Алиса Гордеева могла бы сделать блестящую карьеру в сфере стратегического маркетинга как топ-менеджер в крупнейших компаниях региона, но открыла свое брендбилдинговое агентство.
Алиса Гордеева создала брендбилдинговое агентство BrandHouse, потому что несколько месяцев не могла найти работу. Сейчас ее компания уже имеет представительство в Вашингтоне, в этом году открыла представительство международной бизнес‑школы IEDC в России. В детстве она мечтала стать врачом, базовое образование у нее журналистское, а работа связана с маркетингом. Помимо этого у Алисы Гордеевой тысяча хобби, а самый главный проект — ее сын.
— В детстве я хотела стать врачом. Мне хотелось быть похожей на чудесного доктора, который спас мне жизнь. Когда я подросла, мои интересы изменились, в старших классах мечтала о режиссуре. В 1985 году, когда я заканчивала школу, в стране началось новое время. Горбачев на весеннем пленуме объявил перестройку. Из детей‑перемен вышли отличные кризис-менеджеры. Нам довелось получить свежее образование: на предмете под названием «Критика буржуазной философии» мы основательно изучали Ницше с Фрейдом; начинали с партийного строительства, а завершили чтением литературы по маркетингу. Так я познакомилась с редкими учебниками по стратегическому маркетингу, выпущенными во Франции на русском языке и каким‑то чудом попавшими в университетскую библиотеку, где их выдавали по специальному разрешению от преподавателя. Когда меня сейчас спрашивают, стоит ли идти учиться на журфак, я отвечаю, что нет: сегодня лучше выбрать другое образование. А если бы меня спросили, поступила бы я на журфак вновь тогда в 1985 году, я бы ответила — да, без сомнения.
Базовое журналистское образование дало мне хороший интеллектуальный фундамент. В университете нас научили собирать информацию и анализировать, слушать и подмечать детали. Я постоянно учусь, это мое главное увлечение в жизни. Мне интересно все: любая информация, любые новые знания, все, что развивает мой профессионализм. Семинары, курсы, тренинги, мастер‑классы, практический опыт, бизнес-интуиция — то, что сделало из меня маркетолога.
После окончания университета я много лет была фрилансером — консультантом по продвижению товаров и услуг. Меня это устраивало: было много заказов и много свободы.
В свое время меня потряс один из мусульманских постулатов, который мне рассказали на экскурсии в мечети. Он о том, что три раза в жизни к человеку приходит Аллах. То есть бог трижды поговорит с человеком. Через любого: соседа на парковке, тетку на кассе, вредного клиента, скверного попутчика. Через любого: поэтому к каждому новому человеку в своей жизни нужно относиться с благодарностью. Все мои клиенты учили меня бизнесу, риску и ответственности. Для меня было естественно становиться на позицию собственника, видеть задачу его глазами, оценивать бизнес с точки зрения его прибыльности, перспективности. Уже тогда появилось понимание, что каждый бизнес уникален, как уникален каждый человек, одна история не повторяет другую.
Теперь я понимаю, что в итоге стала и врачом, и режиссером. Все неоконченные гештальты реализованы. К нам приходит клиент со своей задачей, проблемой. А что такое внешний и внутренний аудит? Это диагностика предприятия, рынка, наконец, собственника, его отношений с рынком, целевой аудиторией. Диагностика похожа на медицинское обследование. Или на подготовку к съемкам фильма. У каждого клиента своя история здоровья, свой сценарий. Чтобы его результат был ярким, надо вжиться в его нынешнюю ситуацию, нужно быть и режиссером, обновляющим сценарий, и хорошим слушателем, подобно журналисту, маркетологом, умеющим работать нешаблонно. Ни одна ситуация не повторяет другую.
После 8 лет фрилансерства меня пригласили на должность менеджера рекламно‑информационного отдела ПТК «Горизонт»: «Афина Ростовская» стала первым заведением, привившим ростовчанам вкус к «супермаркетовской» культуре, и экспериментальной площадкой для создания того, что теперь известно под именем ТЦ «Горизонт». Придя в «Афину» в феврале, уже в августе я стала директором по развитию.
Я лидер по природе, причем деятельный и реактивный. Мне до всего есть дело, я всюду сую свой нос. Что с персоналом, что с ассортиментом — я была в курсе всех дел, постоянно выдвигала рациональные предложения. Я не стеснялась говорить «глупости», многие из которых на самом деле оказывались «умностями». Новая должность дала мне колоссальный управленческий опыт.
Через 2 года меня пригласили на работу в компанию «Регата», где как раз создавался отдел маркетинга. Тогда я могла похвастаться лишь большим желанием работать, блеском в глазах и уверенностью, что справлюсь. Все, чем я сейчас занимаюсь, все уникальные навыки, которыми я овладела, редкие знания, которые я получила, — всем этим я обязана «Регате» и американским маркетологам, с которыми мы ежедневно работали в проекте Red Army. Более того, у меня была уникальная возможность создавать, которую не купишь ни за какие деньги. В своей работе я была совершенно счастлива.
Мой рабочий день длился 18 часов, но я обязательно приходила домой в полвосьмого, чтобы почитать с сыном полтора часа перед сном, укладывала его и возвращалась на работу. Эти предсонные чтения были обязательны, это был ритуал, отменить который могла лишь командировка. Моя 80‑летняя родственница, работник детского сада в Одесской области, говорила: «Не врите, ваши дети вас выдадут». Я не могу наделить ребенка теми качествами, которыми не обладаю сама.
Сейчас я стараюсь делать своим хобби все, чем занимаюсь: любое дело — с удовольствием. Живу так, чтобы было «вкусно жить». Однако у меня клиническая форма перфекционизма. Временами она мне мешает: мне постоянно хочется все улучшить. В нашей компании «разбор полетов» после мероприятия проходит под девизом «что бы мы сделали, если бы событие было не вчера, а завтра».
Я считаю, что успешному маркетологу необходимо уметь выходить за рамки, а это требует большой уверенности, знаний и умений, профессиональной интуиции. Наша страна имеет невероятный потенциал интуитивного подхода к решению задач: у нас ничего не работает «по книжке», по западным схемам, другая энергетика бизнеса. Также важен жизненный опыт. К слову, в Америке не допускают к маркетингу людей младше 30 лет. Если человеку нет 30‑ти, он должен компенсировать это своими нестандартными, яркими человеческими качествами.
Подготовила Людмила Дьяченко