Меню

В Ростове открылись школы программирования для детей

Выпускник мехмата МГУ создал успешный стартап после того, как у него в школе отбили интерес к программированию.

В конце прошлого года в интервью Forbes Андрей Лобанов планировал к концу 2017-го обучить в своих школах программирования «Алгоритмика» 1500 детей. Сейчас по их методике только в России обучается 10 000 ребят, в Польше открыта школа, в очереди на покупку франшизы стоят израильские, кипрские и белорусские предприниматели. В одной Москве – 50 площадок, и спрос постоянно растет. «Программирование – профессия 21 века», говорили нам в школе. Сейчас оптимизма поубавилось: появились целые списки профессий, которые в ближайшем будущем роботы отберут у людей, и в том числе – программирование. Но естественно-научные факультеты всех более- менее приличных вузов с каждым годом повышают проходной балл, родители шантажом и угрозами добывают телефоны лучших репетиторов по математике. Всё это неспроста. «Роботами, которые будут за нас писать программы, кто-то должен будет управлять, ставить им задачи, - говорит основатель детской школы программирования для детей «Алгоритмика» Андрей Лобанов. — Для того, чтобы делать это, надо понимать, как устроен компьютер, как он работает. Без этих навыков в ближайшем будущем не обойтись».
 
О своем знакомстве с программированием он вспоминает с сожалением.
 
«У многих из нас есть друзья, которые, закончив музыкальную школу, откладывают инструмент в сторону и больше никогда к нему не возвращаются. К сожалению, что взрослые умеют делать по-настоящему хорошо, так это отбивать у детей желание чем-то заниматься, — говорит Лобанов. — У меня то же самое произошло с программированием. В школе мне его объяснили так, что никакого желания заниматься этим у меня не появилось. Хотя я любил математику».
 
Закончив мехмат МГУ, Андрей Лобанов попробовал себя и в консалтинге, и в проектной работе, но занявшись разработкой образовательных программ по искусству, вдруг обнаружил прекрасный внутренний мир программирования и понял, как много теряют те дети, которым не везет с учителями, и которые попадают в этот ярко-логический мир полные предрассудков и разочарований.
 
«Будущее за программированием вовсе не потому, что нам с каждым годом надо все больше и больше новых компьютеров и роботов. Без понимания, что такое алгоритм и как «думает» машина, многие профессии станут невозможны. Даже врачам необходимы будут эти знания, чтобы управлять теми машинами, что будут нас оперировать», — объясняет математик и пускается в рассуждения.
 
Спорить с ним не о чем: объем информации в мире с каждым годом увеличивается вдвое, способы ее получения — упрощаются. Если в 19 веке молодому человеку, чтобы прослыть образованным, пришлось бы найти и прочесть определенное количество книг и просмотреть определенное количество произведений искусства вживую, то в 21 веке такой объем информации он может получить за год. А получить все знания в своей профессиональной отрасли он просто не в силах — настолько их много.
 
«Что такое "образованный человек" сейчас? Это, прежде всего человек,
который умеет самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию, — объясняет Лобанов. — Если же считать понятие «образованный» тождественным понятию «успешный», то тогда образование – это набор определенных навыков: креативность, логическое мышление, умение учиться, работать в команде и работать над проектом. Человек должен уметь поставить перед собой задачу, разработать пошаговый план и сфокусироваться на решении этой задачи. Умение учиться – это способность осознать, что мне не хватает каких-то знаний, найти их источник и получить. Сейчас бессмысленно говорить о том, в каком вузе будет учиться ребенок. Потому что само по себе образование без этих навыков не имеет значения. А в будущем эти тенденции только усилятся».
 
 
По мнению Лобанова, именно обучение программированию формирует в детях все эти навыки, правда, при условии, что ребенок оказывается полностью искренне вовлеченным в процесс.
 
«О том, что ребенок должен заниматься тем, чем ему хочется, много говорят. Но, к сожалению, родители до сих пор продолжают нагружать детей, требуя от них тех результатов, которые, как они считают, помогут им в будущем. Но если ребенок явно «гуманитарий», зачем требовать от него успехов в математике? Гораздо эффективнее развивать очевидные способности, чем тратить бесценное детское время на сомнительные достижения. То время, что уйдет на нелюбимые занятия, можно было бы потратить на то, что ребенку действительно интересно и что действительно может в будущем привести его к успеху. В результате ребенок ни там, ни там не получает высоких результатов и у него нет главного – радости от успехов, которые являются самой лучшей мотивацией», — объясняет Андрей Лобанов. 
 
В своей программе по обучению детей программированию математик учел и это. Учеников школы «Алгоритмика» он назвал «астрокадетами», и никакое это не обучение на самом деле, а строительство межпланетного корабля, который за 16 часов базового курса все обязательно построят. И в ходе этого строительства придется отыскать в себе всё: и креативность, и логическое мышление, и придумать проект, и научиться взаимодействовать в команде. Но главное – радость на каждом занятии о того, что ты справился с задачей на сегодня. Потому что у каждого ученика – свой профиль, для каждого машина подберет те задания, которые не просто будут обучать, но еще и радовать. Радовать победами.
 
 
«Мотивация — это самое главное в образовании. Без нее никакие успехи невозможны, - убежден Лобанов. – Успехи заряжают ребенка энергией. Когда он занимается тем, к чему у него нет ни способностей, ни желания, он не достигает успеха, у него не появляется энергия для дальнейшей борьбы. А самое обидное, что когда он находит дело по душе, у него и на это не находится энергии. Она вся ушла на разочарования».
 
Он приводит в пример историю мальчика, который попал в «Алгоритмику» при том, что родители, не смущаясь, называли его глупым.
 
«Не будем обсуждать педагогический аспект этой ситуации, конечно же, так нельзя говорить детям. Потому что они так и воспринимают себя, - объясняет Андрей Лобанов. — У мальчика действительно ничего не получалось, он сидел, скучая и глядя по сторонам… Мы решали задачи, а там надо было придумать свою игру. И ребенок изменился. Потому что выяснилось, что он большой фантазер и умеет не только придумывать разные миры, но и описывать их. А когда он понял, что с помощью программирования можно визуализировать фантазии, что живут в его голове, он изменился до неузнаваемости. Он стал сам делать проект. Понял, что ему не хватает знаний, и стал тормошить преподавателя. Сейчас он делает потрясающе сложные истории!»
 
 
Успешный стартапер Андрей Лобанов убежден, что у детей должно быть детство. И поэтому призывает родителей, не отбивать у будущих математиков, музыкантов, писателей или программистов желание учиться. Эта эмоция «консервируется» и потом способна испортить человеку всю жизнь.
 
«Более-менее точное представление о способностях и склонностях ребенка сформируется не раньше 7-8 класса, — считает он. — До тех пор дайте ему попробовать себя в разных сферах. Поверьте: неталантливых детей не бывает!».
 
Меньше чем за полгода детская школа программирования для детей «Алгоритмика» пришла в 30 городов России. Подробную информацию о работе школы в Ростове-на- Дону и условия записи на пробный урок можно найти на сайте проекта: rostov.algoritmika.org
 
Елена Романова