Эксперты в один голос уверяют, что корпоративный клиент с каждым годом повышает свою финансовую грамотность. Он уже не спрашивает, что такое лизинг или факторинг и каковы их преимущества. Он са
Эксперты в один голос уверяют, что корпоративный клиент с каждым годом повышает свою финансовую грамотность. Он уже не спрашивает, что такое лизинг или факторинг и каковы их преимущества. Он сам может рассказать финанситам о 250 легальных способах снизить налоги с основных средств, о преимуществах факторинга без регресса, о залоговой оценке нематериальных активов и о том, можно ли «зафакторить» собственные филиалы или аффилированные компании. Он приходит с собственными расчетами и заранее знает, какой продукт ему нужен сегодня. И финансисты стараются угнаться за потребностями «повзрослевшего» клиента.
За 11 месяцев 2006 г. объем кредитов, выданных нефинансовому сектору донской экономики, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 63%, что почти совпадает со среднероссийскими темпами. Лизинговые компании на Дону превысили прошлогодние объемы в среднем на 50%, причем у некоторых игроков рост составил 70-80%.
Еще быстрее развивался факторинг. Объем операций увеличился в 3,5 раза, значительно превысив общероссийские темпы, которые показали «всего лишь» удвоение рынка. Факторинговый рынок, самый «молодой» в ростовском финансовом секторе, уже почти догнал по емкости рынок лизинга, которую эксперты оценивают приблизительно в $200 млн. Как утверждает ГРИГОРИЙ МЕРЗЛЯКОВ, директор по развитию партнерской сети ЗАО «Факторинговая компания «Еврокоммерц», некоторым клиентам обыкновенные кредиты кажутся технологией вчерашнего дня по сравнению с альтернативными схемами финансирования. Мировая практика доказывает эффективность механизмов лизинга и факторинга: в отдельных сегментах они давно вытеснили кредитную банковскую систему и стали одним из основных инструментов развития бизнеса.
Однако МИХАИЛ АКОПЬЯН, замдиректора ростовского филиала «Банка Москвы», отмечает, что в абсолютном выражении объемы рынка кредитования все еще на порядок превышают лизинг и факторинг вместе взятые. «Я глубоко убежден, говорит он, что кредиты были, есть и еще долго будут оставаться самым востребованным, отработанным и понятным, самым универсальным инструментом привлечения средств, который к тому же реально стоит дешевле». Однако г-н Акопян соглашается с другими экспертами, что все больше компаний отдают предпочтение факторинговым и лизинговым, а не кредитным схемам.
АНДРЕЙ КОСТИН, заместитель управляющего ростовским филиалом ММБ, говорит, что для финансовых компаний альтернативные продукты сложнее и требуют более детальной проработки. Иногда решения по ним принимаются дольше, чем по обычным кредитам. Но эти продукты очень выгодны финансистам. А то, что они выгодны и клиентам, показывает растущий спрос.
Андрей Костин уверен, что со временем бизнес научится использовать все продукты комбинаторно и каждый из них станет понятной и обычной практикой. АНДРЕЙ ТУЧКОВ, начальник отдела корпоративного кредитования ОАО КБ «Центр-инвест», сообщил, что в его банке уже немало клиентов, которые одновременно пользуются всеми тремя продуктами. Андрей Тучков объясняет: «Наш малый и средний бизнес сейчас в стадии активного роста и развития. У него возникают разные потребности. Если требуется получить заем, не отчитываясь, на какие цели предприниматель его потратит, он возьмет кредит. Требуется оборудование оформит лизинг. Ему необходимо быстро и регулярно пополнять оборотные средства и не зависеть от отсрочки платежей своих контрагентов воспользуется факторингом. У каждого из этих инструментов свои плюсы и минусы, свои способы оптимизации издержек».
По мнению экспертов, при выборе лизинга или факторинга важную роль играет беззалоговый характер заключения сделок. В лизинге обеспечением возвратности становится само приобретенное оборудование, которое, хотя и находится на балансе лизингоприобретателя, является собственностью лизингодателя. Некоторые компании идут дальше. Например, CARCADE создала в этом году на лизинговом рынке прецедент, предложив продукт, для которого не требуется даже оценки финансового состояния клиента. Директор ростовского представительства компании ЕКАТЕРИНА ПОРТНОВА поясняет: «Для нас важно, чтобы клиент работал не менее года, финансовая отчетность не рассматривается в данном случае вообще. Мы с такими клиентами общаемся, знакомимся с тем, что они делают. Если мы видим, что они платежеспособны, то предоставляем финансирование на приобретение автотранспорта. Да, закладывается процент на риск, но ему ни банк, ни другая компания не даст вообще ничего».
Примерно по тем же причинам все более востребованным становится и факторинг. Григорий Мерзляков: «Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании. Он востребован динамично развивающимися фирмами с большими амбициями. Многие из них исчерпали возможности классического кредитования, лизинга, овердрафта. Нас же интересует, сколько придет денег за проданную продукцию и как будут развиваться продажи. Акцент переносится на платежеспособность дебиторов, и заказчик обеспечивается ресурсами без залога. Причем фактор предоставляет столько средств, сколько клиент способен освоить в своем торговом обороте».
ЮЛИЯ СЫРАЕШКИНА, генеральный директор ООО «Южная лизинговая компания», напомнила и о других, кроме беззалоговой основы, преимуществах альтернативных форм финансирования. Например, лизинг выбирают юридические лица, которым интересна экономия на амортизации и налогах. На выходе такое заимствование обходится им выгоднее, чем кредиты. Вычеты по НДС идут ежемесячно, тогда как в кредите они производятся единовременно после выплаты. «Кредит это прибыль компании, а лизинг это полностью расход, затраты компании», говорит Екатерина Портнова.
А Андрей Тучков подчеркивает, что хотя факторинг и дороже кредита на три-четыре пункта, но позволяет поставщику выстроить такую систему взаимоотношений с покупателем, что уже в день поставки клиент получает авансовое финансирование в размере 90% от суммы долга. Поэтому он не испытывает дефицита оборотных средств. При стабильных продажах он всегда будет при деньгах. Он сможет их направить на еще большее увеличение объемов продаж, выходить к новым покупателям, и, кстати, предлагать им такие конкурентные преимущества, как увеличение отсрочки платежей.
Еще одним неоспоримым преимуществом альтернативных продуктов игроки называют сроки финансирования. В лизинге стандартом стали трехлетние и, уже не редкость пятилетние договоры. А в факторинге и вовсе не существует понятия сроков или регулярности платежей. «Есть продажи есть оплата факторинга. Нет продаж нет факторинга», говорит Григорий Мерзляков.
Екатерина Портнова указывает и на скорость принятия решений. Ее компании удалось добиться рассмотрения заявок на сумму до $50 тыс. в течение суток, от $100 тыс. и более в течение двух суток. Средние сроки рассмотрения кредитных заявок, по словам игроков, составляет от двух недель до месяца.
Эксперты объясняют внушительный рост факторинга и лизинга не только спросом, но и молодостью, сравнительной неразвитостью рынка. Например, факторингом в Ростове бизнесмены стали активно пользоваться только в этом году. Участники рынка склонны считать, что бурная фаза роста будет продолжаться еще минимум пять лет, пока спрос и предложение не стабилизируются. Казалось бы, на рынке достаточно много операторов. По данным ЦБ РФ, в России факторингом занимаются 110 банков (на начало года их было 84). Но 86% рынка приходится всего на пять крупных игроков. Все они действуют и в Ростове-на-Дону.
Основной сдерживающий фактор развития этого рынка высокая технологичность услуги. Григорий Мерзляков говорит: «Бизнес-процессы в факториге должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений. А это, во-первых, требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов. Во-вторых, нужна развитая филиальная сеть, потому что факторингом активнее всех пользуются компании, имеющие контрагентов и собственные представительства и филиалы в других городах и регионах».
Этими причинами игроки объясняют тот факт, что факторингом сегодня занимаются преимущественно крупные сетевые банки или профильные факторинговые компании. В Ростове, в отличие от большинства других регионов, есть и местный игрок, предлагающий факторинг банк «Центр-инвест». «Мы работаем с этим продуктом чуть больше года, говорит Андрей Тучков, и если в начале к нам обращались за ним не чаще раза в месяц, причем приходилось объяснять преимущества и технологии процедур, то теперь в неделю у нас заключается несколько сделок и детальных объяснений уже не требуется».
Эксперты предрекают, что усиление прозрачности компаний и внедрение цивилизованных форм учета и отчетности позволят рынку в ближайшие годы увеличить предложения по реальному факторингу. До сих пор до 80% совокупного портфеля факторов занимает регрессный, или, по словам Михаила Акопьяна, «квазифакторинг». По этой схеме риски неплатежей покупателей перекладываются на поставщика.
Пока на реальный факторинг из-за его высокой рискованности решаются только крупнейшие специализированные факторы и лишь имея дело с крупной публичной компанией, хорошо известной на рынке.
Лизингу тоже предсказывают светлое будущее. ЕВГЕНИЙ БАЛАЛА, директор ростовского филиала ЗАО «Европлан», уверен, что если будут урегулированы некоторые законодательные и налоговые проблемы, лизинговый рынок получит новый мощный импульс для роста. Это касается порядка учета выкупной стоимости, порядка оформления лизинга недвижимости.
Но самая главная проблема в том, что сегодня налоговые инспекции в массовом порядке отказывают лизинговым компаниям в праве на возмещение НДС из бюджета. По данным РА «Эксперт», ЮФО наиболее благополучный регион в смысле тяжб с налоговиками. Здесь в судах оспаривается не более 2% сделок, тогда как в Москве, например, почти половина сделок осела в судах с налоговиками: они считают их не более чем схемами ухода от налогов.
В Ростове другие проблемы. Евгений Балала: «Невозможно изъять без суда предмет лизинга у неплательщика. Тянутся эти процессы в течение года-двух, оборудование превращается в металлолом и полностью обесценивается. Поэтому и растут преимущественно сделки по высоколиквидному оборудованию автомобилям, в первую очередь. Лизинговые компании не хотят рисковать».
Михаил Акопьян говорит, что если факторы и лизинговые компании умудряются улучшать и удешевлять свои продукты в условиях несовершенного законодательства, то банкам с их иногда даже чрезмерной зарегулированностью и вовсе деваться некуда: «Во-первых, мы идем на удлинение сроков. Думаю, со временем перебьем хлеб и у «Сбербанка» с его инвестиционным финасированием на пять-семь лет. Факторы предлагают быстрые и живые деньги, но дорого, мы сравнительно быстрые овердрафты и дешевле. Все идут к снижению ставок и увеличению лимитов, к работе с более рискованными продуктами. Например, все чаще кредитуем под товар в обороте».
Андрей Костин резюмирует: «Несомненно, и лизинг, и факторинг нуждаются в усилении и совершенствовании законодательной базы, налогового регулирования. Кредитование в совершенствовании анализа финансового состояния заемщика, оценки залогов. Но главное, все финансовые продукты требуют прозрачного бизнеса и грамотного финансового учета в компаниях».