Анатолий Киблицкий рассказал, как живет Левый берег в условиях подготовки к чемпионату мира, а также почему конь не должен быть символом донского края.
Какое-то время Анатолий Киблицкий организовывал в Ростове конкурсы красоты, потом был в совете директоров гостиницы «Интурист» вместе с Игорем Гориным и Андреем Демишиным. А в 1996 г. открыл «Петровский причал». Название ресторана, по словам его владельца, обосновано исторически. Археологи проводили раскопки на том месте, где сейчас находится комплекс, и обнаружили стоянку петровских кораблей. Спустя два десятилетия он превратился в целый комплекс с отелем, SPA-центром, музеем виноделия и донского самогоноварения. За долгие годы существования «Петровского причала» в нем побывали российские и иностранные звезды, известные деятели и даже президент России Владимир Путин.
Чемпионат на носу
Перед играми чемпионата мира на новом стадионе «Ростов-Арена» провели три тестовых матча. Движение по Левобережной улице в эти дни было закрыто. Но заведения на Левом берегу работали, как и прежде. Анатолий Киблицкий рассказал, с чем пришлось столкнуться его бизнесу:
Когда перекрывали движение по Левобережной в честь очередного тестового матча, люди, конечно, шли пешком. Во время третьего матча, это было воскресенье, у нас вообще не было людей, потому что улицы перекрыли с 9 утра и до 18 вечера.
Но ведь если люди готовятся к свадьбе, они бронируют ресторан, вносят предоплату... Как им попасть в заведение, если дорога перекрыта?
— Это вообще никого не интересует. Не было никакой аккредитации, например, для свадебных кортежей. С нами никто не разговаривал, не советовался, не спрашивал. Может быть даже мы тут вообще лишние, на Левом берегу? Но тут есть еще одна проблема — это сотрудники предприятий, которые работают здесь, на Левом берегу. Как им добираться, когда дорога закрыта, тоже пешком? Транспорта же нет. Тут всего одна улица и если ее перекрыть, то перекрытая часть на это время «умрет». А это в основном были выходные, когда Левый берег «живет».
А после прошедших тестовых матчей люди шли с футбола в заведения?
— Я их у себя не видел. Только нескольких пьяных мужиков, которые искали туалет. Перекрыто около 5 км. дороги, и нет ни одного туалета и мусорного ящика. Потому что никому это не нужно. Нас, рестораторов с Левого берега, на совещания не зовут и ничего с нами не обсуждают. Оказывается, власти издали приказ, чтобы у всех сотрудников были прививки. А кто их будет финансировать? Две прививки — минимум 750 руб. Как я могу требовать от человека, чтобы он пошел и привился? Если у меня работает, например 100-150 человек — умножьте на эти 750 рублей.
От чемпионата вы ожидаете какую-то прибыль?
— Нет. Я вообще думаю, что по итогам чемпионата весь Левый берег окажется в минусе. Но сам чемпионат — это вещь нужная и интересная, он взбодрил весь город. Мероприятие очень сложное, масштабное, но зона к нему не подготовлена, надо было подойти к этой теме с большим осмыслением. Единственно, с Левого берега вывезли много мусора и стало намного чище. Это громадный плюс. Но что бы мы не говорили о дорогах, о чем-то материальном в связи с чм, все равно эмоциональный всплеск большинства ростовчан будет положительным. Приезжает Бразилия, известные на весь мир имена. Не каждый наш болельщик поедет смотреть игру в Бразилию, а тут они сами приехали к нам!
А на стадионе вы уже были?
— Да, три раза. Когда садишься, смотришь на эту зеленую травку, на соседей вокруг, слышишь шум толпы — это сказка, конечно. Внешне, правда, этот бетон ужасен. Но могло быть и хуже.
Вы планировали к ЧМ построить еще две гостиницы...
— Да, планы были, но город не дал землю, хотя инвестор был. Официально инвестором был я, но деньги московские были, 300 млн руб. ребята давали. В итоге не сложилось с гостиницами.
О фрегате и двуязычном меню
Печальную историю ресторана-фрегата на Левом берегу знают, наверное, все ростовчане и не только они. Когда-то это было лицо города, одна из его достопримечательностей. Но в середине ноября 2014 г. он сгорел дотла.
Планируете ли восстанавливать фрегат?
— Мысли есть, но нужны деньги, около 20 млн руб. Если строить из хороших материалов, то больше. А если заказывать такелаж и отливать все что должно быть как положено на корабле, то еще больше. И отливать в России получится дешевле, чем если ехать в Европу.
Вернемся в настоящее. У нас есть названия блюд, сложные для иностранного понимания. Например, сырники делаются из творога, чего не скажешь по их названию. Прописываете ли вы в меню состав блюд на других языках?
— Меню у нас на русском и английском. Состав блюд, конечно, указываем. Но я не знаю, что будут есть иностранцы. Попробуют, наверное, все, по крайней мере, узнаваемое.
Туризм и кони
Анатолий Киблицкий — специалист не только по античной культуре Западной Европы, но и по донскому краю. Он написал в соавторстве с Алексеем Озеровым несколько книг о донских казаках, в частности, «Историю современного казачества». Поэтому нельзя было не затронуть тему нового бренда Ростовской области, созданного в начале 2018 г.
Недавно в Ростове презентовали новый бренд донского края. Создатели говорят, что вдохновились русским авангардом.
— Не знаю, чем они вдохновились... Я против таких случайных символов. Причем здесь лошадка, мне не понятно. Лошадка не может быть символом донского края, потому что они были у всех степных народов, а здесь были нагайцы, татары и другие. Так вот у них, не говоря уже о кавказских племенах, конь — это как сегодня автомобиль. Самая большая ценность. После лошадки шли дети, потом женщина где-то там... Но сначала лошадка. И если брать коня как символ Ростовской области — это значит унизить достоинство наших соседей. Это общий символ, тех же дагестанцев, чеченцев, кабардинцев.
А вы бы какой символ выбрали?
— Старый герб Всевеликого Войска Донского. Допетровский. А сделать его узнаваемым — задача наших школьных учителей. Это элемент нашей культуры, и он должен быть на первом месте. Чтобы предлагать такие вещи, нужно консультироваться с историками, со специалистами по Донскому краю. А мы свою историю знаем поверхностно, отсюда и лошадки.
Как вы считаете, после ЧМ поток туристов в Ростовскую область будет выше?
— А что сделано для того, чтобы он увеличился? Не думаю. Если мы хотим стать туристическим краем, интересным для гостей, да хотя бы для своей же страны, над этим надо работать. То есть нужен инструмент. Им могло бы стать, допустим, министерство туризма. А у нас его нет. Есть какой-то отдел туризма, где сидит какая-нибудь девочка, у которой нет никакого бюджета. Ну, может, есть, только чтобы такую ерунду (бренд — прим. ДК) выдавать время от времени. Вы хотите привлечь туристов, чтобы показать культуру и старину этого региона? Да. Чтобы показать, что мы были победителями Наполеона? Да. Но мы должны в это вкладывать деньги, а хотеть этого — мало. Нельзя без министерства и бюджета что-то сделать. Иначе это будет бред.
Редакция «Делового квартала — Ростов-на-Дону»