Меню

Вадим Крутиков: «Основная борьба между компаниями идет в области сервиса»

Продажи через интернет растут даже в кризис. Почему? На этот и другие вопросы корреспондента ДК отвечает Вадим Крутиков, коммерческий директор холдинга «Диорит» - лидера интернет-торговли в ЮФО, СКФО.

- Вопреки общему тренду продажи через интернет растут. В чем причина?

- Сегодня интернет – это не просто он-лайн торговля: нажал на кнопку «в корзину» - и заказал. Сегодня в России, преимущественно в малых городах офф-лайн торговля сочетается с он-лайном. Люди просматривают на сайте магазина каталог и приходят в магазин за товаром, который нашли в интернете. Кроме того, цены в интернет магазинах ниже, чем в классической рознице.

- Вам не кажется, что это сочетание вызвано плохим проникновением интернета в глубинку?

- Больше трех лет назад  так и было. Но сегодня почти в каждом районном центре есть быстрый интернет, поэтому эта проблема сейчас не актуальна.

- Тогда, может быть, это объясняется психологией россиянина: «сначала пощупать, потом купить»? Она еще жива?

- Два года назад В Пятигорске мы открывали магазин-склад площадью более 5000 квадратных метров, проект пилотный, были определенные опасения по поводу готовности населения покупать товар онлайн или по электронному каталогу в точке продаж. Но напрасно. Мы увидели, что даже в малых городах потребители в возрасте 50 и более лет готовы покупать товары в интернет-магазине.

- "Диорит" работает во многих регионах. Покупательские пристрастия ростовчан, их психология отличаются от предпочтений жителей других областей?

- Жители разных регионов отличаются не психологией, а уровнем благосостояния. Ставропольский край, Волгоградская, Астраханские области – победнее. Там берут более бюджетный товар. Ростовская область в ЮФО в этом смысле – середнячок. Лидер по дорогим покупкам – Краснодарский край.

Наш мониторинг показывает, что  количество и размер торговых площадей в районный центрах края существенно превышает средние показатели других регионов ЮФО. Это говорит о высокой покупательной способности населения в сравнении с соседними регионами .

- Как меняется рынок интернет торговли в последние месяцы?

- Ситуация прошлого года в корне отличается от сегодняшней.

- Чем?

- Во всех сегментах рынка идет тотальное смещение. Во-первых, в сторону отечественного товара. Во-вторых, средний чек падает. Люди ищут товар подешевле.

- Но ведь товар в интернет-магазине все равно дешевле, чем в салоне или бутике. И часть покупателей офф-лайновых магазинов, наверное, идет к вам, в интернет…

- Эта тенденция безусловно присутствует, однако не все однозначно. Российский рынок   обычно следует за западными тенденциями, хоть и с большим опозданием. А у западных покупателей на первом месте при выборе интернет-магазина стоят не цена, а сервис и качественное обслуживание. Стоимость товара занимает четвертое или пятое место. А для российского покупателя главное – цена. Но надо сказать, что качество обслуживания и скорость доставки постепенно становятся более значимыми.

Поэтому основная борьба за покупателя между компаниями идет в области сервиса. Цена в разных интернет-магазинах не могут отличаться на 10-20 процентов. Исключение составляют периоды резкого колебания курса валют, в это время разница может составлять 30 процентов и выше.

- Что вы включаете в понятие «сервис», кроме скорости доставки?

- Логистика для электронной торговли – это самый важный фактор после цены. Кроме этого важен набор дополнительных опций: установка, наладка оборудования, гарантийное и постгарантийное обслуживание. Цена все же остается покупательским приоритетом, но ее значимость сегодня все таки отходит на второй план.

- Что ждет офф-лайн розницу при дальнейшем развитии интернет-торговли?

- Она постепенно умирает. Мы видим, как динамично закрываются торговые точки в малых городах в последние 3-4 года. Тают на глазах. Во многом потому, что их подпирают он-лайн игроки.

- В этом году ваша компания отмечает 25-летие. Как будете праздновать?

- Отмечать будем весело. Мы рады, что у нас относительно низкая текучесть кадров. Есть люди, работающие больше 15 лет. Так что встретим юбилей в теплом кругу друзей и коллег.