«Атлантис‑Пак» создавался в начале 90‑х и изначально был небольшим заводом. Сейчас у «Атлантис‑Пак» новый собственник и амбициозная задача — стать мировым лидером на рынке оболочек для колбас и сыров.
Новаторские идеи его создателей и стремление быть впереди рынка сделали из небольшого предприятия лидера российского рынка по производству оболочек для колбасных изделий и сыров.
Компания «Атлантис‑Пак» — крупнейший в России производитель искусственной оболочки для колбасных изделий. В настоящее время практически все средние и крупные мясоперерабатывающие предприятия России и других стран СНГ являются потребителями оболочек ее производства. Продукция «Атлантис‑Пак» экспортируется в 60 стран мира. Весной прошлого года компанию купил Иван Саввиди, председатель совета директоров холдинга «ГРУППА АГРОКОМ», за 6,3 млрд руб., получив дополнительные конкурентные преимущества своему мясному бизнесу: «Тавр» может стать площадкой для новых технологий «Атлантис‑Пака» — и при этом будет первым получать лучшие разработки в области оболочки. К тому же в интересах нового собственника не только не растерять заработанную десятилетиями репутацию «Атлантиса‑новатора», но и увеличить значимость компании в мировых масштабах.
На старт, внимание, фарш
В начале 90‑х Олег Давиденко (первый директор компании) с друзьями и единомышленниками искал перспективные рынки для начала собственного бизнеса. Услышав о том, что существует огромный спрос на оболочку для мясных продуктов, они нашли немецкий разорившийся завод по производству полиамидной упаковки, откуда привезли и смонтировали в Ростове две линии. Уже через несколько недель была изготовлена первая партия продукции. Партнеры поехали тестировать оболочку на первый попавшийся мясокомбинат, отдали ее и на следующий день пришли подписывать контракт. Каково же было их удивление, когда директор стоял посреди цеха, перемазанный фаршем, потому что оболочка разорвалась. После этого партнеры стали тщательнее вникать в производственные тонкости.
Игорь Переплетчиков, нынешний генеральный директор «Атлантис‑Пака», рассказывает, что пришел в компанию через полгода после ее создания рядовым менеджером: «Первое задание у меня было — изучить возможность создания собственного экспериментального комбината. Можно представить масштаб амбиций создателей: компании от роду полгода, она выпускает продукт, который пока мало востребован, но руководство уже понимает — чтобы этот продукт производить, нужно внедрять новые идеи, экспериментировать и для этого нужна площадка».
Тогда проект по созданию экспериментального комбината пришлось отложить на неопределенный срок, потому что стало понятно, что это очень большие инвестиции, а на тот момент первоочередной задачей было вкладывать в развитие производства. «После этого я стал заниматься продажами и, в частности, организацией поставок за пределы РФ, — рассказывает г‑н Переплётчиков. — Так мы начали развивать экспорт и впервые в 1994 г. вышли на рынок Украины».
На юном предприятии из производственных мощностей были две старенькие и простенькие экструзионные линии. Руководство до сих пор сожалеет, что со временем их выкинули, а так можно было хотя бы одну сохранить и выставить на территории компании как памятник.
В 1997 г. компания выпустила пластиковую оболочку для сосисок и сарделек — «Амипак», которая легко счищалась. Благодаря инновации, уже спустя год 22% всех сосисочных изделий России производилось в оболочке «Амипак». Тогда же «Атлантис‑Пак» впервые столкнулся с промышленным шпионажем — украинский конкурент стал выпускать аналог «Амипака». Виновника нашли, осудили на два года, а на территории производства «Атлантис‑Пака» появилась круглосуточная охрана.
А инновационные амбиции основателей компании между тем росли. Сотрудники предприятия работали в тесном контакте со своими заказчиками, узнавали потребности, выявляли недостатки конкурентов и передавали полученную информацию в научный отдел. Так, в 1998 г. на свет появился «Амифлекс» — первая в России многослойная пластиковая оболочка для колбасных изделий с длительным сроком хранения.
В определенный момент у руководителей компании возникло осознание того, что просто производить и продавать уже недостаточно. Надо понимать, что, кому, как и по какой цене предлагать. Компания доросла до маркетинга. В 2002 г. было создано подразделение «Управление продажами», куда вошли несколько отделов продаж по географическому и продуктовому признаку, служба маркетинга, отдел технологического обслуживания и рекламный отдел. Позже Управление трансформировалось в «Дирекцию по маркетингу и развитию».
Возглавил ее Игорь Переплётчиков, директором этой структуры он пробыл вплоть до 2011 г.
Пластиковая революция
К 2000 г. «Атлантис‑Пак» имел все необходимые структуры и мощности для динамичного роста. 2000 — 2001 гг. — разработана и запущена в производство первая в мире линейка проницаемых пластиковых оболочек: «Амисмок», «Амитан Про», «Амитан Про Синюга» для производства полукопченых, варено‑копченых и вареных колбас и «Амилюкс» для производства сосисочных изделий с копчением. Тогда же компания стала производить термоусадочные вакуумные пакеты «Амивак» для упаковки деликатесных мясных продуктов и сыров. В 2003 — 2004 гг. «Атлантис‑Пак» создает технологию УФ‑печати на колбасных оболочках и предлагает своим партнерам новые возможности в дизайне и маркетинге колбасных изделий — ультрафиолетовую печать на новых семислойных оболочках «Амитекс».
У «Атлантис‑Пак» есть несколько продуктов, которые компания выпустила первой в мире. Ряд из них имел колоссальный успех, хотя мало кто о них знает из конечных потребителей, поскольку это нишевый рынок. Например, именно в «Атлантис‑Пак» впервые в мире создали и изготовили оболочку для производства сосисок и сарделек из полиамида, т. е. из пластика. Для такого ограниченного рынка это своего рода революция. Ранее вся оболочка для производства сосисок изготавливалась либо из натуральных кишок животных, либо из коллагена, либо из целлюлозы. Все эти оболочки в нашу страну импортировались.
В советское время производство сосисок составляло 7% от общего объема мясных продуктов. Причина заключалась в том числе и в том, что не хватало оболочки, потому что в СССР ее просто не производили. А существующие виды оболочек не давали длительного срока хранения продукта: трое суток и все. А полиамид позволил увеличивать эту цифру в три раза. К тому же он дешевле, чем та же целлюлоза. «А вообще в мире существует всего несколько производителей такого вида оболочек, с некоторой натяжкой рынок можно назвать олигополией, — объясняет Игорь Переплётчиков. — Но нам он интересен. Там и цены достаточно высокие, и интерес потребителей к альтернативным поставщикам очень большой».
Торговые предприятия полюбили полиамидную оболочку и, соответственно, мясокомбинаты стали выбирать именно ее. К тому же цена на оболочку из полиамида в тот момент была дешевле, чем из целлюлозы, да и сейчас дешевле. Экономический эффект для мясокомбината был ощутимым.
В целом компания потратила больше года, чтобы адаптировать инновационную оболочку для работы на промышленном оборудовании потребителей. «Атлантис‑Пак» даже создал специальное подразделение, которое сегодня называется «Отдел технологического сопровождения продукции». В его состав вошли люди, которые знают мясоперерабатывающее оборудование лучше любого наладчика на любом мясокомбинате и могут заставить любое оборудование работать с нашей продукцией. «Тогда мы поехали по городам и весям и всех научили работать с этим продуктом, это был феноменальный успех, — говорит Игорь Переплётчиков. — В один прекрасный момент наша сосисочная оболочка стала очень востребована, и на нее моментально образовалась очередь и выросла цена. Все, что мы зарабатывали тогда, мы вкладывали в расширение производства, поэтому и по сей день остаемся крупнейшим производителем этой продукции в мире».
Новая реальность
На ухоженной территории компании «Атлантис‑Пак» располагается три производственных здания, а среди них стоит бело-синий корпус. «Это неудачная попытка диверсификации бизнеса, — объясняет г‑н Переплётчиков, показывая на этот корпус рукой. — Всегда кажется, что на чужих полях трава зеленее».
Речь вот о чем. В 2005 — 2006 гг. «Атлантис‑Пак» начал эксперименты с ингредиентами — была идея произвести отечественный растительный белок, который можно использовать в пищевой промышленности. На сегодняшний день изолированный растительный белок в России не производится. «Мы хотели создать растительный белок на основе подсолнечника, ведь наш регион им богат. Получилось, — рассказывает Игорь Переплётчиков. — Но экономически проект оказался неэффективным». Сейчас производство остановлено, компания вышла из этого бизнеса и решила сконцентрироваться на основной деятельности — производство упаковки для пищевой промышленности из полимеров.
В мире всего пять компаний‑лидеров по производству оболочки для мясных изделий. Они производят широкий спектр оболочек из разных материалов: целлюлоза, коллаген, пластик. Среди них лишь «Атлантис‑Пак» специализируется только на пластиковых оболочках. И в данном сегменте это самый крупный производитель на сегодняшний день. Тенденция на рынке оболочек такова, что доля целлюлозных оболочек и оболочек на основе коллагена снижается. Их место занимают пластиковые оболочки, потому что они значительно дешевле и обладают аналогичными свойствами. Игорь Переплётчиков считает, что мир движется в сторону некой унификации, глобального снижения затрат на единицу товара. И концепция «Атлантис‑Пак» соответствует этой тенденции.
Сейчас 60% продукции компании сбывается на территории РФ. Второй по величине рынок — постсоветские страны, затем Западная Европа, Восточная — Польша, Чехия, Словакия и т. д., также Латинская Америка, Северная Африка, Юго‑Восточная Азия. Всего порядка 70 стран. Однако есть страны, с которыми «Атлантис‑Пак» практически не работает, например, США. «Там иная технология производства колбасы и для того, чтобы полноценно присутствовать на этом рынке, нужны другие продукты, отличные от тех, что мы производим, — объясняет Игорь Переплётчиков. — Но мы над этим работаем». Если не брать Китай, США на сегодняшний день — самый большой рынок по производству продуктов мясопереработки — колбаса, сосиски, копчености. Не так давно специально для американского рынка «Атлантис‑Пак» разработал АйПил (iPeel) — первую в мире легкосъемную сосисочную оболочку, изготовленную на основе пластиков. Она позволит нам не только соответствовать требованиям этого рынка, но и полноценно конкурировать с другими производителями.
С приходом нового собственника у «Атлантис‑Пак» изменилась система с точки зрения формализации отношений и процессов. Нельзя сказать, что раньше компания была «семейная» и работала по понятиям, а не по бизнес‑процессам. «Но когда одни и те же люди компанию создают и потом возглавляют, неизбежно многие процессы формализованы на понятийном уровне и устной договоренности, — говорит Игорь Переплётчиков. — Но когда возникают спорные ситуации, все трактуют договоренности по‑своему. Сейчас мы создаем такую систему, которая меньше завязана на персоналиях. Плюс — последовательное четкое соблюдение требований всех регламентирующих органов, актов, что немаловажно и существенно снижает риски». Прозрачность и открытость предприятия — это требование управляющей компании холдинга «ГРУППА АГРОКОМ», в состав которого входит теперь «Атлантис‑Пак». Также изменился подход к мировой дистрибуции «Атлантис‑Пака». Предприятие становится более управляемым, с четко обозначенной стратегией.
«В чем философия «Атлантис‑Пака»? Мы зарабатываем на инновациях. Мы рискуем, вкладываемся в новые идеи, которые часто «выстреливают», — резюмирует Игорь Переплётчиков. — Инвестиционный потенциал, заложенный при создании компании, сохраняется и при новом собственнике. И задачи, которые он ставит перед компанией, — превратить предприятие, являющееся ведущим в производстве искусственной оболочки, в мультинациональную компанию, интегрированную во все ключевые рынки всеми своими направлениями, — вполне реальны».
Автор: Мария Карачевцева