Меню

Вадим Подобедов: «В среднесрочной перспективе число компаний среднего бизнеса увеличится»

Иллюстрация: предосталено группой маркетинга и связей с общественностью АО "Райффайзенбанк", Южный филиал

Часть компаний среднего бизнеса не переживет кризисный период, однако это будет краткосрочный эффект, – убежден заместитель директора РЦ «Южный» по корпоративному бизнесу Райффайзенбанка.

Вадим, в связи со сложившейся экономической ситуацией малому бизнесу в России приходится довольно сложно. Как чувствует себя средний бизнес? Изменились ли приоритеты в его работе?

– Безусловно, средний бизнес уже успел почувствовать на себе сложную ситуацию в экономике. Это выразилось и в снижении спроса на продукцию, и в платежной дисциплине контрагентов, и в повышении себестоимости продукции для самого бизнеса, в том числе банковского финансирования. Однако большинство компаний сумели сориентироваться и изменить приоритеты в своей работе, что позволило им чувствовать себя более уверенно в такой непростой ситуации. Конечно, основной приоритет в кризисное время сфокусирован на анализе эффективности бизнес-процессов и оптимизации, ведь в период снижения продаж стоит задуматься о расходной составляющей своего бизнеса.

Как изменился ли спрос на банковские услуги?

– Потребность в финансировании в сегменте среднего бизнеса сократилась с начала года за счет «замораживания» инвестиционных проектов. Многие компании были вынуждены сократить и финансирование текущей деятельности, поскольку в конце 2014 года банковские ставки были слишком высокими (более 20% годовых). Положительной стороной роста ставок стала возможность очень выгодно размещать свои денежные средства в банках. Мы почувствовали существенный рост объемов размещений свободных денежных средств. Сейчас ситуация нормализуется. Кредитные ставки снижаются. Однако все участники рынка более внимательно стали относиться к вопросу финансирования в валюте, поскольку это несет в себе дополнительную опасность изменения курса. Как правило, подход следующий: кредит выдается в той валюте, в которой компания получает выручку.

Какую долю среднего бизнеса в структуре вашего корпоративного портфеля вы считаете оптимальной, какова она сейчас?

– Банк активно начал развивать сегмент среднего бизнеса около трех лет назад. Сейчас доля кредитов этому сегменту в портфеле южного регионального цента составляет порядка 15-17%. Учитывая потенциал Южного региона, мы считаем, что она вполне может быть порядка 25-30%. Другими словами, работа с этим сегментом будет продолжена и останется для нас приоритетной.

Какие отрасли являются вашими основными клиентами в сегменте среднего бизнеса? Планируете ли вы менять свои подходы – отказаться от кредитования каких-либо отраслей и перейти к кредитованию других?

– Конечно, мы понимаем, что в текущих реалиях некоторые из отраслей требуют особенного внимания при принятии решения о финансировании, поскольку стали нести дополнительные риски. Думаю для многих очевидно, что есть отрасли, которые в кризис страдают меньше. Прежде всего, это отрасли, связанные с ежедневным спросом, – медицинские услуги, пищевая промышленность, товары повседневного спроса. Нам приходится это учитывать при работе с клиентами и при принятии решения.

Изменилась ли сегодня политика риск-менеджмента в отношении юридических лиц? Как банки страхуют риски в условиях стагнации и нестабильности?

– Нам пришлось стать более консервативными в оценке рисков. Помимо текущего финансового состояния ключевыми моментами при принятии решения являются: отрасль, к которой относится компания; уровень обеспеченности сделки; способность компании обслуживать долг в случае продолжения ухудшения ситуации на рынке. Также для банка очень важна открытость компании. Если клиент открыт и, получив финансирование работать с банком как с основным партнером, – это важный аргумент при принятии решения.

Прогнозируете ли вы сокращения числа компаний в сегменте среднего бизнеса на юге? Если да, то на сколько?

– Я считаю, что в текущем моменте возможно некоторое уменьшение игроков на рынке в связи с тем, что часть компаний просто не пройдет кризисный период. Однако уверен, что это будет краткосрочный эффект. В среднесрочной перспективе количество компаний среднего бизнеса будет только увеличиваться. Так или иначе заданный вектор по развитию импортозамещения сохранится, что потребует участия новых игроков на рынке и новых инвестиций.

Есть ли у Райффайзенбанка какие-то услуги или предложения, разработанные специально для сегмента среднего бизнеса?

– Мы действительно сфокусированы на среднем бизнесе и предлагаем целый ряд продуктов, специально разработанных для предприятий этого сегмента. Во-первых, недавно начали продажу пакетных продуктов по расчетно-кассовому обслуживанию. Это специальный набор услуг, позволяющих планировать свои расходы по РКО, учитывающие индивидуальную специфику каждого бизнеса и текущие потребности. Во-вторых, наш банк стал участником программы по предоставлению финансирования совместно с Внешэкономбанком и МСБ банком, что позволяет компаниям получить финансирование по ставке 13-15% годовых. В-третьих, мы активно работаем с таким инструментом, как таможенные карты, которые позволяют оперативно в режиме реального времени производить оплату любых видов таможенных платежей. Кроме того, удобная и востребованная клиентами платформа R-Dealer дает возможность конвертировать денежные средства напрямую на бирже по выгодному курсу без участия банка.

В каких отраслях экономики, на ваш взгляд, средний бизнес показывает наиболее высокую эффективность?

– Не думаю, что стоит выделять отдельные отрасли, поскольку в разное время они могут вести себя по-разному и использовать понятие эффективности в кризисной ситуации не всегда показательно, ведь фокус при ее оценке отличается от банка к банку. В то же время, есть ряд важных для каждого банка критериев: открытость компании, рентабельность, доля собственного капитала в активах. На них необходимо концентрироваться компаниям для того, чтобы банкиры правильно оценивали финансовое состояние предприятия и делали вывод об эффективности того или иного бизнеса.