Сейчас успешность стран зависит в большой степени от способности или неспособности конкурировать в непростых условиях глобальной конкуренции.
Компании вынуждены конкурировать не только между собой внутри страны, но и между компаниями в глобальном пространстве. А с присоединением России к ВТО границы вообще практически стираются.
Что является условием конкурентоспособности? Было проведено исследование 50 самых успешных в мире компаний. Ученые взяли Гарвардский кейс успешности в управлении, условия которого были сформированы многими поколениями профессоров. Что получилось? Ни у одной из компаний, которые росли минимум на 20% в год и оборот которых увеличивался на 2‑3 млрд в год, не было тех условий, которые были описаны уважаемыми профессорами. Первой реакцией ученых было полное разочарование. Потом они решили снова узнать, что объединяет эти компании, есть ли какие‑то факторы, которые делают бизнес боеспособным. В результате двухлетней работы все‑таки были вычленены те факторы, которые объединяют эти компании. Это не стратегия, не целеполагание, не инструментарий, владение которым дает ответ на вопрос, как этих целей достигать. В этих компаниях были великолепные лидеры. Лидеры в пятом поколении. У них не было трудностей с ответом на вопрос — кто является главным двигателем бизнеса? Они четко знали формулу успеха: сначала — кто, а потом что. Факторы успешности многоплановые, но все они создаются человеческим трудом, коллективом, который должен быть возглавлен лидером.
Есть много теорий правильного менеджмента, основанного на взаимном уважении и доверии. Но в России, как правило, управление происходит по совершенно иным принципам. Да, российская модель управления более затратная, но сказать, что она совершенно нерезультативна, нельзя — наша страна в течение длительного времени остается в числе развитых стран, в течение последних ста лет мы не теряли территорию, а только приобретали, за исключением времени развала Советского Союза.
Русский феномен характеризуется одной простой формулой. Хотел бы рассказать одну историю, которую часто приводят в качестве примера русского стиля менеджмента. Приезжает помещик в свое поместье. Его встречает управляющий. Помещик, чтобы пробраться к себе в дом, перебирается через речку, застревает в телеге. Лошади полчаса выталкивают все это из ручья. Он говорит управляющему: «Вы хоть мостик через реку поставьте». Управляющий отвечает: «Хорошо, барин». На следующий год приезжает, все в точности повторяется. Помещик говорит управляющему: «Через месяц поеду на охоту, построй здесь мостик». «Хорошо, барин, все сделаем», — кланяется тот. Помещик едет на охоту, опять — грязь, река, тина. Нервы помещика не выдержали: он разворачивается и бьет управляющего в лицо — мол, чтобы завтра здесь был мост и розы! Разворачивается и уезжает. На следующий день возвращается — великолепный мост, с подсветкой и розовыми клумбами. Помещик вызывает управляющего и спрашивает: «Слушай, год назад тебя просил — ты ничего не сделал, месяц назад просил — ты не сделал, почему сейчас сделал, в чем секрет?» «Барин, так однозначного указания‑то не было».
Проблема нашей культуры — как уйти от традиций менеджмента, которые были в нашей стране на протяжении многих веков? Как уйти от необходимости «однозначных» указаний, когда был один помещик и его указующий перст. Даже памятники у нас с указующим перстом — лидеры знают, куда идти, и тянут всех за собой. Как перейти к другому пальцу - большому, когда лидеры становятся координаторами? Как задействовать энергию самых умных, талантливых людей, которые создали все лучшее в нашей стране?
Прочитал исследование — российское зарубежное сообщество становится все более многочисленным. В прибалтийских странах громадное количество русских прекрасно адаптировалось, пример Израиля — русские эмигранты сделали эту страну. Как задействовать нам этот потенциал? Нужно создать общество, которое сумеет интегрироваться в экономику страны, выстроить такую иерархическую систему, которая позволит всем людям в компаниях, регионах саморазвиваться.
Мы свободными становимся там, где заканчивается государство. Вопрос — где же оно заканчивается? Мы пришли к выводу, что у нас границы государства присутствуют везде. А чтобы мы могли быть конкурентными, люди должны чувствовать себя свободными, самовыражаться, влиять на управление, менеджмент в муниципалитете, регионе и стране.