Торговый центр МЕГА в Ростове знают все. Уже больше десяти лет этот гигант собирает под одной крышей и ростовских жителей, и жителей области, а во время чемпионата мира до него добрались и иностранцы.
В начале лета 2018 г. напротив ТЦ на двух гектарах земли возник парк с тренажерами, спортплощадкой, зоной для йоги, детской игровой зоной и концертной площадкой. В него было вложено 40 млн руб.
«Знаете, что меня радует в парке? - спросил управляющий МЕГИ Ростов-на-Дону Михаил Латкин. — Когда я прихожу туда с утра, а это бывает около восьми, то регулярно вижу людей, которые в это время занимаются на площадке для воркаута. Они, конечно, и позже бывают, но когда ты видишь, что люди специально приехали сюда в восемь утра, чтобы позаниматься, это заставляет понять, что парк был необходим».
Парк, по его словам, должен стать частью обновленной концепции МЕГИ, которую трансформируют в пространство для встреч.
— Есть такой термин, «третье место», его ввел американский социолог Рэй Ольдербург, — пояснил Михаил Латкин. — Есть первое место — дом, второе место — работа, учеба. И третье — некая площадка для досуга. И торговые центры уже должны перестать просто сдавать свои «квадраты» в аренду. Они должны стать местом, куда люди приезжают не только для шоппинга, но и для качественного проведения времени, общения с друзьями, семьей, для встреч. Вы не представляете, сколько у нас проходитделовых переговоров! Приходят люди, раскладывают на столах документы, спорят. И парк — это один из элементов формата для встреч.
Но со временем он же получит какое-то развитие?
— Конечно, и уже получает. Например, сейчас мы установили временные батуты, а недавно к нам приехал передвижной цирк-шапито с животными. Мы принимаем его впервые, посмотрим, что это даст посетителям. Вообще у МЕГИ уже есть интересный опыт сотрудничества с цирками в других регионах. Параллельно с этим мыразрабатываем календарь мероприятий для парка. Но в него еще нужно вкладывать много сил, учитывая предложения посетителей. Парк – это «про людей».
Что еще МЕГА делает «про людей»?
— Например, занимается сортировкой отходов. Это действительно важный момент – для планеты и для нас. Когда ты видишь где-то свалки, ты не можешь не думать - что будет с планетой? Что достанется нашим детям и внукам? И мы с аксайскими школами вместе делали экопроект, где детям прививалось понимание, что отходы — это вторсырье. И если его правильно утилизировать, то можно его использовать и дальше. Даже просто в быту выгодно рациональное использование ресурсов. Например, если заменить все лампочки на светодиодные, то мы уменьшим потребление электроэнергии, соответственно, и заплатим за нее меньше.
Сколько человек управляют торговым центром МЕГА?
— Около 30 человек, причем многие из них работают с самого открытия ТЦ в 2007 г. У нас также есть бэк-офис - это службы, которые оказывают некоторые услуги всем 14 нашим торговым центрам в России, например, бухгалтерские, юридические, технические. Это мощная поддержка, которая во многом облегчает управлениеторговым центром, например, помогает находить все лучшие и лучшие решения задач. Вы руководите работой торгового центра площадью 135 тыс. кв.м. Это сложно.
Что помогает справляться?
— Вы же понимаете, что на такой площади нереально одному человеку отвечать абсолютно за все. Поэтому мой ответ – команда и моя вера в нее. Правда. Есть часть задач, которые напрямую решаю не я, а другие сотрудники. Но это действительно качественно подобранная команда, у которой одни ценности и одно видение результата.
Какие это ценности?
— Например, не бояться перемен и постоянно искать какие-то новые нестандартные решения. И такой подход к работе позволяет сделать так, что каждый участник команды в равной степени отвечает за управление торговым центром. Я даже не могу сказать, что моя команда – это мои подчиненные. Потому что это мои коллеги. Они делятся своим мнением по поводу торгового центра, и что-то я беру на вооружение. У меня даже нет отдельного кабинета, где я бы сидел, отгородившись от коллектива дверью и секретарем. Мы работаем в опен-офисе, и это осознанное решение. Помню, когда мы проектировали опен-офис, проектировщик дважды пытался найти место подкабинет управляющего, а мы объясняем — он нам не нужен. Он спрашивает, а где же встречи проводить? Для встреч, отвечаю, у нас есть переговорная комната, куда я возьму ручку, блокнот и чашку кофе, и все пройдет благополучно. Но рабочее пространство так организовано не в каждой МЕГЕ, каждый сам для себя решает. Мне комфортнее так, как есть сейчас.
Как подбираете сотрудников?
— Обычно от потенциального сотрудника требуются узкоспециальные профильные знания, например, в сфере инженерного оснащения зданий. Важно, конечно, и знание иностранных языков, особенно английского. Но язык это не основной критерий отбора, так как компания может ему обучить. Это вообще наш традиционный подход— научить, если не знаешь. Для руководящих должностей кадры «выращиваются» как внутри компании, так и берутся со стороны. Приглашают специалистов и российских, и европейских. Заглядываем всюду, куда можем дотянуться. Вообще если брать Ростов в целом, то в городе есть много перспектив для роста в сфере управления торговыми центрами. Именно в этой сфере рынок еще не насыщен управленческими кадрами.
А вы — «выросли» внутри компании или пришли извне?
— Внутри. В МЕГЕ я работаю уже много лет, начинал с должности ассистента финансово-административного отдела в МЕГЕ Ростов-на-Дону.
Не могу не коснуться темы чемпионата мира по футболу. Иностранных болельщиков много в торговом центре?
— Достаточно, мы видим каждую волну зарубежных туристов. В честь чемпионата, к слову, мы организовали виртуальную реальность с зеленым покрытием, имитирующим газон, там можно с помощью специальных перчаток и очков почувствовать себя вратарем. Но о росте выручки в связи с чемпионатом пока сложно что-то говорить, цифры будут позже. Но если говорить о городе, то, я считаю, что он получил своеобразную перезагрузку. Столько жителей смогли посмотреть на иностранных гостей, а те — на нас, и увидеть нас настоящих.
Следующий вопрос, волнует, наверное, многих посетителей. Почему в МЕГЕ нет кинотеатра и появится ли он?
— Однажды он точно будет, но не в ближайшие год-два. Когда строили торговый центр, в проект не закладывали кинотеатр.
Какие-то новые интересные проекты реализуются на ваших площадях?
— Недавно у нас в сервисной галерее расположился, скажем так, филиал знаменитого книжного развала на Пушкинской. Для Ростова проект не новый, но новый для МЕГИ. Наверное, каждый ростовчанин хоть раз посещал развал или хотя бы просто слышал о нем. Там всегда есть интересные и, главное, доступные предложения. Правда, своих котов ребята не привезли (на книжном развале на ул. Пушкинской постоянно живет несколько кошек – прим. ДК)
Поведение ростовских покупателей чем-то отличается от поведения покупателей в других регионах?
— Ростовчане отличаются, например, от москвичей тем, что в большей степени, чем те, воспринимают торговые центры, как места для прогулок, куда можно приехать на весь день. Но это и хорошо, вспомним про термин «третье место».
Поговорим о безопасности. Как часто проходят проверки?
— Регулярно. И помимо этого, раз в году мы проводим учения с персоналом и также раз в году — с посетителями. Если вы подойдете к любому эвакуационному выходу, он будет открыт, там физически нет замков, и никогда не было. Правда, сработает сигнализация и сбегутся охранники.
А как вели себя посетители после трагедии в Кемерово?
— В целом спокойно. Но это еще может быть связано с тем, что люди привыкли к нашим регулярным учениям. Паники не бывает.
На ваш взгляд, в Ростовской области достаточное количество торговых центров?
— Думаю, да. Острого недостатка точно нет, особенно в Ростове-на-Дону. Хотя всегда есть перспективы расширения.