховой продукт, как страхование ответственности по сорванным сделкам — это случаи «недополучения» покупательского спроса по вине третьих лиц. «Если бы какой-то из ресторанов воспользовался таким продуктом, то после того как страховая компания выплатила сумму возмещения, она бы смогла вернуть себе эти деньги через регресс, выставив администрации встречный иск», — сказала г-жа Морозова. Но ни одна СК в Ростове пока не предлагает подобные продукты, добавила она. Директор юридической фирмы «Юрком» Андрей чуйкин считает, что предъявить иск администрации могли и сами рестораторы, но выиграть спор на местном уровне им вряд ли бы удалось. «Областной суд в этом случае может принять сторону администрации. Чтобы добиться правды, нужно будет обращаться в высшие судебные инстанции вплоть до европейского суда. А на это может уйти много денег и времени, поэтому предпринимателям левого берега ничего не остается, как искать другие способы решения проблем с убытками», — объяснил г-н Чуйкин.
В настоящий момент рестораторы левого берега с надеждой ожидают летнего сезона. Для многих предстоящее лето будет показательным и поможет понять, стоит ли дальше развивать бизнес на левом берегу Дона. «К сожалению, из неофициаль- ных источников нам известно, что мост не заработает в апреле, как это обещают некоторые ростовские СМИ, поэтому мы не можем предугадать, как начнется и продлится очередной сезон, — отмечает г-н Коган. — Конечно же, мы будем искать новые пути и способы решения проблемы, но пока больше всего беспокоит именно неизвестность, которая вредна для любого бизнеса». С ним согласны и другие эксперты. Один из руководителей ресторана «Зеленый попугай», пожелавший остаться неназванным, считает, что прежнее число клиентов не восстановится на левом берегу даже летом. «Сейчас большинство ресторанов выживает за счет банкетов. Но скоро и их не будет — слишком дорого стоит заказ такси. Ситуация может измениться только после строительства новых мостов, а это произойдет не ранее, чем через три года», — заявил эксперт.
детали
Ворошиловский мост не ремонтировался с момента запуска
Введен в эксплуатацию в 1965 году. По такой же технологии были построены еще четыре подобных моста в СССР и один в ГДР. Протяженность — 800 м.
С момента сдачи в эксплуатацию не реконструировался.
Проектная пропускная способность Ворошиловского моста — около 19 тыс. автомобилей в сутки. До закрытия мост пропускал 45 тыс. машин ежесуточно.
Источник: kommersant.ru
Аллея ресторанов на Левбердоне — единственная в Европе
Первые рестораны на левом берегу реки Дон стали появляться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Почти 20 лет понадобилось ростовским рестораторам, чтобы отстроить там более 60 ресторанно-развлекательных комплексов и превратить 20-ти километровую зону левобережья в самую длинную ресторанную аллею, аналогов которой нет ни в одном российском и европейском городе.
Источник: «ДК».