«Деловой квартал» продолжает серию публикаций о том, как ростовчане приходят в бизнес.
Сегодня – история ростовских археологов, которые из любви к каменному веку купили территорию заброшенного лагеря в Пухляковке и превратили ее в многофункциональный музей археологической реконструкции под открытым небом. В этом году его посетили 10 тысяч человек.
В начале 2000-х археологи из некоммерческого партнерства «Южархеология» искали базу для научной экспедиции неподалеку от раскопок Раздорской II - одной из самых древних неолитических стоянок каменного века. По данным ученых, около 8,5 тысячи лет назад между современной станицей Раздорской и хутором Пухляковским жили племена рыболовов.
Базой стал лагерь бывшего «Ростовугля», прекратившего работу в начале 2000-х. 4,5 гектара земли на высоком берегу Дона, окруженного холмами, лесами и степью с шестью корпусами несколько лет выкупали учредители некоммерческого партнерства «Южархеология», кандидаты исторических наук Виктор Цыбрий и его брат Андрей у московского бизнесмена за 2,5 миллиона рублей.
НП зарабатывает на аварийно-спасательных раскопках. ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» обязывает перед стройкой или, к примеру, прокладкой газопровода на территории зарегистрированного объекта культурного наследия проводить и финансировать археологические работы. Среди клиентов НП: «Газпром», МРСК Юга, «Ростелеком».
В какой-то момент оказалось, что, умело соединив страсть к науке и правильную подачу, можно создать просветительский проект, который будет иметь коммерческий потенциал. Этно-археологический комплекс «Затерянный мир» с реконструированными жилищами, бытом и ремеслами каменного и бронзового веков, объектами казачьего быта уже добился выхода на точку безубыточности.
«Мы заблуждались, что сможем создать успешный проект на тендерах в бюджетной сфере»
Виктор Цыбрий стоит на балконе казачьего куреня, одного из первых объектов, которые видишь при входе в «Затерянный мир», и придирчиво осматривает окрестности. Он останавливает взгляд на пустом месте перед блоком сооружений бронзового века и, кажется, уже видит там хазаро-татарский кочевой лагерь.
- К зиме начнем делать, юрту еще хотим, только думаем пока, как лучше и дешевле: готовую купить или самим сделать, - говорит он.
«Делать» - в прямом смысле. Все объекты строятся своими руками. Поэтому в разговоре с корреспондентом DK директор «Затерянного мира» часто смеется и улыбается, а когда видит недоделки и что-то сломанное – начинает хмуриться.
В хижину каменного века он заходит со словами:
- У нас есть замечательная хижина, которая… - Виктор Цыбрий продолжает после небольшой паузы, - разваливается. Процесс постоянный, что делать: два раза перестраивали, пять раз перекрывали крышу.
- Лагерь покупался для раскопки целого узла памятников в Усть-Донецком районе в научных целях, но, честно говоря, нам хватило бы и десятой части территории для этого, -заговорщически улыбается Виктор Цыбрий. – Мы сначала подумали, что можно восстановить детский лагерь, добавив ему познавательную содержательную начинку: построить все вокруг историко-археологического своеобразия региона. В этом отношении у нас здесь одно из самых богатых археологических мест во всей Евразии. Плана конкретного коммерческого проекта в голове не было, мы смотрели на это как на пробу сил.
В середине 2000-х Виктор Цыбрий по приглашению коллег-археологов оказывается в Голландии, где посещает исторический комплекс «Археон» под Амстердамом. Местные ученые получили 40 гектаров в аренду, за несколько лет создали комплекс исторической реконструкции по принципу тропы истории: восстановили жилища, инвентарь, орудия и ремесла людей от каменного века до Средневековья.
- Экспериментальная археология – одно из научных направлений, - поясняет собеседник DK.RU. - Раскопки доносят лишь маленький процент информации. А историческая реконструкция помогает понять предназначение и смысл многих находок. В Европе это уже хорошо развито и превратилось из научного метода в настоящую индустрию, важный элемент популяризации науки. При грамотном подходе туристический потенциал у таких проектов огромен.
Директор «Затерянного мира» вспоминает, что тогда поездка в «Археон» поразила его масштабами: ученые реконструировали часть римских крепостей, в столовой подавали блюда того времени, а в средневековой части музея проходила тематическая ярмарка, на которой присутствовали несколько тысяч человек:
- Повсюду балаган, много бродячих артистов. Ты как будто действительно оказывался в том времени.
Но сразу после строительства «Археон» оказался на грани банкротства. Причиной Виктор Цыбрий называет недостаточное внимание к маркетинговому продвижению проекта. Новый менеджер первым делом налаживает посещение комплекса школьными группами.
- Это благодарный и неисчерпаемый сектор рынка. То, что начало давать себестоимость, - поясняет директор «Затерянного мира».
Он говорит, что не помнит, родилась ли идея создать в Пухляковке тропу истории (в шутку названной «от палеолита до главлита») во время поездки в Голландию или до нее, но зарубежный опыт пригодился.
Появился конкретный пример, как найти баланс между узкоспециализированным интересом к реконструкции жизни тех времен и развитием коммерческого потенциала проекта. Тогда же начались переговоры с голландцами, которые хотели поучаствовать в создании музея на паритетных началах.
- Я взвесил все и не рискнул связываться с такими зубрами. Сложности согласования проекта с официальными инстанциями легли бы на наши плечи, - объясняет он. – Голландцы почти ничем не рисковали: у них сильная государственная программа поддержки, правительство готово было вернуть местным бизнесменам затраты после реализации проекта. Так они способствуют распространению влияния голландского бизнеса.
С 2007 года начинается ремонт корпусов детского лагеря и научно обоснованная реконструкция поселка каменного века.
Какое-то время в «Затерянном мире» надеялись на масштабную поддержку государства.
- Почему мы еще загорелись тогда? Дмитрий Медведев в пору президентства неоднократно заявлял о намерении поддержать тех, кто занимается детским отдыхом, сохраняет инфраструктуру бывших лагерей, развивает туризм. Подумали, что развернемся сейчас. Но кардинального прорыва пока не вышло, - вспоминает Виктор Цыбрий
От областного правительства и местной администрации бизнесмены-археологи получили в общей сложности как малый и социально ориентированный бизнес за пять лет работы около миллиона рублей.
- Это пока тот уровень, на котором государство способно помогать, но мы действительно благодарны и за это, - пожимает плечами Виктор Цыбрий.
Лагерь, а впоследствии и этно-археологический комплекс развивают на собственные вложения и прибыли от «Южархеологии». По словам Виктора Цыбрия, объем инвестиций за восемь лет - около 20 миллионов рублей. На кредитные ресурсы в музее под открытым небом не рассчитывают: по мнению директора «Затерянного мира», для такого бизнеса, как у них, условия банков не подходили ни 3-5 лет назад, ни сегодня.
Несколько лет комплекс функционировал только как детский лагерь, выигрывал тендеры районных администраций и департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений на организацию отдыха для детей из малоимущих детей и историко-патриотических слетов юных казаков. Текущий год Виктор Цыбрий называет последним, когда они участвуют в таких тендерах.
- Мы достаточно долго заблуждались, что сможем создать успешный коммерческий проект,делая ставку только на тендеры в бюджетной сфере, - говорит он.
В базе данных «СПАРК-Интерфакс», самые ранние данные о контрактах – 2012 год. Согласно им, тогда «Затерянный мир» был допущен к семи конкурсам, стал победителем в пяти и заключил контракты на 3,7 миллиона рублей. В 2013 годувыиграл четыре из пяти конкурсов, сумма контрактов - 3,6 миллиона. В этом году сумма заключенных шести контрактов - 1,1 миллиона.
Столкнувшись с жесткими требованиями госорганов, необходимостью одномоментного вложения десятков миллионов рублей в ремонт инфраструктуры лагеря и своеобразием условий конкурсных заявок, в «Затерянном мире» задумались об охвате свободного туристического потока.
- Детский отдых - не исключение из общего правила системы тендеров: торг идет за меньшую цену. В итоге дневное содержание ребенка из малообеспеченной семьи составляет 500 рублей. На эти деньги его трудно прокормить и комфортно содержать, не говоря уже о познавательной программе с профессиональными учеными и педагогами, которым тоже нужно платить зарплату, - подытоживает Виктор Цыбрий.
Второй непредвиденной проблемой стало то, что даже по этим тендерам невозможно выиграть полную загрузку лагеря в 200 человек: в заявках зачастую обязательным условием оказывается расположение лагеря на Черноморском побережье.
«Здесь просто нужно быть увлеченным идеей, видеть за этим что-то большее»
С 2012 года «Затерянный мир» начал активно развиваться как археологический музей реконструкции под открытым небом.
- Медленная, но самая эффективная реклама – сарафанное радио, - отвечает Виктор Цыбрий на вопрос о способах продвижения проекта.
К этому времени «Затерянным миром» успели заинтересоваться турфирмы, журналисты и родители детей, увлекающихся историей и археологией.
- В домах творчества, в школьных коллективах много любителей древности, экологии и путешествий. Мы согласовываем с родителями сроки, программу пребывания, и дети в течение оговоренного срока углубленно изучают археологию, историю и этнографию с профессиональными учеными. Потом участвуют в учебных и реальных археологических раскопках, ходят в походы или осваивают ремесла, - рассказывает Виктор Цыбрий.
Экскурсии в музее археологической реконструкции решили строить на диалоге с посетителями. Теоретические знания через десяток метров они применяют, создавая собственный кремниевый наконечник при помощи камня или испекая хлеб.
- Мы видим, как даже самые закрытые или ленивые дети раскрываются и втягиваются в процесс коллективного творчества, учатся многое делать своими руками, - слова Виктора Цыбрия перекрывает шум от очередной детской группы: они столпились у стенда с метанием стрел.
Количество посетителей, по словам директора «Затерянного мира», обнадеживающе растет. Если в 2014 году комплекс посетили 6 тысяч человек, то в 2015 - уже 10 тысяч.
Гендиректор турфирмы «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева подтверждает рост интереса к внутреннему туризму и говорит о всплеске интереса к родным местам и проектам, где уделяется внимание интерактивам и мастер-классам. По словам менеджера компании, в «Затерянный мир» организуются еженедельные поездки, ездят не только дети, но и взрослые.
- Коммерческий потенциал у такого рода проектов есть. Если говорить о деловом туризме, то иногородние бизнесмены почти всегда заказывают экскурсии, если не в Пухляковку, то поближе: в Старочеркасск, например, - говорит Татьяна Нечепаева. - Для турфирм такие экскурсионные туры составляют копеечную прибыль, а подбор транспорта и специалистов требует времени. Проект может пользоваться популярностью за пределами области, если на должном уровне будет продвигаться бренд региона, сейчас этого нет. Возможно, ситуацию изменит будущий чемпионат мира по футболу. Другая проблема – сервис, если сравнивать с зарубежными аналогами, то здесь нашему бизнесу есть чему поучиться».
Директор «Затерянного мира» соглашается, что сервис – одно из проблемных мест:
- Сейчас у нас пока есть только один корпус со всеми удобствами, и он пользуется спросом в отличие от остальных. Скоро запустим еще один. Мы делаем это своеобразной приманкой: поели шашлык, а наутро огляделись и заказали экскурсию.
По словам Виктора Цыбрия, на точку безубыточности «Затерянному миру» уже удалось выйти без учета новых инвестиций:
- Если говорить о затратах на персонал (до десяти человек), содержание комплекса и то, сколько он зарабатывает, то все нормально. Но мы продолжаем вкладывать в развитие, хотим подтянуть инфраструктуру, расширить музейную зону. Да, нам важно, чтобы проект вышел на самоокупаемость, развивался за счет внутренних ресурсов, но мы также понимаем, что выбранный нами тип бизнеса не высокодоходен. Пока у нас есть возможность инвестировать за счет «Южархеологии», мы будем это делать. Здесь просто нужно быть увлеченным идеей, видеть за этим что-то большее.
Ставка на свободный туристический поток оправдывается. По словам Виктора, чистая прибыль за пару лет выросла почти в полтора раза: в 2012 году она составляла 1,7 миллиона рублей, в 2014 - уже 4 миллиона. Если на рубеже двух бизнес-моделей (лагеря и музейного комплекса) выручка «Затерянного мира» была 5,1 миллиона рублей, то в 2013 году – 10,5 миллиона, в 2014 – 10,2 миллиона.
Данные «СПАРК-Интерфакс» говорят об убытке «Затерянного мира» в 2014 году в 1,5 миллиона рублей. Виктор Цыбрий объясняет это тем, что у комплекса и «Южархеологии» общий производственный цикл. Затраты, не связанные с профильной деятельностью музея (аварийно-спасательные раскопки), в будущем компенсируются инвестиционными вливаниями.
Еще одним способом привлечения внимания, которым в «Затерянном мире» хотят воспользоваться – тематические ярмарки и фестивали. Во время последнего этнографического фестиваля «Донская лоза» дневная посещаемость комплекса выросла в два раза: с 200 до 400 человек.
В «Затерянном мире» теперь максимально стараются диверсифицировать деятельность. Комплекс развивается по нескольким направлениям: как музей археологической реконструкции (что пока является самым прибыльным ответвлением), база отдыха, краеведческая экскурсионная программа. Для детей, увлекающихся археологией, в «Затерянном мире» создали школу юного археолога.
Основатель краеведческого портала «Донские зори» и фотограф Борис Панасюк называет команду «Затерянного мира»уникальным сообществом энтузиастов:
Автор - Софья Сулейманова.- У нас многие не понимают, в каком краю живут. То, что делают Андрей и Виктор, их единомышленники, можно назвать подвижничеством. Человек в «Затерянном мире» может узнать о древней истории и родном крае больше, чем за 10 лет учебы в школе.