эксперты Сергей Воденко директор компании «Выставка на носу!» Роман Григорьев начальник отдела продвижения компании «МСМ» Мария Дьяченко PR-менеджер выставочного центра «ВертолЭкспо» Владислав Мас
Сергей Воденко
директор компании «Выставка на носу!»
Роман Григорьев
начальник отдела продвижения компании «МСМ»
Мария Дьяченко
PR-менеджер выставочного центра «ВертолЭкспо»
Владислав Масуренков
директор компании Avanta Group
Константин Поцелуев
управляющий партнер компании «Да будет стенд!»
Почему крупным компаниям пока невыгодно отдавать подготовку к выставкам на аутсорсинг?
Зачем компаниям, сопровождающим участие в выставках, аккредитация?
Все чаще подготовку к выставкам местные компании отдают на аутсорсинг. И если раньше эту услугу им оказывали специальные отделы при выставочных фирмах и рекламных агентствах, то в последние два-три года на рынок вышли фирмы, избравшие сопровождение выставочного бизнеса основным видом деятельности.
Как говорит директор компании «Выставка на носу!» СЕРГЕЙ ВОДЕНКО, около десяти лет назад первыми предлагать сопровождение выставочной деятельности и аренду стендов в Ростове стали организаторы выставок. Чуть позже к производству стендов и монтажу специального оборудования подключились рекламные агентства, владеющие собственным производством наружной рекламы. А компании, которые сосредоточили свою деятельность только на сопровождении выставок, по мнению управляющего партнера компании «Да будет стенд!» КОНСТАНТИНА ПОЦЕЛУЕВА, появились в городе два-три года назад. «Но до сих пор этот рынок находится все еще в зачаточном состоянии», – утверждает ВЛАДИСЛАВ МАСУРЕНКОВ, генеральный директор компании Avanta Group.
Эксперты рассказывают, что несколько лет назад игроки занимались, в основном, продажей готовых мобильных стендов, изготовленных специализированными западными компаниями Maxibit, Expand и Mobilex, а позже перешли к производству собственного оборудования. «Интерес к этому виду деятельности появился, когда предприниматели увидели, что на подготовке стендов и оказании дополнительных специализированных услуг можно делать неплохие деньги», – считает Сергей Воденко.
«Сейчас выставочное оборудование, мобильные и немобильные стенды продают компаний десять. Из них две активно занимаются эксклюзивными стендами, еще четыре-пять – мобильными. Остальные заявляют о выставочном сервисе и продаже мобильных стендов, но в реальности мало влияют на этот рынок», – говорит Владислав Масуренков.
Чтобы привлечь новых клиентов, игроки постоянно увеличивают число услуг. «Помимо производства стендов, они выполняют самые разные функции: работают с фирмой-организатором выставки, разрабатывают дизайн стенда, подготавливают полиграфическую и сувенирную продукцию для заказчика, стендистов, организуют специальные мероприятия для партнеров, прессы, всех посетителей выставки», – рассказывает МАРИЯ ДЬЯЧЕНКО, PR-менеджер выставочного центра «ВертолЭкспо».
Массовое появление фирм, специализирующихся только на выставочном сопровождении, останавливает сезонность этого бизнеса. «Выставочный бизнес имеет свои «мертвые сезоны». Поэтому компании, которые в основу своего бизнеса ставят сопровождение выставочной деятельности, должны обладать вторым профильным направлением. У нас есть достаточно мощные собственные ресурсы для производства стендов. И в межсезонье это же производство можно переориентировать на изготовление вывесок и малых форм наружной рекламы. Таким образом, сгладить отсутствие профильных заказов», – считает Сергей Воденко.
Эксперты отмечают, что основными клиентами компаний, предлагающими сопровождение при участии в выставках, становятся мелкие и средние фирмы. Они, по мнению Константина Поцелуева, начали понимать, что участие в выставке – это возможность привлекать новых партнеров и увеличивать количество заказов. Но зачастую такие компании не могут себе позволить содержать штатного специалиста по организации участия в выставке. «Трудность еще и в том, что подготовка к экспозиции, как правило, состоит из нескольких этапов. Для такой работы нужен универсальный сотрудник, в равной степени разбирающийся в вопросах маркетинга и рекламы. А передача этих функций на аутсорсинг позволяет привлечь специалиста или группу специалистов, обладающих определенным опытом и знаниями», – считает Мария Дьяченко. А Сергей Воденко отмечает, что небольшие фирмы, как правило, не обладают крупными бюджетами на продвижение. Поэтому они берут оборудование в аренду и нанимают людей, которые будут работать на стенде.
Крупные же компании, по мнению начальника отдела продвижения компании «МСМ» РОМАНА ГРИГОРЬЕВА, подготовкой к выставкам занимаются самостоятельно: «У нас специально создан отдел продвижения в составе трех человек, занимающийся выставками, демонстрационными показами и конференциями. За каждым сотрудником закреплена та или иная региональная выставка. Подготовкой федеральных мы занимаемся все вместе. Но подобное могут позволить себе только в компаниях, ведущих активную выставочную деятельность. Остальные, как правило, отдают подготовку к выставке либо рекламным отделам, либо службам маркетинга».
Некоторые эксперты считают, что крупным компаниям невыгодно пользоваться услугами специализированных выставочных фирм. Владислав Масуренков: «Выставочный аутсорсинг приемлем, когда компании дешевле отдать на сторону подготовку к выставке и не занимать время своих сотрудников. Но сегодня в большинстве случаев выгоднее поручить подготовку отделу рекламы, чем платить деньги другой компании».
Особенностью местного бизнеса эксперты называют экстремальность – «выставка наступает завтра». Многие руководители заранее не планируют участие в выставках и принимают решение в последний момент. «В таких условиях гораздо эффективнее поручить организацию компании, которая имеет большой опыт и готовые решения для эффективного участия. Они гарантируют экспоненту, что сотрудники на выставке будут заниматься делом – продвижением услуг или товаров. А не искать любой возможности выспаться под стендом после напряженной подготовки к выставке», – замечает Сергей Воденко.
На практике сотрудничество крупных компаний и специализированных выставочных фирм зачастую ограничивается заказом на разработку стенда, считают эксперты. «Если компания участвует в выставках часто, то ей проще и выгоднее сделать собственное мобильное выставочное оборудование и использовать свои силы. Если же компания выставляется один-два раза в год, ей лучше арендовать стенд и приобрести услуги по подготовке к выставке у специализированной фирмы», – считает Владислав Масуренков.
Эксперты считают, что в ближайшем будущем рынок специализированных выставочных услуг будет расти. По мнению Марии Дьяченко, это обусловлено тем, что активно развивается выставочный бизнес: «Вместе с ним – и рынок услуг сопровождения фирм-экспонентов».
Как считают эксперты, количество специализированных фирм не увеличится, но повысится качество их услуг. «В ближайшем будущем будет введена обязательная процедура аккредитации компаний выставочного сопровождения. В первую очередь, это отразится на повышении безопасности участников, и, безусловно, на лучшем качестве предоставляемых услуг. Дело в том, что сейчас многие компании делают стенды из подручных материалов низкого качества. Это подвергает опасности персонал экспонента и ставит под угрозу срыва саму презентацию», – говорит Сергей Воденко.
Местные игроки не сомневаются в хороших перспективах рынка выставочного сопровождения. Владислав Масуренков: «Я считаю, что сопровождение выставочной деятельности очень перспективное направление. Экономика на подъеме, у большинства компаний появляются свободные средства на рекламу. И их менеджмент понимает, что иногда лучше больше заплатить, чем заниматься подготовкой к выставке самостоятельно. А появляющиеся на ростовском рынке специализированные компании упрощают участие в выставке для компаний-экспонентов, повышают интерес предпринимателей к отраслевым выставкам как к маркетинговому инструменту».