Если в магазине в разгар рабочего дня из радиоприемника льются песни, то владелец должен быть готов выплатить за это круглую сумму. Звучит неожиданно? Но это действительно так.
В торговых центрах, магазинах, кафе и других общественных местах радио работать публично не должно, как не должны транслироваться и любые композиции, на которые у вас нет прав. Это регулируется статьей 1270 ГК РФ.
Как использовать музыку легально? Специалисты проекта «studiozvuka.ru» уже не первый год занимаются подбором лицензированных музыкальных произведений. Среди их клиентов — управляющая компания «Хорошие рестораны», фитнес-клуб Fitness Unity, сеть фирменных гастрономических лавок «Рулька», мебельный центр «Мебель Сити». Проект ростовский, но имеет около ста точек по всей России. Проект сотрудничает с Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).
«Мы сотрудничаем с РАО и ВОИС, дружим, делаем, в принципе, одно и то же дело по легализации, только мы еще предоставляем услуги по подбору музыки. Эта практика пришла к нам из-за рубежа», говорит основатель проекта Олег Романов.
По его словам, люди даже не подозревают, что за музыку не только нужно платить, но и что она существенно влияет на имидж компании. Поэтому, считает Олег Романов, легальность — это одна сторона вопроса, но правильно подобранная музыка нужна еще и по психологической причине.
— Я как-то был на встрече в одном симпатичном кафе, там пекут вафли, наливают кофе и играет такой достаточно жесткий рок, что совсем не сочетается с уютным кафе. На мой вопрос, почему играет такая музыка — я даже не говорю про легальность составляющего —мне ответили, что это нравится управляющему… И еще один случай произошел совсем недавно. Я зашел в один из больших продуктовых магазинов, там играла песня одного очень известного российского исполнителя. Один из покупателей раздраженно обратился к своей спутнице: «И здесь он поёт! Я пойду лучше посижу в машине». И ушел. А мог бы что-то купить. Человек зачастую переносит свое отношение к артисту на магазин и бренд. И именно в этом заключается проблема многих наших заведений. Нет понимания, какая музыка и почему должна у них звучать. Это приводит подчас к плачевным результатам.
Есть ли какая-то литература на тему «правильной» музыки для заведений, чтобы владелец мог озадачить своих маркетологов?
— Ее практически нет. То, что есть — это переведенные труды, но они, к сожалению или к моему счастью, не всегда помогают, потому что не учитывают особенности конкретного рынка. Можно, конечно, проводить опросы среди посетителей, но кто этим будет заниматься?
Как давно существует проект и как вы к нему пришли?
— У меня есть студия по производству радиороликов, Би-студия. Большее число рекламных роликов в Ростове, которые звучат на радиостанциях, сделано у нас в студии. И в какой-то момент я столкнулся с тем, что многие заказчики стали обращаться к нам с просьбой подобрать для них ту или иную музыку. Когда мы стали изучать этот вопрос, то поняли, что на базе студии можно открывать целое направление по подбору легальной музыки. И вот уже примерно два года проект существует.
Инвестировали в него свои средства или заемные?
— И те, и другие. Всего инвестировали около 1,5 млн руб., невеликая сумма по меркам бизнеса. Эту сумму мы вкладывали постепенно, так как ты не сразу знаешь, какие ресурсы тебе понадобятся. А где-то научиться этому нельзя, так как таких прецедентов нет. На точку безубыточности вышли где-то через пару лет после открытия. Оборот у нас в год порядка 1,3 млн руб.
Как о вас узнают?
— У нас есть менеджеры, которые совершают «холодные» и «горячие» звонки, в последнем случае к работе подключаюсь я или коммерческий директор, который дальше уже общается непосредственно с клиентом. Ну и, конечно, интернет-реклама, правда, она в нашем случае не очень эффективна, потому что люди не совсем понимают суть услуги. То есть не понимают, что за музыку вообще надо платить. Мы пришли к выводу, что обычный телефонный звонок гораздо лучше работает. Заказчик должен понимать всю сторону вопроса.
А ваши клиенты, я так понимаю, это не только торговые центры или кафе...
— Это кто угодно может быть. Например, у нас есть клиенты, которые у себя в офисе создают корпоративное радио. То есть они для сотрудников включают подборки, которые мы им делаем, и люди слушают их на работе. Получается радио в фирменном стиле компании. Это практически полноценная радиостанция, даже с заставками, но только внутри одной компании. Людям очень нравится.
Сколько стоят такие услуги?
— У всех по-разному, от 2500 руб. и выше. Сумма считается от квадратных метров — чем их больше, тем дороже. Вот эта сумма, 2500 руб., это примерно за 100 кв.м.
Как люди реагируют на цены?
— Все зависит от руководителя. Иногда возникают проблемы даже не из-за цены, а из-за подборки. Плюс не все пока понимают, что и радио бесплатно тоже слушать нельзя в публичном месте. Тем более, что у радио другие задачи — не только развлекать, но и информировать, а также размещать рекламу сторонних брендов, зачем это в кафе или магазине.
Недавно наш ростовский Уполномоченный по защите прав предпринимателей Олег Дереза рассказал у себя на странице в Фейсбуке о случае в Каменске-Шахтинском. На один из магазинов сантехники поступила претензия в РАО на 80 тысяч рублей. Суть ее такая: в магазине продавались душевые кабины со встроенным радиоприемником. И при покупке такого душа клиент имеет право проверить эту функцию. Вероятно, кто-то услышал и записал, как радио транслирует какую-то песню, отсюда и претензия. Выходит, претензия обоснованная?
— Да, они имеют право ее предъявить. У любой музыки есть автор, она не может сама по себе появиться и публичное воспроизведение музыки контролируется РАО и ВОИС. Они представляют интересы зарегистрированных в этих обществах авторов. Просто люди не знают, что работающее радио в магазине — это нарушение. Если бы человек его включил у себя дома, то ничего бы не было. И ответственность за это несет владелец магазина. Все, что звучит в коммерческих целях, публично, не у себя дома, не в наушниках — это уже нарушение авторских прав.
Расскажите подробнее о музыке, которую вы подбираете для заказчиков.
— Вот смотрите, есть непопулярная музыка, которую не услышишь на радио. Это неизвестные авторы, которые не являются членами авторских обществ, и эта музыка освобождена от выплат в РАО и ВОИС. С такими авторами работает наша компания, и стоимость за использования такой музыки совсем не высокая. Но есть и популярная музыка, такая, как на радиостанциях. Вот здесь цена совсем другая: во-первых, нужно заплатить авторским обществам, а во-вторых, нам надо же еще и получить деньги за наши услуги. Для примера ценовой разницы скажу, что авторская музыка, которая играет фоном в крупном ТЦ, будет стоить около 8 тысяч в месяц. Но если бы это была какая-то популярная музыка, которая играет на радиостанциях, ценник бы доходил от 25 тысяч в месяц и выше, всё зависит от количества озвучиваемых квадратных метров. Чем площадь больше, тем цена выше.
Клиент сам выбирает композиции или вы предоставляете нечто готовое?
— Мы даем сразу готовый продукт. В среднем в рабочее время заведения должно проигрываться от 250 мелодий. Если заказчику принципиально что-то не нравится, вносятся корректировки. Кроме этого, заказчик платит не только за подборку, но и за обновление базы: что-то добавляем, что-то убираем. Плата за наши услуги не разовая, а ежемесячная.
Кто занимается подборками?
— У нас есть в штате музыкальные редакторы, которые занимаются поиском музыки и слушают огромное количество музыкальных произведений со всего мира. Редакторы также подбирают музыкальную базу с учетом специфики бизнеса непосредственно клиента, его аудитории и т.д. Например, если это французское кафе, то там может играть французская музыка, но далеко не каждому кафе такого формата может подходит та или иная французская музыка, которая, согласитесь, тоже бывает разной. Например, клиент говорит, нет, я не хочу классическую Францию, должна быть современная французская музыка. И редакторы начинают ее искать. При этом мы всегда даём рекомендации, почему должна играть именно эта музыка, надо понимать разные факторы: целевая аудитория, специфика и даже режим работы.
Насколько это сложная задача?
— Достаточно сложная. Проблема в том, что ты не знаешь, где искать и как вообще может называться песня и кто автор того или иного музыкального произведения. Если его нет в открытом доступе и на радиостанции, мы же не поедем во Францию? Но мы ее находим. Это трудоемкая работа. Вообще, можете себе представить, существует огромный пласт музыки, с которым в России вообще никто не знаком: итальянской, французской, немецкой, испанской... Это потрясающая музыка, но мы доведены до такого музыкального безвкусия, когда существующие эфирные радиостанции используют формат топ-20 (20 лучших песен) и кормят нас ими уже много лет…
Где вы находите музыкальных редакторов? Это ведь не самая популярная профессия.
— Я сам занимался этим, мне это интересно. Музыкальный костяк, который у нас есть по каждому стилю, создан мной, это в среднем 500 песен. Все остальное — подбирают наши редакторы. Где я их беру? В Ростове. Многие из этих людей работают до сих пор на эфирных радиостанциях, в том числе и ростовских. Главное, чтобы был музыкальный вкус. Когда начинаешь общаться с человеком, сразу понимаешь, есть у него эта жилка или нет. Их немного, в основном это люди, которые пришли с коммерческого радио, как и я.