Меню

В Ростовской области оказалась высокая межэтническая напряженность

На карте России нашли самые спокойные и неспокойные регионы в плане межнациональных отношений. Ростовская область оказалась крайне неспокойной.

Центр изучения национальных конфликтов и федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов» провели масштабное исследование уровня межэтнической напряженности в регионах России. Эксперты охватили период с сентября 2013 по март 2014 года. За этот период в России произошло 570 этнически мотивированных конфликтов — от размещения ксенофобного контента в Интернете до массовых столкновений с применением оружия и смертельными исходами.

На карте авторы проекта окрасили каждый регион в особый цвет, обозначающий степень напряженности.


Ростовская область оказалась во второй группе, где межнациональная ситуация в регионе во многом похожа на условия, которые сложились в соседнем Ставропольском и Краснодарском крае. Большинство конфликтных действий направлено против выходцев с Кавказа (турок-месхетинцев, дагестанцев, черкесов), однако, они носят ненасильственный характер. К таким действиям относят преступления против собственности, раздача ксенофобских листовок, массовые мероприятия.  

 

«Российское общество остается расколотым в социальном, идеологическом, культурном и национальном отношении, — констатируют авторы исследования. — В 2013 г. проблема межнациональных отношений вышла на первый план. Массовые волнения в Пугачеве, Бирюлево и других городах показали, что одной только пропагандой дружбы народов невозможно преодолеть межнациональную рознь».
Самый яркий межнациональный конфликт, который выделили исследователи за указанный период времени в Свердловской области, — это массовая драка в Сагре. Ее поставили в один ряд с другими ситуативными проявлениями ксенофобии — событиями в Кондопоге, Арзамасе и Пугачеве.
 
В Ростовской области среди значимых межэтнических конфликтов упоминается оправдание экс-вице-мэра Новочеркасска Владислава Журавлёва за выступление на казачьем сходе в июне 2010 года;  передача в суд уголовного дела в отношении шести скинхедов, убивших в 2012 году турка-месхетинца; сожжение за ночь нескольких автомобилей с номерами Дагестана и Карачаево-Черкесии; срыв казаками показа хиджабов на неделе моды. Среди межнациональных оказался и конфликт между общественной организацией «Суть времени» и местной армянской общиной по поводу переноса памятника Маркса. 
 
"Основным фактором напряжённости в Ростовской области является абсолютно неконтролируемая миграция народов с Северного Кавказа. Многие выходцы с Северного Кавказа занимаются сельским хозяйством — у нас даже есть сельские поселения, на 70-80% представленные нетрадиционными народами Ростовской области. Программы ассимиляции выходцев с Северного Кавказа слабы, — отмечает кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии факультета социологии и политологии ЮФУ Дмитрий Абросимов. — Это приводит к всплескам конфликтов, не имеющих изначально национального основания, но при эскалации переходящих в межнациональное состояние. Классический пример — драка между молодыми людьми, спровоцированная на бытовой почве. У нас всплески, подобные пугачёвским, случались в прошлом году на севере и востоке области, проходили митинги, выступления. Вопрос в том, будет ли это кем-то использоваться в своих политических целях. Но предугадать этого мы не можем". 

Методика исследования:

Авторы проекта воспользовались открытыми источниками разной политической направленности. В состав команды, работающей над исследованием, вошли социологи, аналитики, политологи, историки и журналисты. В рамках проекта осуществлялся постоянный мониторинг более 50 интернет-ресурсов, не считая многочисленных региональных информационных порталов, сайтов прокуратур субъектов РФ, а также региональных порталов федеральных СМИ.

Также был проведен экспертный опрос 81 специалиста федерального и регионального уровней, среди которых ученые, руководители правозащитных центров и иных общественных объединений, эксперты по демографии и миграции, представители национально-культурных автономий, бывшие сотрудники правоохранительных служб, журналисты и другие. Экспертам предлагалось назвать основные факторы межэтнической напряженности, а также указать регионы, для которых, по их мнению, характерно влияние данных факторов.