Меню

В ожидании госуслуг

В прошлом году был создан ростовский портал госуслуг, но месяц назад власти региона отказались от него и перешли на платформу федерального gosuslugi.ru.

Из‑за этого ростовчанам в отличие от других регионов пока не доступны местные сервисы, но министр информтехнологий и связи области обещает, что ситуация изменится уже к концу года.

Последние годы российская власть упорно призывает пользоваться электронными госуслугами и рекламирует их. Многие, кто делал загранпаспорт через gosuslugi.ru, рассказывают, что заполнив анкету на портале, можно прийти фотографироваться в районное отделение УФМС в назначенное время и пройти действительно без очереди. При этом сотрудники службы многих лично «водят за руку», а вся процедура от силы занимает пять минут, в то время как оформляющие загранпаспорт традиционно, выстаивают в очереди по 10 часов.

Несмотря на то, что электронное правительство задумывалось для ускорения процессов подачи и утверждения документов, снижения бюрократических процедур, сейчас портал функционирует скорее как база данных, а обещанные сервисы пока не запущены.

10 лет на создание сайта

Запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в России с 2002 г. по 2010 г. регламентировала федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия». Росинформтехнологии и разработчик портала, ФГУП НИИ «Восход», наметили старт на январь 2009 г. Первая версия действительно заработала 1 января 2009 г. на сайте «Общероссийского государственного информационного центра» — ogic.ru. Но вместо полноценного портала пользователям отдали сайт с подборкой адресов госслужб и возможностью распечатать бланки официальных документов. При этом, согласно открытым источникам, затраты федерального бюджета на проект составили 495 млн руб.

Президент РФ Дмитрий Медведев остался недоволен и темпами программы «Электронная Россия», и качеством портала госуслуг. Проект перешел в ведение Минкомсвязи. Глава ведомства Игорь Щеголев отказался от услуг ФГУП НИИ «Восход» и привлек в качестве федерального оператора госуслуг «Ростелеком», а главным исполнителем проекта стала «Энвижн Груп». Бюджет на разработку был скромнее — около 100 млн руб.

Однако вторая версия портала, запущенная 15 декабря 2009 г. по адресу gosuslugi.ru, сперва все равно мало отличалась от первой: на портале разместили информацию о 110 федеральных услугах (предоставление выписок из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и т. д.) и около 200  — региональных и муниципальных. И уже через полчаса после торжественного запуска портал стал недоступен. Разработчики сообщили, что сайт подвергся DDoS‑атаке. Скептики же уверяли, что сбой был вызван спешкой при запуске. Впрочем, ошибки исправили, и до февраля 2012 г. портал только расширялся, без резких изменений дизайна и навигации. Так, 1 апреля 2010 г. заработал сервис авторизации («Личный кабинет»). А к июлю 2010 г. первые полноценные госуслуги стали доступны в электронном виде. В том числе — подача налоговых деклараций, лицензирование отдельных видов деятельности и т. д.

С 2011 г. gosuslugi.ru стал частью госпрограммы «Информационное общество» на 2011‑2020 гг. (помимо портала в нее входит «Единая система межведомственного электронного взаимодействия»). «Ростелеком», который, согласно распоряжению правительства РФ, стал единственным исполнителем работ по этой программе, получил сказочный заказ. В Минкомсвязи сообщали, что из госбюджета на программу до 2020 г. потратят 88,03 млрд руб. Из них в 2011‑2013 гг. — по 3,1 млрд руб. в год, а затем — по 11,2 млрд руб. в год.

В конце 2011 г. был анонсирован выход обновленной версии портала госуслуг. Несколько месяцев она тестировалась в Свердловской области, и после завершения испытаний, 4 февраля 2012 г., была запущена на федеральном уровне. Изменился не только дизайн, но и структура сайта. Ранее в Минкомсвязи признавали, что первая версия была неудобной и перегруженной, со сложной навигацией. Эти проблемы учли при обновлении. Помимо прочего, пользователи получили возможность отслеживать в режиме реального времени статус услуги — от отправки заявки до исполнения. В «Личном кабинете» стали отображаться и промежуточные действия, например «заявка отправлена в министерство», «заявка передана в работу» и т. д.

По данным «Ростелекома» на сентябрь 2012 г., на портале размещена информация о 61 тыс. услуг, в электронном виде предоставляется 3,7 тыс. Число пользователей портала — более 3 млн человек. Как подсчитали в компании, посещений за все время существования портала было зафиксировано около 200 млн. Что касается специфических сервисов для бизнеса, то их запуск фактически еще не состоялся: если в разделе электронных услуг на портале сделать выборку по сервисам для предпринимателей, то большинство из них — аналоги услуг для физлиц. До конца 2012 г. на федеральном уровне ожидается подключение таких сервисов, как оплата налоговых начислений ФНС и взысканий ФССП и т. д.

Первые шаги по созданию электронных госуслуг были сделаны в 2002 г. Спустя 10 лет портал далек от совершенства. Согласно последнему исследованию американской платежной системы Visa, Россия оказалась на 40‑м месте из 62 по степени развития электронных услуг, предлагаемых государством гражданам и бизнесу. Важно отметить, что в исследовании учитывались не только возможность взаимодействия физлиц и предпринимателей с правительством в электронной форме, но и инфраструктура (число банкоматов и POS‑терминалов на человека, степень развития бесконтактных и мобильных платежей), а также уровень финансовой грамотности населения, число потребительских заказов через Интернет и т. д. По совокупности этих факторов Россия набрала 50,1 балла из 100. Составители рейтинга отмечают, что «российская программа «электронного правительства» и запуск портала госуслуг — это серьезный шаг вперед». Но добавляют, что для полноценного сервиса потребуются годы.

МФЦ важнее gosuslugi.ru

Параллельно с созданием федерального интернет‑ресурса, регионы также работали над собственными площадками для оказания электронных госуслуг. С августа прошлого года началась работа по созданию ростовского сайта электронных госуслуг pgu.donland.ru. К концу 2011 г. правительство области и министерство информационных технологий и связи подсчитали издержки на содержание портала и коллектива специалистов, которые составили порядка 30 млн руб. в год, и решили перейти на платформу федерального сайта gosuslugi.ru. Месяц назад Правительство Ростовской области заключило договор с «Ростелекомом», который стал основным подрядчиком работ по созданию «электронного правительства» в регионе и уже самостоятельно подбирает субподрядчиков. Благодаря этому, по словам германа Лопаткина, министра информационных технологий и связи РО, удастся сократить затраты вдвое.

Из‑за этого перехода работа по созданию местных сервисов ушла на второй план, поэтому ростовчанам пока предоставляется доступ лишь к федеральным электронным услугам. Но теперь, по словам Германа Лопаткина, реализация электронных сервисов в Ростовской области будет проходить динамичнее: к концу декабря этого года она должна составить 100%. В настоящее время в Ростовской области 25 из 42 органов власти субъектов региона участвуют в региональной системе межведомственного электронного взаимодействия. К системе также подключены 630 органов местного самоуправления. Создано пять электронных сервисов, доступно 74 услуги в электронном виде.

Ростислав Попов, директор инженерного центра «Миком», в качестве причины медленного развития электронных госуслуг в регионе видит малую долю внимания со стороны центра. Однако уже в скором времени, по его словам, ситуация начнет меняться в лучшую сторону: специально для работы над созданием «электронного правительства» в Краснодаре федеральный системный интегратор «Ланит» скоро откроет свой офис, активная работа в этом направлении начнется и в Ростовской области. А пока наш регион только на 35 месте среди остальных субъектов РФ по уровню внедрения «электронного правительства».

Однако бизнес не перестает надеяться, что портал gosuslugi.ru в недалеком будущем станет помощником в работе, благодаря которому можно будет, не выходя из дома, сдавать финансовые отчетности, регистрировать ИП, оформлять необходимые документы. Предприниматели региона заявляют, что регулярно пользуются электронными сервисами рунета для участия в торгах (rts‑tender.ru), для сдачи налоговых отчетностей (nalog.ru) и ждут, когда все сервисы объединятся на одном портале. «Мы зарегистрировались на gosuslugi.ru как физлица, потому что с электронной подписью сложнее и дольше, — рассказывает Олег Михайленко, старший партнер адвокатского бюро «Михайленко, Сокол и партнеры». — Но мы регулярно пользуемся порталом, смотрим в нем выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП».

Слабое развитие интер-нет‑услуг объясняется тем, что власти Дона изначально делали ставку на многофункциональные центры, которые работают по принципу «одного окна», т. е. исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессах сбора различных справок и документов. «В Ростовской области 560 населенных пунктов не имеют телефонизации, — говорит Герман Лопаткин, — поэтому МФЦ для нас приоритетнее». К тому же министр отмечает характерную особенность донского менталитета — человеку проще решать вопросы при личном общении. По словам замгубернатора Виктора Гончарова, на данный момент МФЦ региона предоставляют порядка 100 услуг в сфере земельно‑имущественных отношений и социальной поддержки населения. А в перспективе планируется выполнение всех услуг передать в такие центры.

Параллельно с этой работой власти региона совместно с министерством информационных технологий и связи будут расширять перечень доступных для ростовчан услуг портала gosuslugi.ru, продвигая его деятельность для населения.
А пока большинство электронных госуслуг для юрлиц и предпринимателей на портале – это аналоги сервисов для физлиц. Впрочем, большинство бизнесменов, к которым обратился «ДК» за комментариями, портал госуслуг никогда не использовали или даже не слышали о нем. Некоторые все же пользовались им, но как физлица — для оформления загранпаспорта. Использовать площадку для решения бизнес-задач они пока не готовы.

Я бы предложила сайту изменить картинку при загрузке страницы
Галина Агуреева, управляющий партнер ГК «Технологии»

— Наша компания в этом году заказывала «Государственную услугу по оформлению и выдаче приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства». Внимательно прочитайте вкладки табулятора с описанием документов‑контактов, прежде чем нажать на кнопку «Получить услугу». Я бы предложила сайту изменить картинку при загрузке страницы: Дом правительства и российский флаг грузятся долго, при нажатии стрелки «Назад» в вашем интернет‑браузере может выскочить «Услуга временно недоступна». Не пугайтесь, жмите «Обновить страницу». Заполнение электронной формы заявления утомительно из‑за его объема. Воспользуйтесь кнопками «Сохранить текущую версию» и «Вернуться позже». Затем нужно подождать подтверждения заявки и обработки запроса. Уведомление об этом придет по электронной почте, так что нет необходимости проверять «Текущее состояние заказа». Плюсы: никаких личных встреч, очередей, попыток дозвониться, чтобы выяснить, какие требования были не соблюдены.

У РТС отличная служба поддержки
Андрей Серов, исполнительный директор туристической компании «РЕЙНА‑ТУР НТВ»

— Наша компания уже два года пользуется услугами электронной площадки РТС. Чаще всего мы участвуем в тендерах в качестве исполнителя: работаем с российскими и иностранными делегациями, прибывающими в Ростов, обслуживаем конференции, событийные туристические мероприятия. Что касается удобства сервиса, могу сказать, что поначалу было сложно сориентироваться в новой системе, но у РТС отличная служба поддержки. Отвечают оперативно, дают детальные консультации, да и сам сервис работает слаженно. В целом мы довольны этим опытом.

Из‑за сбоев ваши анкетные данные могут измениться
Елена Варданян, директор продюсер‑центра «Твой статус»:

— Я попробовала оформить загранпаспорт. Возможно, мне просто не повезло, но с момента первой попытки зарегистрировать заявку загранпаспорта до ее принятия к обработке прошло 25 дней. Мои анкетные данные из‑за сбоя на портале изменились. Сайт все время выдавал, что услуга недоступна лицам до 18 лет. Когда я проверила анкету, то увидела, что мне один год от роду. Рекомендую перепроверять в «Личном кабинете» свою персональную информацию и исправлять ее в случае необходимости. При выборе услуги по оформлению загранпаспорта сразу определитесь, какой паспорт вам нужен — нового или старого образца. Обратите внимание, что услуга по оформлению паспорта старого образца называется «Получение заграничного паспорта», а нового — «Получение паспорта нового поколения». Строго следите за тем, чтобы при указании срока и мест работы соблюдалась хронологическая последовательность. Иначе придется переписывать все заново. Опция «Добавить строку» доступна только в конце списка.Из‑за сбоев ваши анкетные данные могут измениться
Елена Варданян
директор продюсер‑центра «Твой статус»:
— Я попробовала оформить загранпаспорт. Возможно, мне просто не повезло, но с момента первой попытки зарегистрировать заявку загранпаспорта до ее принятия к обработке прошло 25 дней. Мои анкетные данные из‑за сбоя на портале изменились. Сайт все время выдавал, что услуга недоступна лицам до 18 лет. Когда я проверила анкету, то увидела, что мне один год от роду. Рекомендую перепроверять в «Личном кабинете» свою персональную информацию и исправлять ее в случае необходимости. При выборе услуги по оформлению загранпаспорта сразу определитесь, какой паспорт вам нужен — нового или старого образца. Обратите внимание, что услуга по оформлению паспорта старого образца называется «Получение заграничного паспорта», а нового — «Получение паспорта нового поколения». Строго следите за тем, чтобы при указании срока и мест работы соблюдалась хронологическая последовательность. Иначе придется переписывать все заново. Опция «Добавить строку» доступна только в конце списка.

Авторы: Сергей Дружинин, Мария Карачевцева