Меню

Владельцы ростовских квестов в реальности раскрыли свои тайны "Деловому кварталу"

Иллюстрация: ljrate.ru

В Ростове-на-Дону на сегодняшний день действует около 70 квестов

Когда в конце 90-х Финчер снимал свою «Игру» с Майклом Дугласом в главной роли, вряд ли он думал о том, что сценарий его фильма ляжет в основу для целой отрасли в индустрии развлечений, а тысячи людей по всему миру будут готовы платить деньги за то, чтобы на несколько часов их пугали, дурачили, заставляли ломать голову, ползать, кричать и засовывать руки в подозрительные емкости. Переходной моделью, правда, принято считать интернет-игры — так называемые «квесты» (от англ. Quest – «поиск»), где перед компьютерным воплощением игрока ставятся различные задачи и максимально усложняются способы их решения. Но быстро пресытившись виртуальной реальностью любители острых ощущений шагнули дальше — прямо в комнаты, бункеры, ночные заброшенные стройки — в поисках новых эмоций и навстречу предприимчивым организаторам.

На сегодняшний день в Ростове-на-Дону существует около 70-ти квестов – одни работают по франшизе, другие полагаются исключительно на свою фантазию и вкус. Стоит отметить, что далеко не все владельцы квестов готовы обсуждать свой бизнес с журналистами — это как попросить фокусника объяснить, как кролик прячется в цилиндре. Но «Деловому кварталу» все же удалось поговорить с тремя владельцами популярных ростовских квестов, которые согласились приоткрыть завесу тайны над своими бизнес-проектами.

Игорь, владелец квеста «ILocked», довольно долго рассматривал различные варианты открытия бизнеса. Поехав в отпуск в Петербург несколько лет назад, он впервые прошёл квест и понял, что это то занятие, которому он готов себя посвятить – понравилась сама идея, уровень реализации, разносторонность задач и спектр эмоций, которые переживает участник.

«ILocked» - это франшиза, которая продает готовые сценарии, то есть клиенты с первого дня работы квеста получают уже очень качественный продукт. Тем не менее, даже готовый сценарий Игорь тестирует. Кроме того, для квестов можно продумать и собственные решения, главное, чтобы они были высокого уровня.

Квесты «ILocked» пришли в Ростов два года назад и одними из первых заняли эту нишу. Сейчас по городу уже пять квестов этого бренда и ещё несколько на стадии разработки. Примечательно, что в Ростове находится одна из самых больших локаций в стране и самая большая в городе – её площадь составляет 800 кв.м.

Игорь значительное внимание уделяет рекламе, используя разные каналы: оффлайн, наружную рекламу, радио, ТВ, социальные сети, и другое. Но, так или иначе, в этой бизнес-нише есть сезонность – зимой посетителей бывает больше, чем летом.

На сегодняшний день квесты «ILocked» можно назвать лидерами по популярности в нашем городе, что подтверждается количеством подписчиков в соцсетях. Игорь говорит, что дело в подходе:

- В первую очередь, мы строим качественные квесты. Наши квесты, пожалуй, одни из самых дорогих в постройке: у нас работает команда профессиональных декораторов, художников, электриков и программистов. В квестах все детали сделаны и подготовлены на заказ, и поэтому людям нравится к нам возвращаться. Мы вкладываем колоссальные силы, деньги и время и люди это ценят. Также у нас есть сценарии для детей от 7 лет. В детских квестах мы придумали массу загадок и головоломок, а справиться с ними малышам поможет детский аниматор. Конечно, у нас есть также акции и скидки. Карты лояльности для постоянных клиентов, на которых можно накопить до 20% скидки. Скидки в день рождения (1 год = 1% скидки, максимум 25%). Скидку в 20% получает команда, предъявившая администратору хотя бы один студенческий или ученический билет. А если клиенты хотят прийти небольшой компанией, по акции для команд до 3 человек, можно сыграть со скидкой до 50%. Также у нас есть услуга профессионального фотографа. Все наши сотрудники имеют специальное образование. У каждого квеста есть отдельный администратор, который проводит инструктаж, следит за прохождением квеста, дает подсказки. Всего единовременно на один квест может работать до 3 человек.

Погрузиться в выдуманную реальность помогают нанятые актёры, которые играют роли тематических персонажей. Особенно атмосферно это выглядит в «хоррорах». При этом в некоторых квестах задействованы особенные «актёры» - мадагаскарские тараканы, скорпионы и паук-птицеед. Они являются частью головоломок, но абсолютно безопасны для гостей, так как «актёры» физически недосягаемы.

Ещё один «квестовый» бренд, действующий в Ростове, является франшизой. Под брендом «Клаустрофобия» в Ростове работают четыре квеста. Редакция «Делового квартала» пообщалась с Павлом Сушиным и Ксенией Коноваловой — организаторами и владельцами двух из них: «Отель «Нуар» и «Туда и Обратно», которые существуют уже более двух лет.

«Клаустрофобия» одной из первых начала делать квесты в реальности - в конце 2013 года в Москве открылся первый квест. Уже весной 2014 года Павел и Ксения связались с владельцами «Клаустрофобии» и узнали, как бы купить франшизу.

- Условия таковы, - говорит Павел, - сценарий мы пишем сами, сами же ищем помещение, но все это мы согласовываем с владельцами. Ну а дальше они предоставляют свой сайт и утверждают некоторый контроль качества. Примерно раз в год владельцы франшизы приезжают посмотреть, как мы работаем, все ли держим в надлежащем состоянии. За франшизу, конечно, платим роялти. Кроме того, перед запуском квеста, согласно условиям, мы проводим где-то пятьдесят бесплатных тестовых игр, но о них чуть позже.

«Клаустрофобия» также пользуется спросом у ростовчан. В ней упор сделан на антураж и оригинальные сложные головоломки. Задания рассчитаны на взрослую аудиторию, но, например, квест «Туда и обратно» будет интересен и детям — домик хоббита очень детальный.

Павел Сушин объясняет популярность «Клаустрофобии» своевременностью открытия:

- Мы открылись довольно рано, в конце 2014 года, одними из первых в Ростове, поэтому изначально практически не было конкуренции. Но открыться раньше всех – это не гарантия популярности. Мы готовились полгода, вложив собственные средства. Но сколько и сил было вложено! Нам важно качество нашего проекта, поэтому с командой профессионалов мы тщательно разрабатывали техническую начинку, сами локации и их детали. Определённая инженерная подготовка необходима, потому как механика игры основана на современных электронных «штуках». Чем они качественнее и продуманнее, тем насыщеннее эмоции будут у игроков. Кроме этого, приходится часто чинить различные детали и предметы интерьера, но это уже издержки отрасли. Что касается разработки сценария, здесь нужны фантазия и логика. Не очень хороший квест состоит из кодовых замочков и разбросанных бумажек. В хорошем же задания должны вытекать из самой тематики и быть последовательными. Думаю, у нас получилось. Сейчас мы готовим ещё один квест – во-первых, потому что у нас помещение рассчитано на три квеста и остановиться на двух было бы неправильно, а во-вторых, чтобы людям был смысл прийти к нам ещё раз, но в другую локацию. Ведь людям нет резона возвращаться в пройденный квест.

Конечно, акции и реклама, которая, как известно, двигатель торговли, тоже прибавляют популярности проекту.

- Рекламой занимаемся сами – продвигаем в соцсетях, используем контекстную рекламу, «наружку», помогает также узнаваемость бренда. Ну и, конечно, «сарафанное радио». Мы стараемся его развивать хотя бы потому, что люди приходят по одному разу и важно, чтобы они рассказали о нас друзьям, - поделился Павел, - что касается акций, то иногда прибегаем к партнерским программам, например, «Сыграй в квест – получи билет в кино». Но лучше всего работают тестовые игры, которые я уже упоминал. Так мы можем узнать, что надо доработать, на что обратить особое внимание. Обычно мы делаем акцию – приходи в открытый квест и получи приглашение в тестовый. Работает замечательно!

Как мы уже говорили, в «квестовой» индустрии есть сезонность и самый пик посещаемости приходится на зиму, но и летом тоже клиентов много.

- Во многом это благодаря франшизе — например, москвичи очень лояльны к нашему бренду, в Москве «Клаустрофобия» популярна. И когда они едут на юг, то и к нам заезжают, - говорит Павел Сушин.

А вот владелица и организатор двух квестов «Алиса в Стране закрытых дверей» и «Гарри Поттер на Ларина» Алёна Шапошникова работает, в отличие от коллег, не по франшизе – оба её проекта вполне самостоятельны. Два года назад она приняла участие в одном квесте и моментально влюбилась в этот вид досуга, почувствовав: «Это моё! Умру, если не сделаю!» И вот организация квестов стала её основным видом деятельности.

- Если строить и развивать квест правильно, - говорит Алёна Шапошникова, - это занимает абсолютно все время – гораздо больше обычных рабочих 8-ми часов. Сейчас у меня два квеста – «Алиса в Стране закрытых дверей», существующий полтора года, и «Гарри Поттер на Ларина» - ему меньше года. На начальном этапе я использовала собственные средства. Квесты – не такой высокодоходный вид деятельности, чтобы использовать кредит и быть в плюсе.

Чтобы понять, откуда приходят клиенты, Алёна Шапошникова регулярно проводит опросы среди игроков. Как оказалось, 90% гостей приходят именно по «сарафанному» радио.

- Этот вид рекламы считается бесплатным, но это очень и очень условно. Ведь чтобы это волшебное радио заработало, в квест изначально нужно вложить очень много и средств, и сил, - говорит Алёна. - Поделюсь несколькими своими секретами. Не один день и ночь я провела над разработкой интересного сценария, в котором неожиданные повороты сюжета каждые несколько минут сменяются электронно-механическими и аудио эффектами. Далее – весь час квеста должен быть «линейным», чтобы одно задание было логически связано со следующим, и игрокам каждую минуту было понятно, что делать дальше. Также важен понятный антураж игры. Если кто-то попадет в квест “Алиса в Стране закрытых дверей» или «Гарри Поттер на Ларина», не зная названия, то по обстановке сразу поймет, в какой сказке находится.

Также крайне важно продумать «свежие» головоломки. Игроки это ценят. По словам Алёны, она специально в течение полугода не ходила по квестам, чтобы даже случайно не «срисовать» чужие загадки. Позже, между первым и вторым своими проектами, Алёна посещала другие квесты, чтобы увидеть тайники и эффекты коллег и не сделать такие же у себя. Сегодня Алёна уже ветеран квестов – на её счету 58 пройденных игр!

Не менее важна и «вандалоустойчивость» интерьера, считает Алёна, ведь каждый предмет в игре трогают, щупают, выдирают из стены, а юные игроки, бывает, и топчут. Поэтому заранее надо продумать, из чего должны быть изготовлены предметы, чтобы они дольше прослужили и нравились игрокам внешне, даже если их только за сегодня уронили уже двадцать раз. Ну и, разумеется, большую роль играет доброжелательное отношение сотрудников к игрокам!

- И только когда все это учтено, игрок посоветует квест своим друзьям. Чем лучше квест, тем лучше у него работает сарафанное радио, - считает Алёна Шапошникова.