Рынок веб-разработки — один из самых молодых в ростовской IT-отрасли. Программный директор Adm:media АЛЕКСЕЙ ГАРМАТИН отмечает, что первоначально Ростов по этому направлению на 2-3 года отставал
Сергей Бараев
директор креативного агентства «Форсайт»
Алексей Гарматин
программный директор Adm:media
Михаил Квачко
директор интернет-агентства «Мибок»
Денис Кулиш
арт-директор студии «Хороший Дизайн»
Александр Лохматов
коммерческий директор креативного агентства «Интерно»
Роман Саранченко
директор интернет-агентства «Информа»
Наталья Федосова
креативный директор агентства ARTtech
Почему участники рынка ожидают его качественный рост?
Что вынудит ростовчан консолидироваться?
Рынок веб-разработки — один из самых молодых в ростовской IT-отрасли. Программный директор Adm:media АЛЕКСЕЙ ГАРМАТИН отмечает, что первоначально Ростов по этому направлению на 2-3 года отставал от Москвы, где первые веб-студии начали появляться уже в 1995 г.: «Отставали мы и по программированию, и по дизайну. Но благодаря глобализации IT-рынка и относительной доступности технологий, местным компаниям удалось сократить этот разрыв». К тому же долгое время ростовские предприниматели не рассматривали собственный сайт в интернете как бизнес-инструмент, в связи с чем местные веб-разработчики не наблюдали повышенного спроса на свои услуги.
Сейчас ситуация кардинально поменялась. «В своей работе мы ощутили некий всплеск заказов от донских компаний в начале 2008 года. Попытались проанализировать портрет клиента и выяснили, что это в основном «новорожденные» компании. Вероятно, экономическая ситуация в нашем регионе благоприятствовала открытию новых бизнесов», — замечает директор интернет-агентства «Мибок» МИХАИЛ КВАЧКО.
Эксперты не берутся оценивать местный рынок в денежном выражении. «Мы не занимаемся профессиональной аналитикой рынка. Здесь нужен мониторинг, а у нас нет на это ресурсов», — говорит директор креативного агентства «Форсайт» СЕРГЕЙ БАРАЕВ. Однако некоторые собеседники «ДК», основываясь на финансовых показателях своей компании, дают оценку динамике рынка: по их данным, в 2008 г. его рост был сравним с прошлогодним и составил порядка 25%—40%. При этом количество игроков, работающих официально, осталось неизменным. «Знаете, у нас в начале года среди игроков рынка была идея создать первый в Ростове правильный, по нашему мнению, рейтинг веб-студий, своеобразный топ-50. Потом, немного подумав, топ сократили до 30, спустя время — до 15, а вскоре и вовсе решили отложить до лучших времен. «Живых» студий, которые что-то реально делают, оказалось меньше десятка», — говорит арт-директор студии «Хороший Дизайн» ДЕНИС КУЛИШ. В целом, эксперты согласны с г-ном Кулишем (правда, некоторые говорят о 15 заметных игроках) и замечают, что на долю крупных веб-студий приходится до 80% оборота рынка. Остальную часть составляют «серые» студии и фрилансеры, для которых зачастую веб-разработки не являются основным источником дохода. Их количество, по разным оценкам, достигает 70—150. «Подсчитать точное число таких участников рынка достаточно тяжело, так как это, скорее, не студии, а трудовые коллективы из 2-3 человек, которые кое-как могут сделать сайт (а могут, кстати, и не сделать). При этом срок существования таких кустарных объединений обычно короткий из-за низкого уровня выпускаемого продукта и нехватки заказов», — объясняет большую погрешность при подсчетах «серых» игроков директор интернет-агентства «Информа» РОМАН САРАНЧЕНКО.
Г-н Квачко уверен, что на общую ситуацию на рынке количество непрофильных игроков не влияет. «Ведущие игроки рынка либо вовсе не ощущают мелких конкурентов, либо ощущают их присутствие в незначительной мере и нерегулярно. Это говорит о том, что мелким компаниям достаются, как правило, неинтересные малобюджетные проекты», — добавил он. Нет острой конкуренции и среди лидеров рынка: заказов хватает всем. Денис Кулиш видит в этом основную причину пассивности веб-студий в продвижении своих услуг. «Состоявшиеся студии с именем «боятся» повышенного спроса, поскольку имеют вполне ограниченные производственные мощности и даже очередников на два-три месяца вперед», — говорит он.
Средняя стоимость разработки одного сайта с начала года увеличилась, по словам участников рынка, на 10—15%. «Минимальная планка для нормальных проектов лежит в диапазоне 50—70 тыс. руб. Все, что ниже — это полуфабрикат из шаблонов и студенческой инициативы», — говорит г-н Кулиш. А г-н Саранченко замечает, что стоимость разработки, в общем, осталась на том же уровне, а поднялась средняя цена сайта. «Дело в том, что все больше заказчиков стремятся получить качественный продукт, и все меньше — следуют прин- ципу «лишь бы был»», — поясняет Роман Саранченко.
Увеличиваются и доходы веб-разработчиков от поддержки сайтов и редизайна. Тенденция, отмечают эксперты, продолжится и в следующем году. «Процент редизайна будет расти и дальше. Все-таки компаний, имеющих собственный сайт, становится все больше, а для того, чтобы сайт не выглядел устаревшим, его надо постоянно обновлять», — объясняет г-н Саранченко.
В следующем году, уверены эксперты, из-за кризиса рост рынка немного замедлится, но стагнации на нем никто не ожидает. «Уверен, что серьезных потрясений и спадов на рынке веб-разработок не будет. Скорее, наоборот. Например, в сфере интернет-рекламы эксперты отмечают перераспределение рекламных бюджетов в пользу электронных СМИ», — говорит Сергей Бараев. Его мнение разделяет и Роман Саранченко, считающий, что интернет как СМИ — наиболее дешевый способ контакта с потребителем, вне зависимости от того, какие товары или услуги продвигаются.
Еще одно негативное последствие кризиса, ожидаемое участниками рынка — возможное снижение прибыли от проектов. «Кризис количественно увеличит предложение фрилансеров и, возможно, таким образом повлияет на стоимость услуг профильных компаний», — полагает коммерческий директор креативного агентства «Интерно» АЛЕКСАНДР ЛОХМАТОВ. Однако снижение стоимости услуг веб-студий приведет к снижению уровня заработной платы специалистов, занятых в отрасли. По признанию некоторых экспертов, сейчас доходы работников сильно завышены. «К тому же, раньше и выбирать новых сотрудников было практически не из кого, а сейчас появилось значительно больше откликов на освобождающиеся вакансии», — говорит г-н Лохматов. По мнению Михаила Квачко, сложившаяся ситуация позволит веб-студиям более тщательно подбирать новые кадры, опыт и квалификация которых будут заслуживать уважения.
Из-за сокращения заказов конкуренция обострится не только между отдельными сотрудниками внутри веб-студии, но и между самими компаниями. «Клиентов станет меньше, а значит, отношение к ним будет более трепетным», — считает Денис Кулиш. И конкурировать в таких условиях веб-разработчики будут не только ценой. Усиление конкуренции, по мнению собеседников «ДК», позволит сделать рынку не шаг вперед, а прыжок вверх: рынок вырастет не только количественно, но и качественно.
Одной из характерных особенностей местного рынка веб-строительства игроки считают его «нелокальность»: на донские компании приходится чуть более половины заказов. Оставшаяся часть клиентов — это фирмы из других регионов России, а также из-за рубежа (подробнее см. детали на стр. 53). У этого тренда есть и обратная сторона — значительная часть веб-разработок для крупнейших донских заказчиков (по разным оценкам, от 15% до 20% оборота всего рынка) проходит мимо ростовских игроков и приходится на долю раскрученных московских веб-студий. Благодаря сложившейся экономической ситуации веб-разработчики могут надеяться на «смену портрета клиента». «Вероятно, крупные местные заказчики станут более активны на региональном рынке и будут тратить деньги здесь, а не в Моск- ве. Вполне возможен больший приток заказов из других регионов, где цены на аналогичные услуги выше», — считает г-н Квачко.
В начале года креативный директор агентства ARTtech НАТАЛЬЯ ФЕДОСОВА в беседе с «ДК» отмечала, что рост ростовского рынка будет связан, прежде всего, с желанием многих крупных столичных игроков отдавать больше своих проектов на аутсорсинг или, по примеру того же ARTtech, создавать здесь производственные подразделения. Теперь, по мнению местных веб-разработчиков, московская экспансия вряд ли возможна из-за кризиса. Однако эксперты не сомневаются, что москвичи обратят внимание на региональные производственные площадки. Как только рынок стабилизируется, Александр Лохматов не исключает, что столичные компании могут купить кого-то из местных игроков. В свою очередь, местные веб-разработчики в условиях ужесточившейся конкуренции, вполне вероятно, начнут процесс консолидации.