Меню

Видеоконтроль на дорогах будет, если он кому-то нужен

Существуют два варианта организации системы видеонаблюдения. Первый - это внедрение систем наблюдения с видео- и фотофиксацией и консолидацией информации. Другой – это локальная оперативная работа.

Эта работа впоследствии приводит к общей системе, к которой возможно присоединять элементы и в дальнейшем развивать как единое целое.

В Краснодаре, например, начали с малого, т.е. поставили камеры с радарами. Потом, возможно, все будет модернизироваться, развиваться и т.д. Но то, что организовано в Краснодаре сейчас, сложно в полной мере назвать видеоконтролем. Это скорее профилактика административных правонарушений на дорогах. Камеры установлены на наиболее оживленных и опасных участках: они фиксируют скоростной режим. Полученная информация стекается в центр мониторинга и оперативного управления дорожным движением, откуда на мониторах можно увидеть четкое изображение автомобиля, нарушившего правила, и его государственный номер.

Насколько мне известна ситуация, в Ростове пошли первым путем, т.е. начали создавать ситуационный центр, после этого установили камеры на самых крупных магистралях города. Потом проект начал развиваться и стали устанавливать не только камеры контроля скорости, но и видеонаблюдения. Однако сейчас все это вроде приостановилось.

В вопросе организации видеонаблюдения и контроля в городе есть несколько подходов, и каждый имеет право на жизнь при выполнении нескольких условий. Первое - это кто-то в такой системе должен быть заинтересован. Я так понимаю, что по сбору штрафов есть заинтересованность местного и государственного бюджетов. Второе – это профилактика правонарушений, т.е. должны быть заинтересованы органы, которые этим занимаются. Третье – должны быть заинтересованы муниципалитеты и правительства областей в том, чтобы видеть текущую ситуацию, оперативно реагировать на происшествия и вести профилактику.

Я видел удачную систему организации видеомониторинга. Может, она и не идеальна, но работает эффективно и оперативно. Создана она в Лондоне. Это действительно безопасный город, где в каждом квартале установлены камеры. Возможно, кто-то из лондонцев против такого повсеместного наблюдения, потому что человек имеет право на частную жизнь, но здесь правильно расставлены приоритеты. Я специально был в лондонской полиции, чтобы посмотреть на их ситуационный центр. Там действительно видно все! Благодаря этому можно оперативно реагировать на те или иные события: начиная от организации полос реверсивного движения, если произошло какое-то ДТП, или, например, проходит спецколонна транспортных средств, или организовываются какие-то дорожные работы, и заканчивая созданием подъездов, парковок при проведении праздников, когда перекрывается центр города. При таком подходе чиновников интересуют в меньшей степени их личные бюджеты, а в большей они озабочены государственными и социальными вопросами.

В России тоже есть примеры организации видеонаблюдения. Например, в Казани проект имеет неплохие перспективы. В Москве есть тоже удачные примеры, но там округи отдельно занимаются этим вопросом. В дальнейшем, думаю, они объединятся.

Уже сегодня российские производители научились делать программное обеспечение, которое может контролировать, сверять с существующей базой данных, фиксировать транспортные средства по номерному знаку с выдачей всей информации из базы данных ПТС. Я лично такую систему видел не у одного производителя.

Да, это совсем не дешевые решения. Сюда ведь входят не только оборудование и подключение, но и адаптация, консолидация базы данных, организация центра обработки данных, ситуационного центра и обслуживание техники. Это необходимо учитывать при закладывании бюджета на подобные системы.
Но повторюсь, не всегда есть заинтересованные лица, чтобы такие системы работали долго и хорошо.
В России все достаточно быстро меняется, в том числе и приоритеты, и задачи, и люди, которые отвечают за те или иные направления на государственных постах. У нас редко кто-то что-то делает на долгосрочную перспективу, однако динамика развития систем видеонаблюдения в России уже есть, и я думаю, в будущем эта ситуация будет меняться к лучшему.