Меню

Татьяна Нечепаева: «Принимать гостей — дело выгодное»

Татьяна Нечепаева, генеральный директор туркомпании «Рейна‑Тур НТВ», председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно‑рекреационной и гостиничной деятельности при ТПП РО

Федеральные власти в последний год уделяют въездному туризму больше внимания, чем обычно. На уровне областей приняты долгосрочные целевые программы по развитию новых направлений внутреннего и въездного туризма, инфраструктуры, созданию брендов территорий, привлечения инвестиций в туристскую отрасль.

Ростовская область— не Северный Кавказ

В Ростове программа по развитию туризма тоже есть. На нее из бюджетов разных уровней выделено 3,3 млрд руб. Продолжительное время донские территории на внешних рынках воспринимались как Северный Кавказ, и поэтому ассоциировались с близостью к неспокойным республикам. Сейчас область позиционирует себя как юг России. Но сломать укрепившийся стереотип не просто. Если же брать внутренний рынок, то тут ситуация еще сложнее — россияне уверены, что в донскую столицу можно приехать только в деловых целях.

— Татьяна Владимировна, честно признаюсь, сложно представить себе туриста, который решил отдохнуть не где-нибудь у моря, а в Ростовской области. Вы себе такого туриста представляете?

— Конечно. Более того, я таких туристов регулярно встречаю. А некоторых, что называется, «создаю» сама: многие люди, когда к нам приезжают, удивляются, до какой степени наш регион недооценен. В последние годы изменилась к лучшему ситуация с нашими авиакомпаниями, которые летают напрямую из Ростова за рубеж. Это приток иностранцев, которые попадают к нам в регион, знакомятся с ним. И замечательный ресурс по созданию лояльных туристов, которые вернутся к себе домой, и расскажут еще 5-10 друзьям и знакомым, как в России, в Ростове хорошо.

— Куда в Ростове можно было пригласить туристов, которые привыкли к хорошему уровню сервиса и комфорту?

— В самом Ростове нет крупных объектов для отдыха. Все они в области. Их, конечно, не хватает. Существующие территории в целом не плохие. Но в каждом объекте должна быть идея. Владельцы еще на моменте создания проекта должны представлять, какими будут их гости, сфера обслуживания, удобства в номерах и прочие важные мелочи. Но не все, к сожалению, представляют.

— Есть в области рекреационные проекты, которые можно привести в пример, мол, вот смотрите и учитесь, как нужно развивать территорию?

— Несомненно, это «Олд Хаус». Там и пароход классный, и баня, прекрасная винная дегустация. Там гордость обуревает за свой регион. В «Олд Хаусе» мы организовывали совещание филиалов ММВБ и других федеральных компаний, и все гости высоко оценивают уровень сервиса. У многих серьезных объектов — отличные управляющие, но есть проблемы с обслуживающим персоналом. Никто не готовит профессионалов ни гостиничного, ни ресторанного бизнесов, ни экскурсоводов. Все это проблемы высшего и профтехобразования.

Научить легче, чем переучить

Татьяна Нечепаева, когда набирала персонал для своей гостиницы, пришла к выводу, что нужно создавать свой учебный центр. Привлекла лучших специалистов по приему в Ростове?— менеджеров, экскурсоводов. А еще отправила дочь в швейцарскую школу гостиничного бизнеса. Оттуда она привезла зарубежный опыт и профессиональную литературу. Работает центр уже шесть лет, преподают там практики турбизнеса — директора и менеджеры компаний.

Управляющий гостиниц Sheraton в России, например, признался, что они собираются в Ростове набирать студентов без опыта работы в сфере обслуживания, и сами их учить.

— Совершенно верно. Это хороший путь. Когда мы берем наших студентов, получивших образование по специальности туризм, так и хочется им сказать — забудьте все, чему вас учили. Те, кто преподают туризм, ничего не понимают в нем и не знают, что сейчас на рынке происходит. Что касается поваров, то 90% закончивших кулинарное училище не идут работать по специальности. Стандарты обслуживания в этой среде достаточно высокие. Найти бармена с английским языком, сами понимаете, большая проблема. Профтехобразование у нас похоронено, да и высшее тоже. Я лично вузам стандарты писала, чтобы они понимали, чего мы хотим от выпускников: чтобы они знали язык, компьютер, чтобы умели, в конце концов, улыбаться.

Нужны праздник и дороги

Универсальный рецепт для того, чтобы быстро раскрутить регион, — это событийный туризм. Область давно работает в этом направлении. Регулярно проходят туристские ярмарки, различные фестивали. Но событийный туризм — с одной стороны очевидный путь, а с другой — требующий к себе профессионального подхода.

— Какова емкость рынка въездного туризма в области? Есть же объективные факторы, которые не позволят прыгнуть выше головы.

— Нужно честно смотреть — у нас не Краснодарский край. И как ни раскручивай въездной туризм, выше своей планки он не поднимется. Нужно искать пути привлечения туристов. Событийный туризм — хорош как один из инструментов. Но заниматься им нужно профессионально. У нас есть такой ресурс, как музыкальный театр, ТЮЗ. Там такие творческие люди работают, их надо задействовать. Например, в Вене, когда выходишь на улицу в выходной день, и все красиво, артисты выступают. Настоящий праздник. Хочется, чтобы в Ростове тоже были праздники для людей.

— А кто должен эти праздники придумывать? Власть?

— Я считаю, что это должно проходить под эгидой администрации области, которая может выбрать организаторов этих праздников и будет следить за бюджетом мероприятий. Можно привлекать спонсоров. Тогда это было бы эффективно. То же самое касается памятников. Мне больно смотреть, что они разрушаются. Их отдали людям неэффективным. Нужно менять ситуацию. Например, ситуация с Домиком Врангеля. Он когда?то был передан Ростовской епархии, и многие годы находился в разрушенном состоянии. Мы готовы отреставрировать его и создать в нем музей, но вопрос все никак не решится.

— Мне кажется, архитектурные памятники специально доводят до состояния, что ничего сделать уже нельзя. Потом их разрушают и на этом месте строят коммерческий проект. Очередной бизнес?центр.
Это известная схема для всех городов.

— Если мы говорим о туризме, нам есть, что сохранить. И если мы этого не сохраним, будет просто обидно.

— Сейчас в тренде экотуризм. Как в Ростовской области развивается это направление?

— Развивается, но медленно. Некоторые главы районов, сел правильно оценивают свой природный ресурс и понимают, что на этом они могут заработать деньги. Но этих людей нужно учить, направлять, потому что они никогда не занимались этим бизнесом. Вот, например, глава Семикаракорского района рассказывал, что они выделили 10 земельных участков под реализацию инвестиционных проектов, купили пароходик. Молодцы.

Для развития такого туризма нужна инфраструктура, прежде всего, дороги. Мы уже много лет в городской администрации бьемся над одними и теми же вопросами. Они обсуждаются, но, к сожалению, очень медленно решаются. У нас часто бывает: стоит шикарная гостиница, все в ней замечательно, а стоит выйти за ее пределы — грязь и ухабы. Ко многим объектам показа нет подъездных путей.

Въездной туризм только набирает обороты

Самая главная проблема, что в Россию и по России ездить дорого: и перелет дорогой, и размещение. Львиную долю цены тура, конечно, составляет стоимость перевозки. В Ростове много говорят о решении данной проблемы. Но дальше разговоров дело пока не идет.

— Есть перспективы, что туры в Ростов будут дешевле, чем в Турцию и Египет?

— Если решить вопрос с перевозками, то есть. В Ростове особенность волны размещений такая, что к концу недели отели стоят пустые. В связи с этим такие составляющие пакета, как проживание, например, может упасть больше, чем вполовину. «Дон Плаза», «Эрмитаж» готовы принимать на таких условиях. По вопросу удешевления перевозок мы давно ведем работу. Сначала шли к перевозчикам: они говорят, вы запрашиваете даты на выходные, как раз все возвращаются из Москвы сюда, рейсы идут забитые, нам не интересно «морозить» кресла для вас. Поэтому было бы неплохим выходом, чтобы власти субсидировали недоимку. Можно использовать такой подход как маркетинговый ход. За год-два мы бы раскатали это направление, а потом цены можно выравнивать. Это хороший механизм. Он уже давно работает в Европе.

Меняется ли ситуация сейчас? Много говорится, что туризму власти стали уделять больше внимания. А как на самом деле?

— Парадокс состоит в том, что в Ростове отдел туризма в городской администрации сейчас состоит из 1 человека. О чем это говорит? О том, что власти не верят во въездной туризм. Я неоднократно предлагала собрать всех чиновников, депутатов и устроить им тур по региону, чтобы они увидели, какой у области потенциал.

В области для туризма делается много, но, я считаю, совершенно недостаточно. С 2008 года Минэкономики взяло туризм под свое крыло и нам стало легче. Они стали субсидировать наши затраты на участие в международных выставках, где мы рекламировали наш регион ежегодно. Мы неоднократно в Лондоне и Берлине таким образом в выставке участвовали. Правда, в Германию в этом году мы съездили за свой счет.

— А сколько стоит заявить о том, что Ростов ?— это не Северный Кавказ в Берлине?

— Порядка 250 тыс. руб. Это очень серьезная сумма для одной туркомпании. Если бы мы не были многопрофильниками, то не потянули бы один въездной туризм. Наша компания — один из крупнейших игроков на рынке авиа- и ж/д перевозок. Кроме того, мы занимаемся международным туризмом и гостиничным бизнесом.

— То есть для вас продвижение въездного и внутреннего туризма?— это что?то вроде хобби?

— Сейчас уже нет. Мы равномерно распределяем усилия. А был период, когда мы только вкладывали и ничего не получали. Ситуация начала меняться 3?4 года назад. Интересно, что в кризисный год, когда пошел отток клиентуры на выезд, у нас был рост въездного туризма.

— Удивили! Все компании в кризис говорили, что продажи путевок стремительно падали… Мои знакомые руководители туркомпаний в олимпийском Сочи были вынуждены массово увольнять сотрудников. В чем ваш секрет?

— Сам рынок не рос, конечно. Но в нашей компании количество людей, которых мы приняли тогда, выросло на 5-7%. И мы, что называется, расширяем тот кусок пирога, который у нас есть. Потенциал въездного туризма, я считаю, очень серьезный.

— Некоторые игроки туррынка говорят, что не хотят заниматься въездным туризмом просто потому, что он дает меньшую прибыль.

— Я могу с этим поспорить. Если с путевки в Египет агентство имеет всего 2-3 тыс. руб., принимая во внимание демпинг на рынке, то с приезжего сюда, особенно с неплохой группы, когда сформирован пакет с переездами и т. д., маржа гораздо больше. Наверное, для нас сейчас хорошо, что коллеги не понимают, что на приеме можно заработать больше. В стратегической перспективе это самое выгодное направление.