Почему Райффайзенбанк уделяет среднему бизнесу пристальное внимание, рассказал заместитель директора по корпоративному бизнесу РЦ «Южный».
Вадим, насколько велика в Райффайзенбанке доля среднего бизнеса?
– Средний бизнес является приоритетным направлением в банке уже в течение нескольких лет. Мы динамично растем в этом сегменте как с точки зрения кредитного портфеля, так и с точки зрения количества клиентов. По итогам 9 месяцев 2015 года доля среднего бизнеса в корпоративном кредитном портфеле Южного филиала составила 15%, и мы планируем ее увеличивать.
На наш взгляд, оптимальная доля среднего бизнеса может быть на уровне 20-25% в портфеле. В Ростове эта доля составляет более 10% и также имеет тенденцию к росту. С точки зрения клиентской базы более половины корпоративных клиентов Южного филиала в настоящее время относятся к сегменту среднего бизнеса.
Вы планируете увеличить это количество? Если да, то почему вы делаете ставку на средний бизнес?
– Да, мы планируем увеличивать долю клиентов среднего бизнеса в корпоративном кредитном портфеле. Несколько лет назад банк пришел к пониманию того, что средний бизнес может стать локомотивом развития бизнеса в регионах, обеспечивая приемлемый уровень риска и доходности.
В основном мы работаем с лидерами своего сегмента, которые открыты к вопросу комплексного сотрудничества. Они готовы рассматривать своего кредитора в качестве «домашнего» банка. С практической точки зрения это означает, что банк видит весь бизнес клиента и готов своевременно предлагать оптимальные и актуальные решения для компании в каждый конкретный момент времени.
Каких результатов вы достигли в работе со средним бизнесом за 9 месяцев 2015 года? Что помогло добиться таких итогов?
– Прошедшие девять месяцев текущего года были успешным для среднего бизнеса Южного региона. В Ростове объем кредитного портфеля вырос примерно на 18%. При этом мы существенно улучшили его качество, заместив потенциально проблемные сделки. Также мы показали рекордный уровень прибыли в этот период. В целом банк сфокусирован на реализации комплексного подхода, на удовлетворении всех потребностей наших клиентов в банковских продуктах. Как правило, мы не делаем сделки, в которых не видим перспективы дальнейшего обслуживания текущей деятельности.
Какие услуги вы предлагаете этому бизнес-сегменту? В чем их выгода?
– Мы видим, что бизнесу не хватает комплексных решений по текущему расчетно-кассовому обслуживанию. Так, были разработаны пакетные предложения, которые группируются по набору наиболее востребованных банковских услуг, исходя из объемов и потребностей бизнеса. Это позволяет осуществлять экономию до 40% на РКО за счет того, что по отдельности используемые услуги стоят дороже, чем в предлагаемом пакете. В части кредитования помимо финансирования «своими» деньгами продолжаем работу совместно с Внешэкономбанком в рамках программы по поддержке МСБ. Это позволяет привлекать достаточно дешевые ресурсы для реализации инвестиционных проектов на длинные сроки.
Крупный бизнес так же не остается без вашего внимания? Какие есть финансовые продукты для этой категорий?
– Райффайзенбанк исторически силен в корпоративном обслуживании. Как и в среднем сегменте, мы фокусируемся на комплексном обслуживании крупных корпоративных клиентов. Активно предлагаем нашим клиентам решения cash-менеджмента, когда в рамках одной большой группы все финансовые потоки могут управляться с одного компьютера, мастер - счета. При этом все возможности с точки зрения управления остатками на счетах формируются исходя из оборотов и остатков по всем компаниям группы. Также мы разрабатываем пакетные решения для крупных клиентов, которые начнем предлагать с начала следующего года.
Что, на ваш взгляд, сегодня является самой большой проблемой развития среднего бизнеса и что является самой надежной точкой опоры для его развития в России?
– Конечно, снижение спроса со стороны конечного потребителя несколько придерживает развитие. Это выражается и в снижении текущих объемов, и в сокращении инвестиционных программ. С другой стороны, эту ситуацию можно рассматривать и как возможность более детально и вдумчиво пересмотреть свою модель развития, оптимизировать бизнес-процессы, разобраться со стратегией для того, чтобы стать еще более сильными, эффективными и конкурентоспособными.
Что готовите клиентам на следующий год?
– В целом в 2016 году, на мой взгляд, продолжится укрепление связи компаний со своими обслуживающими банками. Здесь многое будет зависеть не столько от стоимости тех или иных услуг, сколько от сервиса и их качества. К тому же, не стоит забывать, что конечная стоимость финансирования определяется глубиной интеграции между компанией и банком в ежедневной работе.