Меню

ВИНКи завоевывают региональный рынок ГСМ

На момент сделки ГК «Инвестпром» владела тремя собственными нефтехранилищами на 20 тыс. кубометров и 25 АЗС. По данным УФАС, компания контролировала в Ростовской области четвертую часть рынка оптов

В начале ноября ОАО «Газэнергосеть» (дочерняя компания «Газпрома») объявило о приобретении ГК «Инвестпром», крупнейшего независимого оператора на ростовском рынке ГСМ. В результате сделки под контролем вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) оказалось порядка 65% оптовых и 56% розничных продаж топлива в регионе.

На момент сделки ГК «Инвестпром» владела тремя собственными нефтехранилищами на 20 тыс. кубометров и 25 АЗС. По данным УФАС, компания контролировала в Ростовской области четвертую часть рынка оптовой и 3% розничной торговли ГСМ (10% розницы в Ростове-на-Дону).

По оценке экспертов, сделка обошлась «Газпрому» в $100 млн. Руководить новым структурным подразделением «Газэнергосети», «Южной неф­тегазовой компанией» (ЮНГК) будут топ-менеджеры «Инвестпрома». Их задача довести оптовые продажи компании на юге России до 120-150 тыс. т нефтепродуктов в месяц, а количество торгующих под маркой «Газпром» АЗС – до 200.

«Оптовые продажи мы намерены проводить через сеть своих нефтебаз и по железной дороге. Покупателям предложим все виды бензина – 92, 95, 80, дизельное топливо и мазут. Поставки будут осуществляться с Астраханского завода», – сообщил генеральный директор ООО «ЮНГК» АЛЕКСЕЙ ФРОЛОВ.

После вхождения нескольких ростов­ский компаний в дочку ТНК-ВР и покупки «Инвестпрома» «Газэнергосетью» на ро­стовском топливном рынке остался только один крупный независимый игрок – ООО «Донпромагро», объединяющее 19 АЗС под торговой маркой «Ростнефть». В этой компании намерены и дальше развиваться самостоятельно. «Изменятся, конечно, ценообразование и ценовая политика. Будет сложнее, но это добрый знак. Выиграет потребитель, ведь солидные компании дорожат своим именем и гарантируют качество», – заявил один из руководителей «Донпромагро», пожелавший остаться неназванным.

Это мнение разделяет и АЛЕКСАНДР ШАДРИН, пресс-секретарь компании ТНК-ВР: «Крупные игроки на региональном рынке нефтепродуктов не являются угрозой для существования ростовских владельцев бензоколонок. Здоровая конкуренция положительно повлияет на качество и сервис».

Но большинство экспертов все же полагает, что вхождение местных игроков (сетей или отдельных АЗС) в состав ВИНК продолжится. Заместитель генерального директора по розничным продажам ЗАО «Интернефть» (торговая марка «ЮКОС») СТЕПАН ПАВЛОВ считает, что интеграция закономерна, так как сети АЗС приходят к единым стандартам, растет качество и спектр услуг. Он отметил, что местным нефтеторговым компаниям будет сложно выжить при такой конкуренции.

С ним согласен ИВАН КОВАЛЕВ, директор ростовского филиала ИК «Тройка-Диалог»: «Захват рынка ВИНКами – вопрос времени. После этого именно между ними начнется конкурентная борьба за право привлечения инвесторов». По его словам, при нынешних объемах экспорта перенасыщение рынку не грозит. На него может повлиять только снижение акцизов на качественный бензин. «Это может сдержать цены на топливо и послужить стимулом для производства и увеличения доли продаж высокооктанового горючего», – считает г-н Ковалев.