Меню

Удачная грядка

В агропромышленный бизнес Иван Килин пришел из телекома. Почти семь лет он возглавлял одну из местных телекоммуникационных компаний. За это время из небольшого предприятия она превратилась в круп

Сделать успешным агропредприятие без государственной поддержки можно, если у него появятся эффективные собственники с агрессивной рыночной позицией. Так считает председатель совета директоров ОАО «Дзержинское» из Нижегородской области Иван Килин. Инвестиции на уровне $5 млн в год в энергосберегающие технологии, собственный бренд и сбытовую сеть успешно возвращаются даже в кризис.

Ивана Килина

В агропромышленный бизнес Иван Килин пришел из телекома. Почти семь лет он возглавлял одну из местных телекоммуникационных компаний. За это время из небольшого предприятия она превратилась в крупного оператора, став частью федерального «КОМСТАРа». «Мне моя работа всегда нравилась. Я знал бизнес от и до. Но какое-то время назад пришел к выводу, что несколько исчерпал себя. Одно дело — развить небольшую компанию до такой степени, что ею заинтересуются федералы. Другое— работать по уже отлаженным схемам. Я понял, что надо менять направление, отрасль. Однако даже предположить не мог, что займусь сельским хозяйством»,— смеется г-н Килин.

Заняться сельским хозяйством помог кризис
Тепличное хозяйство «Дзержинское» существует с 1968 г. В 1996-м его было решено акционировать. Несмотря на то, что предприятие работало достаточно стабильно, кризис резко ухудшил ситуацию. Чтобы удержать компанию на плаву и развиваться дальше, руководство задумалось о поиске инвестора.
В активах ОАО «Дзержинское» помимо 7 га теплиц, было 140 га неиспользуемых угодий, имеющих статус «земли населенных пунктов». Именно наличие таких активов положило начало «сельскохозяйственной» карьере Ивана Килина.
«Уйдя из телекома, я обратил внимание на недвижимость. Это были так называемые «тучные» годы. Стоимость недвижимости, зданий, земли росла с немыслимой скоростью. Казалось, что это самое экономически оправданное вложение,— вспоминает г-н Килин.— Также мы пытались искать площадки для нужд инвесторов». По его словам, крупным компаниям неинтересно заниматься всеми вопросами, связанными с поиском и подготовкой инвестиционной площадки под запуск какого-либо проекта. Они бы хотели купить что-то готовое, когда уже есть бизнес-предложение, определенная инфраструктура, планы, проекты.
«Первоначально именно интересная инвестиционная площадка рядом с ОАО «Дзержинское» привлекла наше внимание,— рассказывает Иван Килин. — Но кризис все расставил по местам. Пузырь на рынке недвижимости сдулся, и нам стало понятно, что нет ничего более стабильного, чем простые незаменимые продукты питания. Кушать будут всегда. И уже не земля, а именно бизнес тепличного комбината привлек нас, и мы взялись за его развитие».
Начали с расширения продуктовой линейки
Предприятие убыточным не было, но и сверхприбылей не приносило: работало с рентабельностью порядка 3,5%. По словам Ивана Килина, большинство сельхозхозяйств в России балансируют на грани нуля, а дальше— кто сколько выбьет поддержки от областных властей. К тепличным предприятиям раньше применяли персональный тариф на теплоносители, доля которых в себестоимости продукции доходит до 70%. Однако он уже давно отменен. «В мировой практике немало стран, где сельское хозяйство успешно, — Штаты, Нидерланды, Франция. Но везде эта отрасль— дотационная. Это нормальная схема, когда правительство субсидирует агропромышленный комплекс. Конечно, у нас есть определенная поддержка: областные власти компенсируют 4 копейки с каждого рубля проданной продукции. Но это— капля в море»,— сетует г-н Килин.
Согласно инвестиционному плану, в течение ближайших пяти лет в «Дзержинское» будет вложено около 150 млн руб. Иван Килин: «В основном это кредитные ресурсы по программе поддержки предприятий АПК областным и федеральным правительством». Уже в 2010 г. в тепличное хозяйство намерены инвестировать 40 млн руб. Средства пойдут в первую очередь на модернизацию теплиц. Есть и совсем старые постройки, и относительно новые. В планах— строительство теплиц нового поколения: более энергосберегающих, теплоемких. «Недавно в соседней области я смотрел одно из хозяйств, подобных нашему,— рассказывает г-н Килин.— Из 18 га примерно треть оснащена теплицами «Агрисовгаз». У них оптимальная экономика, поскольку они позволяют значительно повысить энергоэффективность. Результаты очень впечатляют!» Самое главное, по его словам, это то, что новые теплицы помогают решить проблему сезонности: «Сейчас овощи в хозяйстве выращивают примерно девять месяцев в году. Сезон начинается в феврале и заканчивается к сентябрю. Наша задача— сделать работу теплиц бесперебойной. С вводом в строй новых теплиц сезон огурцов, например, можно будет начинать на пару месяцев раньше».
Огурцы— основная культура, выращиваемая в ОАО «Дзержинское»: на их долю приходится 70% продукции. Остальное— томаты, перцы, салаты. Также производят здесь баклажаны и кабачки— в небольших количествах. Этот ассортимент достался новым собственникам по наследству. Практически сразу в него начали вносить изменения. «В последнее время резко вырос спрос на салаты, различную зелень— люди начали думать о здоровом питании. В 2009 г. мы уже увеличили площади под такие культуры. А в этом году введем в строй еще один салатный комплекс и расширим продуктовую линейку салатов и зелени. Салатный рынок сегодня настолько не насыщен, что съест все, что ему предложишь»,— считает Иван Килин.
Постепенно в компании планируют еще более увеличить ассортимент выращиваемой продукции и добавить к нему, к примеру, клубнику. «Во многих странах клубнику производят круглогодично. Чем мы хуже?!»— смеется г-н Килин.
Еще одно направление работы— грибы. Сейчас в «Дзержинском» два цеха по выращиванию вешенок. Грибы эти по вкусовым качествам не уступают традиционным шампиньонам, но они «менее раскручены», отмечает Иван Килин. В «Дзержинском» собираются увеличить их производство и начать работу с другими видами грибов: шампиньонами и более экзотическими — теми, которые активно используются в восточной кухне.
«Вообще, планов у нас очень много,— рассказывает г-н Килин.— В этом году мы создаем задел на будущее: расширяем площади, увеличиваем тепловые и энергетические мощности. И самое главное— меняем схему дистрибуции».
Покупателей приучают к бренду
По словам Ивана Килина, основной задачей новых собственников, когда они пришли на предприятие, было ничего не испортить: «В производство мы не стали вносить изменения. В ОАО «Дзержинское» сильная команда профессионалов, люди знают свое дело, все процессы отлажены. Другое дело — продажи. Здесь есть над чем работать».
Большая часть продукции тепличного хозяйства реализуется оптовым покупателям. К конечному потребителю продукт попадает как под маркой ОАО «Дзержинское», так и без нее. Новые владельцы решили развивать собственный бренд. Г-н Килин: «Наша продукция— экологически чистая. В своей работе мы используем, например, опыление шмелями и пчелами. Ульи стоят прямо в теплицах. За счет этого вкус продуктов натуральный, как с собственной грядки».
Именно этот посыл был заложен в название новой торговой марки— «Удачные грядки». «Мы устроили мозговой штурм и перебрали несколько вариантов,— объясняет Иван Килин.— Остановились на этом. Оно несет в себе сразу несколько эмоций. Здесь ассоциации и с дачными участками, которые есть у многих, и с грядками на бабушкином огороде. Знаете, как в детстве: приеду к бабушке, буду есть огурцы прямо с грядки. И сразу понятно, что продукция с собственных грядок не может быть пестицидной. Вкус и качество наших товаров это подтверждают».
С апреля в Дзержинске появились розничные точки «Удачные грядки». Сейчас это сеть из 14 киосков, расположенных в местах, куда люди традиционно приходят за овощами. Ассортимент, производимый собственно ОАО «Дзержинское», дополнен другими овощами (картофель, морковь, свекла) и сопутствующими товарами: консервы, соки и т. п. «В этом году под брендом «Удачные грядки» мы начнем продавать крупы и реализовывать также через нашу розничную сеть. Покупатели смогут в наших точках полностью удовлетворить свои потребности в бакалейной и овощной группах товаров»,— делится планами Иван Килин.
Развитие собственной сети позволило увеличить продажи сразу на 10%. «Конечно, опт из структуры продаж никуда не денется,— полагает г-н Килин.— Иначе продавать тепличные культуры, особенно в сезон, когда есть конкуренция с товаром, выращенным в открытом грунте, не получится. Но собственная сеть— это намного выгоднее».
В планах компании — за два года довести продажи через собственную розницу до 40% (сегодня этот показатель на уровне 25%). В следующем году торговая сеть «Удачные грядки» увеличится и, возможно, появятся новые павильоны и в других городах.