Меню

Владимир Долгов

Вектор развития Интернета исторически задавали поисковые машины. Социальные сети— игроки нового вида, демонстрирующие сумасшедшую динамику развития. Поисковики, впрочем, в панику не впадают. Глава

Вектор развития Интернета исторически задавали поисковые машины. Социальные сети— игроки нового вида, демонстрирующие сумасшедшую динамику развития. Поисковики, впрочем, в панику не впадают. Глава Google Russia Владимир Долгов уверен: создать собственный полноценный поиск даже крупнейшим соцсетям будет очень непросто.

Соцсеть поисковику не помеха
Социальные сети, которые еще несколько лет назад воспринимались как диковинка и подростковая забава, сегодня— основная зона активности пользователей в Интернете. Крупнейшая из них, Facebook, насчитывает уже 500 млн пользователей. То есть каждый 12-й житель Земли, считая даже те страны, где Интернета нет вовсе, имеет свою страничку. В некоторых странах, например в Англии, число пользователей составляет 50% населения. Твиттер, который по многим признакам также можно отнести к соцсети, насчитывает миллиард пользователей, которые создают миллиард записей в неделю. Если раньше основными драйверами развития Всемирной паутины были поисковые машины, сейчас их лидерство не столь однозначно.
Что стоит поисковик построить
По словам Владимира Долгова, в топ-10 популярных запросов уже несколько лет входят наиболее крупные российские соцсети «Вконтакте» и «Одноклассники». А в 2010 г. в десятку наряду с ними ворвались международные Facebook и Твиттер. Уже сейчас многие аналитики допускают, что в ближайшее время соцсети, развивая собственные возможности поиска, начнут есть хлеб традиционных поисковых машин.
Существует ли реальный антагонизм между соцсетями и поисковыми машинами? Не станут ли они бороться за лояльность пользователей Интернета, за положение основного поставщика информации?
— Говоря о соцсетях, можно оперировать умными словами и рассказывать о том, что это тренд, но лучше признать— это уже наша реальность, наша жизнь. Еще три года назад их не было, а сегодня это безумная аудитория, которая и не снилась ни одному другому продукту или сервису в Интернете.
Однако антагонизм между нами и соцсетями несколько надуманная проблема. Если сложить аудиторию всех поисковиков, выяснится, что количество всех запросов, которые они сгенерировали, на порядок меньше, чем количество страниц, которые они проиндексировали. То есть поисковая машина никогда не была и не будет той доминантой, которая определяет поведение пользователя.
Кроме того, у нас с социальными сетями принципиально разные модели работы. Социальным сетям интересно, чтобы пользователь как можно дольше оставался на их страницах. Нам, грубо говоря, наоборот. Чем быстрее человек нашел то, что искал, тем лучше мы работаем.
Социальные сети все активнее развивают собственные поисковые возможности. Разве это не является для вас конкурентной угрозой?
— Они, конечно, развивают поиск, но внутри себя: найти друзей, рекомендации по покупке товаров. Но это поиск нишевый, им крайне трудно претендовать на всеохватность. Люди все равно будут искать справочную информацию, адреса сайтов, картинки, видео, музыку, научную информацию, карты за пределами соцсетей. Возможно, соцсети начнут строить глобальные поисковые машины. Но это маловероятно, потому что порог входа в поиск на сегодняшний день достаточно высок. Для этого требуются очень серьезные инвестиции— материальные и интеллектуальные.
Давайте на минуту представим, что соцсети так или иначе запустили свой собственный механизм глобального поиска. В таком случае их пользователи в результатах поиска получат не только фактическую информацию, но и рекомендации и оценки других пользователей, узнают, какой конкретно товар и услугу предпочитают их друзья. То есть поиск будет более информативным?
— Если так случится, то, конечно, да. Все-таки построить свою поисковую машину и проиндексировать весь Интернет— задача хоть и сложная, но выполнимая. Однако сила соцсетей в другом. Она в аудитории, расширении и удержании ее. Растрачиваться на побочный бизнес, который, конечно же, достаточно доходен и интересен, это тем не менее в первую очередь расфокусировка основного бизнеса. Есть и еще один аргумент. На построение поисковой машины уйдет некоторое время. Кто сказал, что к тому времени как они закончат, реклама в Интернете будет такой, какая она сейчас?
Баннеры: туда и обратно
История рекламы в Интернете начиналась с распространения баннеров. Потом они постепенно были вытеснены контекстной рекламой. «Причем если бы кто-нибудь пять лет назад сказал, что баннеры будут приносить денег намного меньше, чем контекстная реклама,— признается г-н Долгов,— этому человеку просто бы не поверили. Сказали, что это не прогноз, а черт знает что такое. Сегодня поисковые машины помимо контекстной рекламы начинают развивать мультимедийные модели, когда в поиске можно разместить текстовое рекламное объявление и то же самое повесить в баннер». Через пару лет рекламный пейзаж может измениться до неузнаваемости, и это еще одна сложность, с которой придется столкнуться любому игроку, если он захочет построить собственную поисковую машину.
То есть прямого конкурента вы в соцсетях не видите. Каким вам кажется сосуществование с ними?
— Самый вероятный сценарий, который уже сейчас намечается, это когда поиск становится немножко социальным, назовем это так. Социальные сети открывают индексирование поисковым машинам и позволяют конкретному человеку искать информацию не только в Интернете вообще, но и среди страничек соцсети. Это уже работает в Штатах: если человек зашел в Google под собственным логином и имеет регистрацию на Facebook, в поиске ему открыта информация на страницах соцсети.
Получается, поисковики ищут способы сотрудничества с соцсетями?
— На самом деле не только мы, но и они тоже. Это обоюдное движение. Например, сегодня «Одноклассники» показывают на своих страницах контекстную рекламу всех трех основных поисковых систем— Yandex, Google и Rambler. И совершенно правильно делают, ведь количество страниц, на которых ее можно показывать, гигантское.
Тем не менее Интернет и без прямого соперничества с соцсетями является средой крайне конкурентной. Что поисковики сейчас внедряют и разрабатывают, чтобы удержать пользователей и привлечь новых?
— Мы давным-давно поняли, что самое ценное, что есть у человека,— это время. И один из ключевых параметров, по которому мы измеряем нашу работу, как я уже говорил выше, это время, за которое пользователь нашел ту или иную информацию. Буквально в течение последних шести месяцев были запущены две вещи, направленные именно на это. Во-первых, «живой» поиск, когда результаты выводятся по мере того, как человек набирает текст в поисковом окне. А вторая вещь— это предпросмотр страниц. Еще одна новинка— возможность отправлять запрос прямо из браузерной строки, не заходя предварительно на страницу Google.
Почему дорожает переход
Все поисковые машины, и Google в том числе, постоянно работают над тем, чтобы расширять собственную клиентскую базу. Контекстная реклама подходит далеко не всем. К примеру, она абсолютно неинтересна компаниям из сектора FMCG. А ведь именно они обладают самыми большими рекламными бюджетами. Откусить от этого пирога поисковикам помогает видеореклама.
Не так давно Google стал продавать рекламу на домашней странице YouTube. Как зарекомендовал себя этот сервис?
— Видео— второй самый динамичный сектор наряду с мобильными приложениями. Понятно, что, к примеру, Coca-Cola не будет рекламировать себя с помощью контекстной рекламы. Зачем ей это? Ей нужно усиливать узнаваемость бренда, а для этого необходимо видео. Поэтому они покупают расположение роликов на первой странице поиска в YouTube. Принцип оплаты, кстати, в этом случае совсем иной. Не за клики, не за показы, а за день.
Структура доходов Google в России и в мире чем-то существенно отличается?
— Отличается, но не потому, что тут работают другие компании или интересы рекламодателей России отличны от мировых. Нет, причина гораздо более прозаическая. Некоторые продукты выпускаются в России с задержкой в силу технических причин, например из-за необходимости адаптации платежной модели.
Какие сервисы сейчас наиболее динамично развиваются у Google?
— Америку не открою, наверное. Это две большие группы. Вещи, связанные с мобильной платформой и с видео. Мобильный Интернет— тренд, который мы внимательно отслеживаем в последнее время. Это уже очень солидная аудитория— больше 20% пользователей используют мобильный телефон для выхода в Интернет 2-3 раза в неделю. По данным TNS, треть мобильных в России поддерживает функцию выхода в Сеть. А в мире— еще больше. Поэтому мы активно развиваем мобильные приложения.
Шиномонтаж растет быстрее
Стоимость контекстной рекламы в Интернете постоянно увеличивается. Теоретически это могло бы привести к тому, что рано или поздно она станет слишком дорогой для значительного числа компаний малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако поисковики намеренно строят свое ценообразование так, чтобы соответствовать интересам небольших компаний. Именно они— основа бизнеса поисковиков.
Каково распределение доходов между МСБ и крупным бизнесом у Google в России?
— Пропорцию не назову, поскольку, во-первых, никогда не интересовался ей, а во-вторых, ее сложно вычислить. Критерии причисления компании к малому и среднему бизнесу достаточно условны. Принято считать, что к нему относится компания с количеством сотрудников меньше 1000 человек. Оборот бизнеса в расчет не берется. А возьмем, например, такой бизнес, как интернет-магазин OZON. Сотрудников— точно меньше тысячи, но по обороту я бы его к малому бизнесу не отнес.
Точные цифры называть трудно. Тем не менее, если говорить о рекламодателях, основной драйвер реализуемой нами рекламной модели— большое количество малых и средних игроков, они соревнуются между собой за место, на котором будут стоять в результатах рекламной выдачи.
Стоимость контекстной рекламы растет, и, по некоторым оценкам, тот самый средний и малый бизнес, который составляет основную базу вашей клиентуры, скоро уже не сможет позволить себе рекламироваться в поиске. Так ли это?
— Цена рекламы растет всегда, и это нормально. Обратная ситуация может быть лишь в том случае, когда количество поисковых запросов растет с опережающей быстротой. Тем не менее МСБ всегда будет составлять основу бизнеса поисковых машин. Этому есть объективные причины. Крупный бизнес растет и развивается медленнее. Например, есть банки: депозиты, кредиты, ипотека. Количество потенциальных потребителей этих продуктов и соответственно количество запросов не будет расти слишком быстро. Для сравнения: шиномонтаж— сфера, запросы по которой дважды в год количественно прирастают на порядки.