Меню

Цены на гречку стали иллюстрацией паники на потребительском рынке Ростовской области

По данным Ростовстата, гречневая крупа в магазинах Ростовской области за неделю подорожала еще на 9,7%. Эксперты рассказали, что движет покупателями сегодня, и как это влияет на рост цен.

За неделю с 17 по 24 ноября цена на гречку в Ростовской области выросла на 26%, на сегодняшний день средняя стоимость килограмма этой крупы в регионе доходит до 65,18 рублей. Подорожание заметно и на других категориях продуктов питания. Как рассказали эксперты, собравшиеся сегодня на круглом столе в медиа-центре «МедиаС», на растущую стоимость товаров в Ростовской области влияет не только общая геополитическая и экономическая ситуация в стране, но и потребительское поведение. В частности, растущие цены на гречку в первую очередь стали иллюстрацией паники на потребительском рынке. 
 
"Ситуация на продовольственном рынке действительно очень непростая, инфляция в значительной мере опережает прошлогоднюю. Продовольственные товары растут опережающими темпами по сравнению с иными сегментами потребительского рынка. Что происходит сегодня? Как говорят специалисты, самый лучший покупатель - это паника. Санкции, которые сегодня выдвигаются против России к гречке не имеют никакого отношения, но те настроения, которые сегодня присутствуют на рынке, связаны в том числе и с санкциями, и с курсами валют, поскольку все это закладывает определенные инфляционные ожидания", - отметил директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов
 
Как рассказал эксперт, Федеральная антимонопольная служба не выявила фактов картельного сговора по повышению цен на гречневую крупу. При этом урожай гречки в России составил в этом году 740 тысяч тонн, тогда как необходимая потребность составляет порядка 550 тысяч тонн. 
 
"На волне инфляционных ожиданий кто-то купил лишнюю тысячу долларов, кто-то произвел те покупки, которые какое-то время откладывал, а часть населения с доходом ниже среднего купила не три килограмма гречки, а десять. За месяц жители скупили трехмесячную норму гречки, естественно, товаропроводящая цыпочка такого давления не выдержала", - пояснил г-н Иванов. 
 
 
Как рассказал эксперт, товаропроводящая цыпочка стала отыгрывать ажиотажный спрос населения на определенные товары, повышая на них цены. В данных условиях повышенным спросом пользуются продукты, которые достаточно долгое время можно хранить, это касается крупы, сахара, макаронных изделий и др.
 
"Рычаги воздействия на такой ажиотажный спрос тоже оказались проблематичными, потому что у нас мало кто верит прогнозам и тому, что мы пытаемся донести. Когда мы говорим, что гречки достаточно и на 30% произведено больше, чем в прошлом году, люди начинают думать, что что-то здесь не так и надо купить еще", - отмечает Андрей Иванов.  
 
Единственным действующим ограничивающим фактором в такой ситуации может выступить платежеспособность самого населения.  Как рассказала кандидат психологических наук, преподаватель ЮФУ Валерия Альперович, значительную роль на установки потребителей играет коллективное поведение - «если другие запасаются гречкой, то и я начну». Сегодня большое влияние оказывает также политическая ситуация и военный конфликт на Украине, которые стали дополнительными стрессовыми факторами.
 
 
«После введения санкций рынок стал менее стабильным: у людей нет уверенности в будущем, поэтому они начинают доверять слухам. Есть различные модели борьбы с ажиотажем: по американской модели, например, идет снижение цены на ажиотажный товар», - поделился своим мнением преподаватель факультета управления ЮФУ Алексей Федоров
 
Однако значительная доля продуктов питания подорожала не только из-за ажиотажного спроса. По словам старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, производственная инфляция в России в этом году составила 12,6% - этот показатель выше, чем прошлогодний. 
 
"Дорожают сегодня яйцо куриное, масло сливочное, сыры, мясо птицы, - сообщил Андрей Иванов. - Изначально говорилось, что у нас 
относительно обеспеченности мясом птицы все хорошо - мы на 99% обеспечены  своим мясом птицы. Однако, как только Россия ввела ответные экономические меры, мы в течение месяца увидели рост цен на него, в основном за счет того, что значительная часть населения переориентировала свой спрос на более дешевое мясо птицы, также значительное количество перерабатывающих предприятий изменили свою технологическую цепочку. Напрямую от санкции цены на мясо птицы не зависели, но на рынке все взаимосвязано и то, что происходит сегодня на рынке РО соответствует общероссийским тенденциям. Сегодня мы объективно не можем сдержать рост цен".