Благотворительный фонд «Я без мамы» создавался для помощи брошенным младенцам. Спустя время задачи фонда расширились, сейчас ставка сделана на возрождение нравственности.
Милосердие — вот основная добродетель, движущая нами, говорит президент и идейный вдохновитель фонда «Я без мамы» Вера Тимченко, женщина с теплой энергетикой, глубокими глазами и высокими целями. История ее пути к благотворительности не основывается на горечи утраты, как зачастую случается. Просто со временем она начала понимать, что материальные блага не приносят того равновесия в жизни, которое было таким долгожданным в юности.
Пересечение с духовной шкалой
Когда человек занимается благотворительностью или меценатством, гордыня не является движущим фактором. Обычно люди жертвуют от души. Поэтому зачастую они не торопятся распространяться о своей помощи. Это обусловлено старой доброй пословицей: хочешь, чтобы вышло хорошо, сделай это сам. К тому же человек хочет видеть плоды своих трудов. Вот почему у нас лучше работает меценатство, чем благотворительность.
Как я начала заниматься благотворительностью? Я захотела прикоснуться к детскому горю, помочь и увидеть плоды своего труда. Но когда я поняла, что из себя представляет благотворительность, для чего она, я потеряла бизнес.
Мы с мужем долгое время не могли завести второго ребенка. В Праге есть такое место — Карлов мост. По легенде, если на нем загадать желание, то в течение года оно исполняется. За две недели до годовалого срока после нашей поездки в Прагу у меня родилась вторая дочка. Это было для меня откровением — возможность исполнения желаний. У меня очень счастливая жизнь, сказка в ней присутствовала всегда, но никогда — в таком серьезном выражении.
Также тогда я загадала, чтобы все люди чуть‑чуть лучше жили. И это желание спустя время начало воплощаться в жизнь. Я увидела плоды своих трудов. Когда я была в роддоме, у меня закрался вопрос: как детки могут быть без мамы? Вот он был с ней, а родился и остался совсем один. Через полгода после рождения второй дочери я уже не могла ни есть, ни спать, так меня захватила эта мысль. Я держала на руках своего ребенка и думала: а как живут те детки, у которых нет мамы. Это щемящая, острая боль.
Тогда я пошла напролом. Сама посещала больницы, спрашивала у медсестер, врачей, как можно уделить внимание этим брошенным деткам, что можно сделать, чтобы им было лучше.
В этот момент нашлась Кристина. Я даже не помню как: то ли она сама позвонила, то ли мне дали ее телефон. Позже к нам присоединились еще люди. И так все эти 6 лет было: всегда появлялся кто‑то, кто особенно нужен именно в это время именно для этих целей.
Тогда я перестала думать о богатстве как о самоцели, мне уже не хотелось иметь машину лучше, путешествовать, менять что‑то. Я пересеклась с духовной шкалой. Для любого человека это счастливейший момент — понять, что все, хватит, «наелся».
Благо не есть спасение
Первые наши шаги были очень разрозненными, и в то же время мы старались охватить все сразу. Возникла необходимость создать и оформить организацию, потому что в официальные места идти просто как человек бесполезно. Мы организовали уход за брошенными детьми в роддомах: нашли нянечек. Тогда у меня начали заканчиваться средства. Энтузиазма на зарабатывание денег больше не было, доходы я тратила на деток. Люди зря думают, что, занимаясь благотворительностью, они будут успешны в бизнесе. Это совершенно не показатель. А может быть, даже наоборот.
В этот момент стали появляться люди: они помогали с зарплатой для нянечек. Сейчас у нас собралась замечательная команда, и этот рассказ должен быть о них. Это очень инициативные, творческие, энергичные, деятельные девушки с чуткими сердцами: и Кристина, и Наталья, и Наталия, Вера и Елена. Когда мы сидим вместе во главе с нашим духовником, мы понимаем, что жизнь замечательна, когда есть такие благие цели. Сечас в работе НКО важным становится не просто волонтерство, а привлечение профессионалов, людей, которые знают систему взаимодействия с государственными учреждениями, специфику работы с детьми. Мы тоже растем и развиваемся в своем социальном служении, обучаемся, чтобы сделать общественную работу профессионально.
Бездомные дети — это женская тема, особенно младенцы. Основной наш проект — это уход за брошенными младенцами, оставшимися без попечения родителей в роддомах. Няни нашего благотворительного фонда в 5 медицинских учреждениях города заботятся о младенцах‑отказничках, принимают на себя заботу о детях из неблагополучных семей, которых привозят в больницы сотрудники милиции или оставляют мамы.
Профилактика сиротства для нас — это помощь мамам. Власть зачастую принимает меры непопулярные, ей проще забрать ребенка у матери, чем выявить проблему, решить ее и сохранить семью. У нас была ситуация в области: у женщины пять детей, муж умер, а не ушел куда‑то. У нее целлофаном окна были заклеены. К ней пришли люди из опеки и сказали: «Если ты до зимы не поменяешь окна, мы заберем детей». На наш взгляд, должен быть нормальный здравый подход, то есть: поменять окно стоит до 15 тыс. руб., а ребенок на обеспечении государства стоит не менее 25 тыс. руб. в месяц. Значит, поставив окна, администрация могла бы за месяц решить проблему. Фонд смог заменить в доме 4 окна и предотвратить ситуацию, в которой дети при живых родителях оказались бы в сиротском учреждении.
Материальная база у детских домов, домов ребенка уже есть, общественный и административный контроль очень серьезный. Деньги не разворовываются, а идут на все необходимое в полном объеме. То есть можно сказать, что благополучие достигнуто в той мере, в которой это возможно.
Как не сделать из человека потребителя
Сейчас социальный отдел Ростовской‑на‑Дону епархии взялся за объединение работы всех фондов. Общество пришло к тому, что нужно не просто помогать, а менять ценности, возрождать нравственность, чтобы изменился уровень жизни. Поэтому сейчас мы работаем в образовательных учреждениях — читаем лекции о том, что такое неправильный образ жизни, что такое милосердие, о том, как должна выглядеть семья.
Когда мы общаемся с детками, понимаем, что у них нет правильной картины мира. Вот она, основная задача — эту картину сформировать. Поэтому у нас появилась идея возить их на различные предприятия. Эту программу мы запустили с марта прошлого года. Цель — в проведении профориентационных экскурсий и мастер‑классов на предприятиях Ростовской области для воспитанников детских домов, реабилитационных центров и приютов, а также для детей из малообеспеченных, многодетных и приемных семей.
Цель нашего фонда — сделать общество милосердным. Я сама, когда начинала заниматься благотворительностью, не имела четкого представления, как это должно быть. Я считала, что основные действия — это найти маму, отправить деньги туда‑то, то есть решить местечковые вопросы. Но сейчас я понимаю, что этого недостаточно. Зачастую те, кому нужна финансовая помощь, спустя какое‑то время привыкают к «подачкам» и перестают жить самостоятельно. Из человека очень легко сделать потребителя — из тех самых асоциальных семей. Наша цель другая — научить таких людей заботиться о себе. Как — мы знаем и делаем.
Автор: Мария Карачевцева