Эксперты отмечают, что до наступления кризиса рынок телекоммуникационных услуг региона стабильно увеличивался на 30–50% в год. Многие компании связи, основываясь на этих оптимистичных данных, приня
Эксперты отмечают, что до наступления кризиса рынок телекоммуникационных услуг региона стабильно увеличивался на 30–50% в год. Многие компании связи, основываясь на этих оптимистичных данных, приняли долгосрочные инвестиционные программы. Но осенью прошлого года им пришлось пересмотреть намеченные планы и снизить затраты. Основные ставки были сделаны не на привлечение новых клиентов, а на удержание уже завоеванных. Для этого компании активно развивали сети третьего поколения и мобильный Интернет, внедряли видеосвязь и другие сопутствующие услуги.
Иллюзии
Забыть о демпинге
Докризисные тенденции сулили большие перспективы в развитии телекоммуникационного рынка. Многие федеральные игроки, полагая, что местный рынок не полностью охвачен и поделен, один за другим открывали в Ростове свои представительства.
С каждым годом наиболее востребованной услугой у потребителя становился беспроводной Интернет. «Слабое развитие кабельной инфраструктуры дало толчок для поиска альтернативных технологий, обеспечивающих доступ в Интернет. Самой современной и надежной на тот период стала WiMAX»,— отмечает МАКСИМ УСАЧЕВ, коммерческий директор ростовского филиала «Энфорты».
По мнению экспертов, бурный рост большинства отраслей донской экономики, расширение штата сотрудников в компаниях способствовали интенсивному развитию услуг городской телефонии: клиенты расширяли имеющуюся телефонную нумерацию, подключали городские номера в новый офис, создавали единые корпоративные телефонные сети.
Что касается развития сотовой связи, то в докризисное время рынок был сильно перенасыщен. По словам МИХАИЛА МАКАРОВА, коммерческого директора «Скай Линк–Ростов», уровень проникновения сотовой связи в области превысил 100%. Доли ведущих операторов связи оставались примерно равными. Директор филиала ОАО «МТС» в Ростовской области ДЕНИС ЛЫСОВ также считает, что докризисный период 2008 г. характеризовался насыщением рынка базовых услуг мобильной связи и активным ростом дополнительных услуг. «Экономическая стабильность обеспечивала постоянный приток инвестиций, усиливалась конкурентная среда, основанная на ожиданиях запуска операторами мобильной связи 3G»,— добавляет г-н Лысов. По его словам, абоненты некритично относились к бюджетированию расходов на мобильную связь, предъявляя требования, по большей части, к качеству обслуживания и ожидая новых сервисов, основанных на передаче данных— прежде всего, высокоскоростного мобильного Интернета. Это, в свою очередь, обусловило заметный рост потребления интернет-трафика, оборудования для доступа в Интернет и, так называемых, «вторых» SIM-карт. АРТЕМ ХАЧАТРЯН, директор ростовского филиала ОАО «ВымпелКом», приметой докризисных времен считает усиление роуминговой активности ростовских абонентов в 2008 г. и стабильный рост потребления трафика, в том числе на междугородную и международную связь.
До начала кризиса жесткая конкуренция на рынке сотовых операторов Ростовской области во многом определяла их тарифную политику. Игроки снижали стоимость разговоров и продвигали новые дополнительные услуги. «Некоторые толкали рынок к демпингу, но, в конечном счете, все поняли, что это приведет в тупик»,— констатирует Денис Лысов.
Страхи
Оттока абонентов не случилось
Связь осталась одной из базовых потребностей, на которой и частные, и корпоративные клиенты экономили незначительно. В конце прошлого года основные негативные прогнозы были связаны с возможностью значительного сокращения числа клиентской базы операторов связи и высоких темпов роста дебиторской задолженности. По словам гендиректора «ТТК-Кавказ» ВИТАЛИЯ ОРЛОВА, первое опасение не подтвердилось. «На телекоммуникационный сектор кризис повлиял меньше, чем на другие отрасли экономики. В результате уменьшение количества абонентов оказалось незначительным. К примеру, отток клиентов «ТТК-Кавказ» составил менее 1%. Что касается просроченной «дебиторки», то, несмотря на ее рост в целом по отрасли (в России к первому полугодию она выросла до 8 млрд руб.), этот объем оказался для ростовских компаний связи некритичным»,— уверяет г-н Орлов.
Мобильные операторы больше всего боялись падения спроса. Как отмечает Денис Лысов, особые опасения вызывало потребление допуслуг. Этот прогноз не оправдался, в первую очередь благодаря активным действиям игроков рынка. Более того, общее развитие рынка продолжилось и, несмотря на кризисные явления в экономике, операторы «большой тройки» в 2009 г. стали запускать сеть 3G в Ростовской области.
В компании «Скай Линк–Ростов» опасались снижения числа подключений к мобильному Интернету. «При планировании бюджета мы предполагали, что все будет намного хуже. Нам казалось, что люди будут экономить на связи, сократят потреб- ление интернет-трафика. Из-за этих опасений мы даже снизили стоимость тарифов в среднем на 30%»,— рассказывает Михаил Макаров.
Другие страхи были связаны с повышением цен на телекоммуникационное оборудование из-за скачков курсов валют. Также появились предположения о значительном падении доходов от международной и междугородней телефонии. «Однако она не сдала своих позиций, потому что этот вид связи, по сравнению с той же IP-телефонией, намного доступнее и удобнее. И IP-телефония в настоящее время полноценно заменить «междугородку» не может: люди готовы платить немного больше за комфорт и удобство»,— констатирует директор южного филиала компании «КОМСТАР–Регионы» МИХАИЛ МОНАСТЫРСКИЙ.
Уроки
Учимся выстраивать долгосрочные отношения
Игроки рынка признают, что для их отрасли кризис принес немало положительных моментов. «Мы лишний раз убедились, что связь имеет большое значение в повседневной жизни. На сегодняшний день клиенту достаточно предоставлять пакет основных услуг по достойной цене, чтобы он пользовался им и был доволен»,— рассказывает г-н Монастырский.
Операторам сотовой связи кризис позволил пересмотреть свои бизнес-процессы и политику в пользу оптимизации. Многие сконцентрировали внимание на сервисе. Одним из примеров этому стала разработка компании МТС. «Мы создали программу «Моя Сеть». Это инновационный проект в Ростовской области, который позволяет абонентам самостоятельно участвовать в строительстве сети МТС и сообщать нам о ее проблемных зонах»,— рассказывает Денис Лысов.
Аналитики уверяют, что в период кризиса многие корпоративные клиенты стали переходить на более дешевые тарифы, отказывая себе в использовании привычных сервисов. Но и из этой ситуации игроки нашли выход. «Несмотря на то, что мы работаем в большей степени с юрлицами, в середине 2009 г. мы разработали линейку тарифных планов для частных лиц, проживающих в коттеджных поселках»,— говорит Максим Усачев.
В сложные времена некоторые компании начали учиться выстраивать долгосрочные отношения. «В нашем бизнесе это ключевой момент. Продавая usb-модем, мы предполагаем, что наш клиент будет им пользоваться полгода-год. Поэтому мы снизили стоимость входного билета в нашу сеть, тем самым обеспечив себе приток новых клиентов, ориентированных на долгосрочное сот- рудничество»,— рассказывает г-н Макаров. Директор «Скай Линк–Ростов» также добавляет, что кризис в большей степени отра- зился на рынке сотового ритейла. «Многие магазины, к примеру, «Беталинк» и Dixis, которые были нашими партнерами и активно продавали услуги «Скай Линк–Ростов», закрылись. Поэтому мы стали искать новые подходы к выстраиванию прочных отношений с другими участниками рынка.
В целом, эксперты констатируют, что кризис сделал компании связи еще более клиенториентированными. «Мы осознали— в выигрыше останется тот, кто предложит не только качественную услугу по приемлемой цене, но и современный сервис. Следующий год станет годом борьбы сервисов»,— уверен Виталий Орлов.
Возможности
Кризис усилит конвергенцию связи
Основными тенденциями 2009 г. аналитики считают рост спроса на услуги передачи данных по беспроводным и проводным технологиям массового и бизнес-сегмента. По данным iKS–Consulting, уровень проникновения услуг широкополосного доступа в Интернет на первое полугодие 2009 г. в Ростове составил 45,6%. Высокоскоростной Интернет есть у 171 тыс. пользователей. В сравнении с общероссийскими это довольно высокие показатели.
Эксперты соглашаются, что кризис избавил рынок телекоммуникаций от завышенных ожиданий, и многие игроки вышли на новый виток развития. «Запуск 3G открыл новые горизонты. Реальностью становится идея о том, что «абонентами» мобильных операторов в широком смысле могут стать не только люди, но и технические устройства»,— рассуждает г-н Лысов.
Кризис дал толчок к укрупнению игроков телекоммуникационного рынка. Этот процесс, по мнению собеседников «ДК», продолжится в ближайшие два-три года. «Слияние компаний, к примеру, таких, как «ЦТС Юг» и «Комстар-ОТС», значительно усиливает их позиции на рынке и позволяет развивать внутренние ресурсы: устанавливать игровые и файлообменные серверы, организовывать медиатеки,— говорит Михаил Монастырский.— Внутренние ресурсы все больше влияют на выбор провайдера абонентом. Поэтому в последнее время на базе ШПД у провайдеров появилась возможность развивать сопутствующие услуги. Например, IPTV— технология трансляции потокового видео и эфирных телеканалов через Интернет сейчас набирает особую популярность у клиентов».
«Стали активно развиваться дополнительные телефонные услуги, к примеру, справочные сервисы, телефонные чаты. На мой взгляд, в ближайшее время от телекоммуникационных компаний будет все больше предложений конвергентных услуг. Это направление будет особенно сильно развиваться с началом процесса интеграции бизнесов МТС и «Комстар-ОТС»— сотового и фиксированного оператора»,— прогнозирует г-н Монастырский.
По предположениям аналитиков, в скором времени объединение беспроводных и проводных услуг связи расширит возможности корпоративных клиентов, которые имеют разрозненные офисы и большое количество сотрудников: офисы можно объединять в единые узлы при помощи как беспроводных технологий, так и передовых проводных. Постепенно появляется возможность переадресации звонка с мобильного на стационарный телефон, внедрения IP-телефонии.
Участники рынка уверены, от конвергенции связи выиграет не только бизнес, но и частные клиенты. По их словам, сотовые сети нового поколения, а также технологии WiMAX позволяют передавать большие объемы трафика на высоких скоростях. Это даст возможность провайдеру подключать удаленные районы города, где строительство собственных проводных сетей экономически нецелесообразно.
Основные события |
Февраль 1 | ОАО «МТС» стало первым оператором «большой тройки», начавшим предоставлять в РО услуги связи «третьего поколения». Количество станций 3G с момента запуска выросло в три раза. В начале ноября сеть 3G была запущена в Таганроге. |
Июль 2 | «Комстар ОТС» стала одной из первых компаний, запустивших в Ростове услугу «Турбокнопка», которая позволяет за небольшую плату на 1 час увеличивать скорость доступа в Интернет до максимально возможной (на ADSL— до 7-8 Мбит/сек). |
Август 3 | «КОМСТАР— Объединенные ТелеСистемы» (г. Москва) завершил начавшийся еще в апреле этого года процесс слияния своих семи 100% дочерних компаний. В их число вошли ростовские ЗАО «Стрим-ТВ» и ЗАО «Цифровые Телефонные Сети Юг». В результате их реорганизации было создано одно юридическое лицо— ЗАО «Комстар-Регионы». |
4 | ОАО «Вымпелком» модернизировал внешний канал Ростов-на-Дону—Москва, его пропускная способность была увеличена в два раза. Помимо этого компания расширяет охват своих локальных сетей в регионе. В планах— строительство сети проводного ШПД в Интернет в городах области, где число жителей свыше 50 тысяч человек. |
Октябрь 5 | Федеральный оператор «Сумма Телеком» (г. Москва) запустил в Ростове в эксплуатацию сеть ШПД в Интернет. На сегодняшний день к сети подключено порядка 260 домов. Строительство мультисервисной сети «Суммы Телеком» ведется по технологии FTTB («оптика до дома»), позволяющей обеспечить фиксированный ШПД в Интернет по каналу 100 Мбит/с до абонента. |
Декабрь 6 | «ЮТК» намерена сменить технологию работы по ШПД в Интернет. Понимая, что жизненный цикл технологии xDSL уже к концу 2009 г. в крупных населенных пунктах РО войдет в фазу «зрелости», филиал остановил свой выбор на технологии FTTB. Для ее развития в 2010 г. было выделено 232 млн руб. |
Забыть о демпинге
Докризисные тенденции сулили большие перспективы в развитии телекоммуникационного рынка. Многие федеральные игроки, полагая, что местный рынок не полностью охвачен и поделен, один за другим открывали в Ростове свои представительства.
С каждым годом наиболее востребованной услугой у потребителя становился беспроводной Интернет. «Слабое развитие кабельной инфраструктуры дало толчок для поиска альтернативных технологий, обеспечивающих доступ в Интернет. Самой современной и надежной на тот период стала WiMAX»,— отмечает МАКСИМ УСАЧЕВ, коммерческий директор ростовского филиала «Энфорты».
По мнению экспертов, бурный рост большинства отраслей донской экономики, расширение штата сотрудников в компаниях способствовали интенсивному развитию услуг городской телефонии: клиенты расширяли имеющуюся телефонную нумерацию, подключали городские номера в новый офис, создавали единые корпоративные телефонные сети.
Что касается развития сотовой связи, то в докризисное время рынок был сильно перенасыщен. По словам МИХАИЛА МАКАРОВА, коммерческого директора «Скай Линк–Ростов», уровень проникновения сотовой связи в области превысил 100%. Доли ведущих операторов связи оставались примерно равными. Директор филиала ОАО «МТС» в Ростовской области ДЕНИС ЛЫСОВ также считает, что докризисный период 2008 г. характеризовался насыщением рынка базовых услуг мобильной связи и активным ростом дополнительных услуг. «Экономическая стабильность обеспечивала постоянный приток инвестиций, усиливалась конкурентная среда, основанная на ожиданиях запуска операторами мобильной связи 3G»,— добавляет г-н Лысов. По его словам, абоненты некритично относились к бюджетированию расходов на мобильную связь, предъявляя требования, по большей части, к качеству обслуживания и ожидая новых сервисов, основанных на передаче данных— прежде всего, высокоскоростного мобильного Интернета. Это, в свою очередь, обусловило заметный рост потребления интернет-трафика, оборудования для доступа в Интернет и, так называемых, «вторых» SIM-карт. АРТЕМ ХАЧАТРЯН, директор ростовского филиала ОАО «ВымпелКом», приметой докризисных времен считает усиление роуминговой активности ростовских абонентов в 2008 г. и стабильный рост потребления трафика, в том числе на междугородную и международную связь.
До начала кризиса жесткая конкуренция на рынке сотовых операторов Ростовской области во многом определяла их тарифную политику. Игроки снижали стоимость разговоров и продвигали новые дополнительные услуги. «Некоторые толкали рынок к демпингу, но, в конечном счете, все поняли, что это приведет в тупик»,— констатирует Денис Лысов.
Страхи
Оттока абонентов не случилось
Связь осталась одной из базовых потребностей, на которой и частные, и корпоративные клиенты экономили незначительно. В конце прошлого года основные негативные прогнозы были связаны с возможностью значительного сокращения числа клиентской базы операторов связи и высоких темпов роста дебиторской задолженности. По словам гендиректора «ТТК-Кавказ» ВИТАЛИЯ ОРЛОВА, первое опасение не подтвердилось. «На телекоммуникационный сектор кризис повлиял меньше, чем на другие отрасли экономики. В результате уменьшение количества абонентов оказалось незначительным. К примеру, отток клиентов «ТТК-Кавказ» составил менее 1%. Что касается просроченной «дебиторки», то, несмотря на ее рост в целом по отрасли (в России
Мобильные операторы больше всего боялись падения спроса. Как отмечает Денис Лысов, особые опасения вызывало потребление допуслуг. Этот прогноз не оправдался, в первую очередь благодаря активным действиям игроков рынка. Более того, общее развитие рынка продолжилось и, несмотря на кризисные явления в экономике, операторы «большой тройки» в 2009 г. стали запускать сеть 3G в Ростовской области.
В компании «Скай Линк–Ростов» опасались снижения числа подключений к мобильному Интернету. «При планировании бюджета мы предполагали, что все будет намного хуже. Нам казалось, что люди будут экономить на связи, сократят потреб- ление интернет-трафика. Из-за этих опасений мы даже снизили стоимость тарифов в среднем на 30%»,— рассказывает Михаил Макаров.
Другие страхи были связаны с повышением цен на телекоммуникационное оборудование из-за скачков курсов валют. Также появились предположения о значительном падении доходов от международной и междугородней телефонии. «Однако она не сдала своих позиций, потому что этот вид связи, по сравнению с той же IP-телефонией, намного доступнее и удобнее. И IP-телефония в настоящее время полноценно заменить «междугородку» не может: люди готовы платить немного больше за комфорт и удобство»,— констатирует директор южного филиала компании «КОМСТАР–Регионы» МИХАИЛ МОНАСТЫРСКИЙ.
Уроки
Учимся выстраивать долгосрочные отношения
Игроки рынка признают, что для их отрасли кризис принес немало положительных моментов. «Мы лишний раз убедились, что связь имеет большое значение в повседневной жизни. На сегодняшний день клиенту достаточно предоставлять пакет основных услуг по достойной цене, чтобы он пользовался им и был доволен»,— рассказывает г-н Монастырский.
Операторам сотовой связи кризис позволил пересмотреть свои бизнес-процессы и политику в пользу оптимизации. Многие сконцентрировали внимание на сервисе. Одним из примеров этому стала разработка компании МТС. «Мы создали программу «Моя Сеть». Это инновационный проект в Ростовской области, который позволяет абонентам самостоятельно участвовать в строительстве сети МТС и сообщать нам о ее проблемных зонах»,— рассказывает Денис Лысов.
Аналитики уверяют, что в период кризиса многие корпоративные клиенты стали переходить на более дешевые тарифы, отказывая себе в использовании привычных сервисов. Но и из этой ситуации игроки нашли выход. «Несмотря на то, что мы работаем в большей степени с юрлицами, в середине 2009 г. мы разработали линейку тарифных планов для частных лиц, проживающих в коттеджных поселках»,— говорит Максим Усачев.
В сложные времена некоторые компании начали учиться выстраивать долгосрочные отношения. «В нашем бизнесе это ключевой момент. Продавая usb-модем, мы предполагаем, что наш клиент будет им пользоваться полгода-год. Поэтому мы снизили стоимость входного билета в нашу сеть, тем самым обеспечив себе приток новых клиентов, ориентированных на долгосрочное сот- рудничество»,— рассказывает г-н Макаров. Директор «Скай Линк–Ростов» также добавляет, что кризис в большей степени отра- зился на рынке сотового ритейла. «Многие магазины, к примеру, «Беталинк» и Dixis, которые были нашими партнерами и активно продавали услуги «Скай Линк–Ростов», закрылись. Поэтому мы стали искать новые подходы к выстраиванию прочных отношений с другими участниками рынка.
В целом, эксперты констатируют, что кризис сделал компании связи еще более клиенториентированными. «Мы осознали— в выигрыше останется тот, кто предложит не только качественную услугу по приемлемой цене, но и современный сервис. Следующий год станет годом борьбы сервисов»,— уверен Виталий Орлов.
Возможности
Кризис усилит конвергенцию связи
Основными тенденциями 2009 г. аналитики считают рост спроса на услуги передачи данных по беспроводным и проводным технологиям массового и бизнес-сегмента. По данным iKS–Consulting, уровень проникновения услуг широкополосного доступа в Интернет на первое полугодие 2009 г. в Ростове составил 45,6%. Высокоскоростной Интернет есть у 171 тыс. пользователей. В сравнении с общероссийскими это довольно высокие показатели.
Эксперты соглашаются, что кризис избавил рынок телекоммуникаций от завышенных ожиданий, и многие игроки вышли на новый виток развития. «Запуск 3G открыл новые горизонты. Реальностью становится идея о том, что «абонентами» мобильных операторов в широком смысле могут стать не только люди, но и технические устройства»,— рассуждает г-н Лысов.
Кризис дал толчок к укрупнению игроков телекоммуникационного рынка. Этот процесс, по мнению собеседников «ДК», продолжится в ближайшие два-три года. «Слияние компаний, к примеру, таких, как «ЦТС Юг» и «Комстар-ОТС», значительно усиливает их позиции на рынке и позволяет развивать внутренние ресурсы: устанавливать игровые и файлообменные серверы, организовывать медиатеки,— говорит Михаил Монастырский.— Внутренние ресурсы все больше влияют на выбор провайдера абонентом. Поэтому в последнее время на базе ШПД у провайдеров появилась возможность развивать сопутствующие услуги. Например, IPTV— технология трансляции потокового видео и эфирных телеканалов через Интернет сейчас набирает особую популярность у клиентов».
«Стали активно развиваться дополнительные телефонные услуги, к примеру, справочные сервисы, телефонные чаты. На мой взгляд, в ближайшее время от телекоммуникационных компаний будет все больше предложений конвергентных услуг. Это направление будет особенно сильно развиваться с началом процесса интеграции бизнесов МТС и «Комстар-ОТС»— сотового и фиксированного оператора»,— прогнозирует г-н Монастырский.
По предположениям аналитиков, в скором времени объединение беспроводных и проводных услуг связи расширит возможности корпоративных клиентов, которые имеют разрозненные офисы и большое количество сотрудников: офисы можно объединять в единые узлы при помощи как беспроводных технологий, так и передовых проводных. Постепенно появляется возможность переадресации звонка с мобильного на стационарный телефон, внедрения IP-телефонии.
Участники рынка уверены, от конвергенции связи выиграет не только бизнес, но и частные клиенты. По их словам, сотовые сети нового поколения, а также технологии WiMAX позволяют передавать большие объемы трафика на высоких скоростях. Это даст возможность провайдеру подключать удаленные районы города, где строительство собственных проводных сетей экономически нецелесообразно.